Такие приспособления, так называемые «кубы жизни», используют при спасательных операциях во многих странах мира
В минувшее воскресенье, 12 января, исполнилось 40 дней с момента ужасной трагедии — масштабного пожара в Одесском колледже экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса, унесшего жизни 16 человек.
«Мамочка, я тебя люблю!..» — кричали в свои мобильные телефоны дети, встретившие 4 декабря смерть в огненной западне в самом центре города, по улице Троицкой, 25. В считанные минуты пламя охватило шестиэтажный корпус учебного заведения, в котором в это время находились несколько сотен человек, в основном, студенты и преподаватели колледжа.
Те, кто был на верхних этажах, узнали о пожаре тогда, когда уже все горело. В здании было всего две лестницы, которые вели к одному выходу. Возникла паника. Из-за нестандартной почти четырехметровой высоты внутренних помещений пожарные лестницы не «дотягивались» до окон даже четвертого этажа, а пожарная автотехника не смогла заехать во двор из-за узкой арки. Уже во время тушения у пожарных заканчивалось топливо, его подвозили в канистрах. По словам очевидцев, некоторое время спасатели, похоже, пребывали в растерянности и никак не приступали к своим непосредственным обязанностям. Разве что расставили посты и никого не допускали.
Неизвестно, каким образом, на какой «волне» отчаянно врывалась в помещение преподаватель Анна Бортюк. Она эвакуировала своих воспитанников. Еще и еще раз, а вот в третий обратно уже не вернулась...
В свое время Анна окончила Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, затем 17 лет работала в колледже. Профессиональная подготовка и закалка у нее были на высоком уровне. Впрочем, как и закалка жизненная. Быть супругой спасателя — судьба не из простых, но любви не прикажешь. Всякий раз, провожая мужа на службу, женщина испытывала чувство тревоги — за него, за детей.
46-летний Николай Бортюк «зубы съел» на службе по спасению людей: он — один из лучших профи в системе регионального ГСЧС. Десятилетия был простым спасателем, затем — старшим. Минувшей зимой его выдвинули на административную должность.
Когда спасатели получили вызов из колледжа, они позвонили Николаю и сообщили, что едут тушить пожар туда, где работает его жена. Естественно, он помчался в колледж. По дороге звонил дочери, просил как-то выйти на связь с мамой, поскольку та не отвечает на звонки. Александра постоянно звонила, телефонные гудки шли еще минут 15—20, а потом — тишина... Александра все же пыталась успокоить себя мыслью о том, что мать никогда не брала с собой мобильный на занятия и, скорее всего, сейчас также оставила его в учительской.
Анну Бортюк назвали в числе погибших в первые часы пожара. Впрочем, впоследствии медики сказали, что произошла ошибка, и женщина находится в больнице. Увы, чуда не произошло...Тело Анны Леонидовны обнаружили на пепелище вечером следующих суток, 5 декабря.
Анна Бортюк с дочерью и мужем НиколаемАнна Бортюк с дочерью и мужем Николаем
Она стала первой в трагическом списке погибших (не считая 16-летней студентки Ксении Бабенко, которая выпрыгнула из окна пятого этажа: полученные травмы оказались несовместимы с жизнью) и, пожалуй, единственным преподавателем, до самой последней минуты спасавшим ребят...
Позже Александра Бортюк пояснила, что в то время, когда родственники оказавшихся в горящем здании людей следили за спасательной операцией на месте ЧП, она ездила по городским больницам — разыскивала маму. Николай Бортюк находился на месте ЧП постоянно — пока Анну не обнаружили на пепелище здания. Его же коллеги, практически, у него, спасателя, на глазах. Таков, увы, печальный зигзаг судьбы.
На многолюдной церемонии прощания с 43-летним преподавателем информатики и высшей математики Анной Бортюк, жившей на улице Академика Заболотного, многие студенты говорили, что именно ей обязаны своим спасением. По словам знакомых, она всю себя отдавала работе, своим ученикам, была очень доброй, настоящей мамой не только для родных детей, дочери Александры и сына Володи, но и для учеников. Они буквально души не чаяли в своем педагоге. Сейчас все осиротели — и дети, и престарелые, очень больные родители Аннушки, о которых она постоянно заботилась.
На похоронах своей любимой Николай стоял будто отрешенный. Крепкий, волевой мужик, видавший на своем веку всякое, включая самые ужасные «картинки». Здесь же, казалось, чувствовал себя раздавленным.
На панихиде обратил внимание на нескольких девушек, стоявших в стороне. Подошел, представился и обратился с просьбой — поделиться воспоминаниями о погибшей.
— Могу сказать, что в этом пожаре погибли два лучших преподавателя колледжа: Анна Леонидовна Бортюк и Наталья Алексеевна Третьякова, заведующая одним из отделений, — говорит со слезами на глазах Татьяна Лымарь, в руках у которой — огромный букет алых гвоздик. — Сразу замечу, что закончила колледж два года назад исключительно благодаря Анне Леонидовне. В тяжелое для меня время, когда я уже хотела распрощаться с колледжем, именно она убедила меня не делать этого. Во многом помогла мне в учебе. Выходит, что от нас действительно уходят лучшие...
— Этот пожар — самый страшный за все 15 лет моей службы, — рассказывает заместитель начальника седьмой пожарной части Владимир Крыжановский. — Мы не смогли добраться до людей, которых нужно было спасать, — нас сразу завалило. Произошло обрушение лестницы. Я еще кое-как отделался, а другим спасателям, моим коллегам, серьезно досталось.
— Когда мы были на третьем этаже, рухнула лестничная клетка, — дополняет командир этой же части майор Дмитрий Нестеренко. — Более чем за двадцатилетие работы доводилось видеть всякое: обвал перекрытий, крыш, но чтобы вот так! Можно предположить только, что температура в горевшем здании была слишком высокой. И вообще по этой ситуации вопросов очень много. Например, как люди, находившиеся среди белого дня внутри строения, не почувствовали дыма и не увидели языков пламени? Почему огонь с такой скоростью распространился, практически, на все здание?
Аналогичным вопросом задаются и сотрудники колледжа: «Мы даже думаем, не был ли это поджог. Ведь пожар начался на третьем этаже, еще не горели 4-й и 5-й, а огонь уже пылал на шестом. Все как-то странно выглядит...».
Экс-главный спасатель области Виктор Федорчак пояснял, что последняя проверка в колледже проводилась в 2014 году. «Тогда были выявлены нарушения, директору выписан штраф и предписание об устранении проблем с сигнализацией и вагонкой. Впрочем, руководитель вскоре уволился. С тех пор проверок не было, поскольку действовал мораторий на их проведение», — сказал Федорчак.
Правда, он не договаривает, что мораторий не распространялся на объекты отдыха и на учебные заведения. К тому же, в 2017 году, после трагедии в «Виктории», тогдашний глава обладминистрации Максим Степанов издал распоряжение о проверке всех учебных заведений региона.
Не желают упоминать также о том, что одесский колледж ремонтировал электропроводку за свой счет. Такое сообщение сделал на встрече с журналистами представитель Министерства образования Украины Олег Шаров. По его словам, с 2018 года содержание данного учебного учреждения передано из государственного бюджета в областной. По убеждению чиновника, колледж обязан выполнять все ремонтные работы и вообще «содержать себя» исключительно за собственные средства. Правда, откуда учебному заведению брать эти самые финансы, в Минобразовании толком не знают.
Итак, прошло сорок дней со дня ужасной трагедии. Напомним, что 8 декабря в Одессе с рабочим визитом побывал премьер-министр Алексей Гончарук с делегацией высокопоставленных госчиновников. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил на брифинге в областной администрации, что преподаватель колледжа Анна Бортюк и спасатель Сергей Шатохин, погибшие в результате пожара, будут представлены к званию Герой Украины. Он отметил, что оба погибших спасали во время страшного пожара чужих детей. И Арахамия, и Гончарук подчеркнули: необходимо сделать все возможное, чтобы всячески поддержать и окружить заботой семьи погибших в этой ужасной трагедии. В частности, сделать так, чтобы родные и близкие Бортюк и Шатохина ни в чем не нуждались.
С момента «властных обещаний» также прошло более месяца, но ни указа о награждении (посмертно), ни каких-либо иных подвижек в плане реализации обещанного нет. Разве что освобождены от занимаемых должностей директор департамента образования и науки ОГА Александр Лончак, начальник регионального главка ГСЧС в Одесской области Виктор Федорчак и его заместитель Михаил Вовк.
Следователи и прокуроры также не торопятся с расследованием уголовных производств по факту данного пожара. Ссылаются, в частности, на то, что «в настоящее время еще не завершены экспертизы». Об этом заявил временно исполняющий обязанности начальника регионального главка Нацполиции Иван Ищенко. Он отмечает, что в рамках расследования назначены 70 экспертиз. В их числе — судебно-медицинские, строительно-техническая, пожарно-техническая, судебно-электротехническая и комплексная пожарно-техническая. Он уточнил, что в настоящее время основной версией ЧП остается возгорание бытового электроприбора, подозрение предъявлено одному человеку.
Киевский районный суд, по ходатайству следователя, подверг аресту вещественные доказательства в деле об этом пожаре с большим количеством жертв. В частности, арестовано имущество, изъятое следственно-оперативной группой в ходе дополнительного осмотра места ЧП. А именно — навесной замок с наружной решетки окна одной из учебных аудиторий на первом этаже, а также образцы вагонки, которой были обиты коридоры и лестничные марши. В том числе — с пожарной лестничной клетки. Еще — образцы отделки лестничных маршей из ламинированного ДСП. Эти предметы являются вещественными доказательствами в уголовном производстве по делам по статьям о нарушении требований пожарной безопасности (ч. 2 ст. 270 УК Украины) и о служебной халатности (ч. 2 ст. 367 УК Украины).
10 января в Одесской облгосадминистрации обсудили ликвидацию последствий пожара в колледже и возможность консервации здания по улице Троицкой, 25. Заседание проходило под председательством главы области Максима Куцего с участием представителей Национальной полиции, прокуратуры, ГСЧС, Одесской государственной академии строительства и архитектуры, должностных лиц города и области.
По мнению экспертов, пожар причинил значительный ущерб, однако несущие конструкции здания не разрушил. Глава ОГА отметил, что в ближайшее время необходимо выполнить консервацию здания.
Как сообщили в мэрии Одессы, по данным на 11 января горожане уже пожертвовали 1 247 617,47 гривен семьям погибших и пострадавших во время пожара в колледже. Средства продолжают поступать в целевой фонд Одесского горсовета.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что власти Белгорода-Днестровского планируют приобрести спасателям специальную пневматическую подушку. Она предназначена для эвакуации людей из многоэтажных зданий при пожаре или другой опасности. На покупку спецсредства планируют выделить 200 тысяч гривен.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |