Кабинет министров Украины еще в конце сентября представил программу действий правительства, которая определяет цели и приоритеты деятельности в течение следующих пяти лет. Рада утвердила ее 4 октября. «АиФ» разбирался, куда мы теперь стремимся, и насколько реально запланированное?
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
Программа без действия: Кабмин озвучил план своей работы на пять летПрезентуя программу, премьер-министр Украины Алексей Гончарук назвал ее рабочим документом, по которому мы будем измерять нашу общую эффективность. Всего правительство поставило перед собой 78 целей. Среди основных направлений работы: развитие человеческого капитала и экономики, продолжене курса на евроинтеграцию, безопасность и рост уровня комфорта жизни граждан. Также украинцам пообещали рост инвестиций в науку, образование и культуру.
Рост экономики на 40%
Правительство планирует рост экономики на 40%, что позволит создать 1 млн новых рабочих мест, понизить уровень безработицы вдвое – до 5%, установить прожиточный минимум на уровне 4,2 тыс. грн. Большинство экспертов считает, что этих цифр будет достичь сложно, но реально.
Директор Crane IP Law Firm Иван Никитченко говорит, что в Украине уже был 5-летний период даже с большим ростом — за 2000-2004 гг, тогда ВВП Украины вырос на 49%. А за 2000-2008 гг.при рост составил 79%. Сейчас мы имеем низкую сравнительную базу, ведь после падения в 2014-2015 гг. уровень ВВП так и не вышел на показатель 2013 г. Так что план реален.
В то же время, создать 1 млн рабочих мест будет сложнее. Ведь в Украине низкая производительность труда. А рост ВВП будет происходить, в том числе, за счет ее повышения путем внедрения новых технологий и оборудования, диджитализации, улучшения бизнес-процессов и т.д. Если отечественные предприятия не будут так работать, они просто не будут конкурентными по сравнению с европейскими компаниями.
А вот с озвученным прожиточным минимумом проблем нет. Все, что нужно делать — это активно, начиная с бюджета-2021 г., распределять средства на социальные и инвестиционные статьи.
Максим Пархоменко, финансовый аналитик компании Альпари отмечает: для того, чтобы выйти на рост экономики в 40% в течение пяти лет, нужно будет хорошо потрудиться. Чтобы прожиточный минимум был на уровне 4,2 тыс. грн, его нужно ежегодно повышать на 14,5% в год. По прогнозам НБУ, инфляция в Украине будет на уровне 5%. За 5 лет она поможет сократить затраты на «минимум», 27%. В итоге, государству нужно будет «постараться» еще на в 11%. Этот показатель выполним. По поводу сокращения уровня безработицы (сейчас это 7.8%) вдвое — эксперт тоже оптимистичен. Он говорит, что при достижении целевых показателей по новым рабочим местам, увеличится уровень окладов на рынке и сократится уровень безработицы.
Наиболее пессимистичен Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. Он уверен, что такого большого роста ВВП — в 40%, как запланировано в программе правительства, не будет. Это очень много, даже если будет запущен рынок земли.
Высокий рейтинг и меньше долгов
Минфин планирует повышение суверенного рейтинга Украины до минимум В+ в 2020 г. и до А- в 2024 г Руководитель отдела аналитики финансовой компании ГК FOREX CLUB Андрей Шевчишин считает, что инвестиционный рейтинг страны ограничивает военный конфликт, ранее проведенная реструктуризация долга, неопределенность с выполнением реформ и коррупция. Все это сдерживает экономический рост и формирует неопределенность в отношении выполнения долговых обязательств. Если эти факторы будут нивелированы, тогда можно ожидать, что будет присвоен инвестиционный рейтинг А-.
И. Никитченко называет планы правительства амбициозными, но реальными.По его словам, по сравнению с некоторыми странами, у которых более высокие рейтинги, наше соотношение госдолга к ВВП уж сейчас на нормальном уровне, как и динамика роста ВВП. Поэтому Украине надо продолжать сокращать соотношение госдолга, и несколько лет демонстрировать хорошие, а главное стабильные темпы роста, ведь рейтинг — это показатель прогнозируемости и стабильности экономики.
М. Пархоменко говорит, что рост до отметки в В+ — это одна позиция с Кений, Черногорией и Албанией и считает, что достигнуть ее в следующем году реально. По его мнению, мы сможем это сделать за счет снижения долга к ВВП, кроме того большая часть долга будет рефинансирована в гривну, что снизит риски дефолта и повысит наш рейтинг. А вот выйти на уровень А- будет крайне сложно. Это значит догнать Саудовскую Аравию, Малайзию и Польшу. Наш реальный ориентир — группа BBB — Казахстан, Россия, Мексика и Турция.
Рост суверенного рейтинга Украины напрямую зависит от состояния дел с долгом. Чем он меньше, тем выше наши позиции в рейтинге. По планам правительства, доля госдолга по отношению к ВВП должна снизиться до 40% с нынешних 60 %. И. Никитченко такое соотношение считает вполне реальным. По его мнению, даже при стабильном размере долга, но с ростом ВВП, эта цифра будет снижаться. Именно такой сценарий и является приоритетным для правительства. А. Шевчишин уверен, что закредитованность государства будет снижаться по мере роста экономики, закрытия долговых обязательств и стоимости их обслуживания, а также приватизации, которая переведет госдолг в частные руки. М. Пархоменко полагает, что большая часть долга будет выплачена в следующем году. В итоге, общий долг за счет этого существенно сократится. А. Охрименко говорит, что для того, чтобы долг Украины снижался, нужно привлекать иностранные нивестиции. Но планы правительства по их росту до 50 млрд долл. считает нереальными.
Бюджетное планирование
Со следующего года в правительстве обещают перейти на трехлетнее бюджетное планирование. Эксперы считают эту идею позитивной. Так, А. Шевчишин говорит, что долгосрочное бюджетирование – это наиболее эффективный механизм финансирования и управление проектами. Тогда нет необходимости выбивать каждый год новые средства для реализации длинных проектов. По словам И. Никитченко, некоторые программы требуют долгосрочного планирования, например, та же диджитализация, в рамках которой надо переводить множество процессов на новые стандарты.
Также планирование наперед позитиво для инфраструктурных проектов, таких, как строительство дорог и мостов, что позволит избегать проблем со сбоями в финансировании. М. Пархоменко говорит, что некоторые проекты просто не могут быть реализованы в течение одного года. К примеру, мост на Троещину в Киеве построить за один год нереально. При трехлетнем планировании и финансировании это реализовать уже возможно.
Налоговая реформа
Правительство надеется, что в 2024 году Украина войдет в топ-25 стран мира с самыми простыми условиями уплаты налогов. Для того, чтобы это осуществить, по мнению И. Никитченко, нужна комплексная налоговая реформа. В Кабмине о ней говорят, и это огромный плюс. Задача налогов — собирать достаточно денег в бюджет. Это можно делать с помощью 2-3 налогов, отчисления по которым большие, но которые просто администрировать и платить. А можно с помощью 20-25 налогов с маленькими платежами по каждому, но сложным администрированием и оплатой.
По мнению эксперта, Украине надо перейти к первому варианту — сделать процедуру уплаты налогов простой, сократить число налогов, оставив общую эффективную ставку на том же уровне. В результате, наполняемость бюджета, как минимум, не снизится, а легкость уплаты налогов вырастет. М. Пархоменко считает, что для достижения поставленной цели нужно перевести налоговую базу в «цифру» и дать возможность внешним компаниями подключатся к ней и проводить оплаты.
Социальные преобразования
Кабинет министров хочет, чтобы расходы каждой семьи на коммунальные услуги не превышали 15% ее дохода. По мнению М. Пархоменко, выйти на приемлемый уровень оплаты коммуналки мы сможем за счет роста среднего оклада. Но ожидать серьезного снижения стоимости коммуналки не стоит.
Однако А. Охрименко сетует, что в программе нет ни слова о том, как уменьшать задолженность населения за услуги ЖКХ. Зато есть планы, что тарифы нужно повышать.
В Минэкономики назвали восемь главных целей из Программы действий Кабмина
НОВОСТЬ ПО ТЕМЕ
В Минэкономики назвали восемь главных целей из Программы действий КабминаВместе с тем, программа правительства предусматривает реконструкцию и строительство 24 тыс км. дорог. И. Никитченко считает, что выполнимость этой задачи зависит от приоритетов Кабмина. Власть встанет перед выбором: выделять такие деньги на строительство дорог или на пенсии и зарплаты бюджетникам. Но с 2021 г. сильно снижаются выплаты по внешнему долгу, это позволит увеличить расходы на ремонт дорог почти втрое по сравнению с 2019 г. — до 150 млрд грн с 56 млрд грн.
М. Пархоменко отмечает, что в следующем году часть средств с дорожного фонда будет уходить местным бюджетам, что позволит на местах улучшать ситуацию.
В Кабмине также выступают за комплексную реновацию устаревшего жилья и ежегодное уменьшение его количества хотя бы на 2%. М. Пархоменко считает, что за счет снижение процентной ставки можно рассчитывать на более дешевые проекты в строительстве. Это позволит сформировать устойчивый рост данного сектора экономики и даст возможность проводить реновацию жилья.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |