Новый год мы встречаем с надеждой: верим, что все задуманное сбудется, нас ждут интересные открытия и успех во всех начинаниях. Однако, будет ли он удачным, во многом зависит от того, насколько плодотворно мы работали в предыдущем году — какой фундамент заложили для реализации новых амбициозных планов. Продуктивным был 2019 год для педагогического коллектива Одесского лицея № 9: активно шли реализация масштабной реформы «Нова українська школа» и создание начальной школы, работа над самосовершенствованием, внедрение различных инноваций. Об этом — наш разговор с директором лицея Сергеем КОПАЧЕМ.
— Сергей Александрович, вы не первый год возглавляете учебное заведение. Казалось бы, за это время учебно-воспитательный процесс уже отлажен и функционирует, как часовой механизм. Тем не менее, вы всегда — в творческом поиске, как будто стремитесь найти формулу успеха современной школы...
— Мы можем гордиться тем, что одни из первых в городе, еще в 2018 году, согласно новому Закону «Об образовании», утвердили новый устав и название, став Одесским лицеем № 9. Теперь у нас учатся дети с первого класса, а не с пятого, как было раньше. Впервые почти за 20 лет появилась начальная школа! Конечно, не обошлось без определенных трудностей, связанных с организационными вопросами: перепрофилированием кабинетов, обустройством помещений... Ведь здание школы, построенное в 1985-м, по нормативам того времени рассчитано на 1176 учащихся, а в этом учебном году у нас их уже 1205. Количество классов увеличилось с 26 до 36. И с каждым годом эта тенденция растет — предполагается, что мы должны набирать два-три первых класса, однако в текущем году у нас их уже четыре. Согласно приказу Министерства образования, утвержден единый порядок приема детей в первые классы общеобразовательных учебных заведений Украины: если на 31 мая заявлений меньше либо равно количеству мест в классах, зачисление ребенка происходит автоматически. Если таких заявлений больше — в первую очередь зачисляются дети, проживание которых на территории обслуживания учебного заведения подтверждено документально.
Также растет и число желающих обучаться с пятого класса — многие родители, даже из других микрорайонов, хотят, чтобы их дети стали нашими учениками: за последние пять лет количество заявлений увеличилось со 150 до 270. Следовательно, набираем не три-четыре, а пять пятых классов. К 2021 году прогнозируем, что в школе будет около 45 классов и более 1500 учеников.
— Что, на ваш взгляд, является решающим фактором, благодаря которому родители стремятся, чтобы их дети стали учениками именно вашего лицея?
— Большинство родителей внимательно изучают всевозможные рейтинги успешности школ, в которых у нашего лицея прекрасные результаты: лишь в прошлом году по итогам ЗНО по английскому языку мы — среди 150 лучших учебных заведений Украины, а в общем рейтинге — в списке 200 лучших. Кроме высокого рейтинга по показателям ЗНО, олимпиад, конкурсов, что формирует положительное общественное мнение, в лицее создана атмосфера национально-патриотического воспитания, которая поддерживается педагогическим коллективом на протяжении многих лет. Все праздники отмечаем торжественно: с использованием национальной символики, традиционной украинской одежды, многие ученики участвуют в казацком движении «Молода сiч». Ежегодно проходит «День лицея» — большой праздник, где вся наша дружная школьная семья отмечает успехи и достижения учеников — победителей конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Люди чувствуют, что в свою работу мы вкладываем всю душу. Часто родители мне говорят: «У вас добрая семейная атмосфера, здесь очень комфортно детям». Хотя, как руководитель учебного заведения, понимаю, что нам еще многое хотелось бы сделать: увеличить количество помещений, провести ремонт, обновить компьютерную технику, создать более современную информационную среду для всех учащихся и педагогов. Однако наши приоритеты остаются неизменными — классическое образование с акцентом на национально-патриотическом воспитании. Сейчас основная задача — поддержать высокий уровень профильной подготовки в лицее. По моему мнению, человек, который в будущем станет лидером, должен научиться соблюдать внутреннюю и внешнюю дисциплину. А воспитать такого лидера можно лишь в строгом классическом учебном заведении, где школьник должен прилежно учиться по всем предметам — профильные они или нет. Поддержанию внешней дисциплины способствует и школьная форма. У нас решением совета школы, куда входят педагоги, родители и учащиеся, рекомендовано придерживаться делового стиля и основных атрибутов учебного заведения — логотипа и эмблемы. Постоянный диалог с родителями очень важен: помимо совета школы, активно работает родительский комитет, внедрен электронный журнал. В мессенджере Телеграм родители каждое утро получают сообщение о том, пришел ли ребенок в школу и какие отметки получил, сколько детей в классе, домашнее задание и другое. Срочные сообщения дублируются в группах в Вайбере: родители вовремя узнают о проведении школьных мероприятий, об изменении в расписании, введении карантина. Работает сайт лицея, а также страничка в «Фейсбуке», где также размещено много полезной информации, а количество подписчиков страницы уже превысило количество учащихся в лицее. И это неудивительно, ведь каждому родителю хочется рассказать о достижениях своего ребенка в той или иной сфере, а также узнать о том, чем живет школа. И для меня, как для директора, это очень важно: постоянный контакт с детьми и родителями позволяет мониторить ситуацию в школе, анализировать, почему возникают те или иные проблемы, и в результате искать наиболее оптимальные пути их решения.
— Вы говорили о том, что лицей соблюдает каноны классического образования. Насколько такой подход в организации учебно-воспитательного процесса помогает вашим ученикам? Ведь каждый день они сталкиваются с новыми вызовами времени...
— Согласно новому уставу, мы — мультипрофильный лицей. То есть, учитывая пожелания родителей, ситуацию на рынке труда, наличие мест на конкретных специальностях в вузах, анализируем ситуацию и предлагаем, начиная с пятого класса, углубленное изучение тех или иных предметов. С восьмого класса учащиеся проходят допрофильную подготовку, а с десятого — профильную. В процессе проведения реформы статус лицея, учебного заведения, где дети обучаются до 12-го класса, смогут получить не все школы. Поэтому у нас появится еще больше учеников, ведь в вуз можно будет поступить лишь после окончания лицея.
Реформа сферы образования подтолкнула к мысли, что и самому необходимо усовершенствовать навыки управления. В этом мне помог Южноукраинский педагогический университет им. К. Д. Ушинского. моя магистерская работа была посвящена планированию работы школы с учетом реформы. В ней было рассмотрено, каким путем лучше пойти педагогическому коллективу совместно с родителями и учащимися, чтобы принять правильное решение о дальнейшей работе учебного заведения. Ведь этот шаг — весьма непростой, необходимо провести мониторинг близлежащих школ, традиции в образовании, и даже учитывать то, в каких специалистах будет потребность на рынке труда через десять лет, какая наблюдалась ситуация с рождаемостью в тех или иных годах — соответственно, какого количества учащихся нам стоит ожидать в первых или пятых классах. Ежегодно мы проводим «Дни открытых дверей», анкетирование родителей, которые хотят перевести детей на обучение к нам из других школ. По результатам такой работы на специальном стенде размещаем информацию о том, сколько и каких классов планируем открыть. Сейчас в пятых-шестых классах ребята углубленно изучают математику и иностранные языки, а по окончании девятого класса, помимо этих предметов, могут поступить в профильный класс с акцентом на обучении информационным технологиям. Ведь мы смотрим в будущее — с 2021 года математика станет обязательным предметом при сдаче ЗНО. В то же время, педагоги бьют тревогу — уровень знаний украинских школьников по математике резко снизился, а для поступления во многие вузы необходимо будет сдавать тесты по этому предмету: как в профильные технические (где потребуется сертификат об уровне прохождения теста с более высоким баллом), так и в гуманитарные (где можно будет предъявить сертификат с немного более низким баллом, но не ниже определенного уровня). В нашем лицее благодаря вариативной части программа строится таким образом, чтобы из-за углубленного изучения одного предмета не «хромало» обучение по другим учебным дисциплинам. То есть, к примеру, если ребенок учится в математическом классе, английскому языку будет также уделено огромное внимание. Потому что, даже если он поступит в технический вуз, при получении диплома бакалавра и поступлении в магистратуру ему также необходимо сдавать экзамен по английскому. Поэтому уже в школе дети должны усиленно изучать иностранный язык, чтобы в дальнейшем перед ними были открыты все двери.
— Сергей Александрович, вы — лауреат конкурсов «Як зробити школу сучасною», «Директор ХХI столiття», «Учитель року» и других. Какой, по вашему мнению, должны быть современная школа и ее директор?
— Это довольно философский вопрос... Прежде всего, школа должна отвечать запросам современного общества — учитывать те реалии, которые ставит перед ней рынок труда, вузы и родители. А мы, педагоги, будем прилагать все усилия, чтобы наши воспитанники стали успешными и счастливыми людьми, ведь очень важно именно в школе заложить крепкий фундамент для их будущих достижений и побед. Именно такова, на мой взгляд, формула успеха современной школы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |