ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
5 вопросов о финплане АМПУ на 2020 год
14.01.2020 / Газета: Окна / № 1(570) / Тираж: 5002

Каких финансовых показателей намерена добиться АМПУ в 2020 году и какие капинвестиции планирует.

В Американской торговой палате состоялась презентация проекта финансового плана Администрации морских портов Украины на 2020 год. Наиболее примечательным оказалось то, что объем капитальных инвестиций в следующем году планируют уменьшить на 10,6%, а вот чистая прибыль должна увеличиться на 26%. При этом, один из самых важных вопросов — уровень отчислений дивидендов в госбюджет, по информации ЦТС, окончательно еще не решен. В этом году уровень отчислений составляет 90% от чистой прибыли, в следующем — госпредприятие рассчитывает на 50%, что и диктует логику главного финансового документа АМПУ.

Грузооборот

Согласно проекту финплана, в 2020 году украинский порты перевалят на 1,2% больше грузов, чем предусматривалось планом 2019 года. В абсолютных цифрах объем грузооборота составит 149,2 млн т, по сравнению с запланированными 147,4 млн т в текущем году. Предполагается, что рост на 1% покажут грузы по всем направлениям: экспорт, импорт, транзит и каботаж.

В проекте финплана сказано, что прогноз грузооборота на 2020 год построен с учетом информации от стивидорных компаний, представленных АМПУ в феврале 2019 года и был скорректирован в сентябре 2019 года, исходя из фактических показателей грузооборота за 8 месяцев текущего года.

Таким образом в 2020 году положительную динамику должны показать порт Пивденный (+2% к плану 2019 года — 47,1 млн т в 2019 году/48,1 млн т в 2020 году), порт Черноморск (+2% к плану 2019 года — 23,9 млн т в 2019 году/24,3 млн т в 2020 году), Николаевский порт (+1% к плану 2019 года — 30,6 млн т в 2019 году/31,0 млн т в 2020 году). Грузооборот остальных портов, как ожидается, останется на уровне плана 2019 года.

Доходы и расходы

Согласно проекту финплана, в 2020-м доход АМПУ вырастет на 2,3% — до 6,7 млрд грн, EBITDA на 68,4% — до 2,6 млрд грн, чистая прибыль на 126% — до 1,7 млрд грн. Капинвестиции за счет собственных средств АМПУ при этом сократятся на 10,6% — до 1 млрд грн. Рентабельность по EBITDA увеличится до 39,8% c 24,2 в плане 2019 года.

От общего чистого дохода 63% составят портовые сборы, поступления от которых в следующем году немного возрастут. В том числе, доход от корабельного сбора вырастет на 2% — до 2 млрд грн, канального на 3% — до 1,8 млрд грн, причального на 5% — до 203 млн грн, санитарного на 2% — до 167 млн грн. Доход от якорного сбора сократится на 48% — до 8 млн грн. Сократятся также доходы от использования причалов — на 32% — до 28,5 млн грн, портофлота на 7% — до 73 млн грн, услуг от подразделений на 1% — до 501 млн грн. Транзитные поступления на МПРС вырастут на 23% — до 285 млн грн, а спецуслуги на 4% — до 1,9 млрд грн.

Наибольший доход традиционно должен принести Одесский регион — 3,9 млрд грн, улучшив свои показатели по сравнению с планом 2019 года на 4%, и Николаевский — 2,2 млрд грн, снизив поступления на 2%. Наиболее динамичный рост в следующем году ожидается в Азовском регионе — +11% чистого дохода к плану 2019 года, что в абсолютных цифрах составит 433 млн грн.

Основная статья расходов — оплата труда. В 2020 году на заработную плату планируется направить 1,7 млрд грн, таким образов сократив эту статью на 9,3% по сравнению с планом 2019 года. Планируется также уменьшить расходы на социальные мероприятия (на 8% — до 253 млн грн) и расходы на текущие ремонты и амортизацию основных средств (на 37% — до 358 млн грн). Расходы на сырье и основные материалы, а также топливо и электричество увеличатся на 22% — до 91 млн грн и 61% — до 397 млн грн, соответственно.

Налоги и дивиденды

Согласно проекту фипнлана, в 2020 году предприятие заплатит на 20% меньше налогов, чем это было предусмотрено в финплане 2019 года. В частности, в госбюджет будет перечислено 1,6 млрд грн, что на 24% меньше, чем в 2019 году, в местные бюджеты — 332 млн грн, что на 9% меньше, остальные налоги составят 373 млн грн, что на 7% меньше.

Отчисления части чистой прибыли (дивиденды) должны составить 558,9 млн грн, что на 55,3% меньше, чем запланировано на 2019 год.

Как поясняют в госпредприятии, в АМПУ рассчитывают в следующем году на снижение уровня отчислений чистой прибыли до 50%. Проект финплана готовился с расчетом именно на такую норму отчислений дивидендов. Хотя этот вопрос еще и не решен.

Корпоратизация и сокращение штата

В 2020 году в АМПУ также планируют провести корпоратизацию. Результатом этого должна стать новая структура во главе с Наблюдательным советом, в который будут входить 4 независимых члена и 3 представителя государства, а также комитеты по стратегическому планированию и корпоративному управлению, комитет по вопросам аудита и комитет по вопросам определения вознаграждений.

Произойдет также укрупнение филиалов, что является частью стратегического проекта перехода АМПУ к модели ленд-лорд порт по европейскому формату. Должен появиться Дунайский филиал (Рени, Измаил, Усть-Дунайск), Черноморский (Белгород-Днестровский и Черноморск), Одесский, Пивденный, Николаевский (Николаев, Скадовск, Херсон, Ольвия), Азовский (Мариуполь, Бердянск), а также филиалы «Дельта-Лоцман», «Дноуглубительный флот» и филиал по вопросам управления недвижимостью.

В связи с этим также предусмотрено общее сокращение численности штата на 13,4% — с нынешних 7390 до 6400 человек. Средняя заработная плата составит 23,3 тыс. грн, что на 4,7% больше, чем в плане на 2019 год.

Капинвестиции и дноуглубление

Сумма капитальных инвестиций в 2020 году должна составить 1,5 млрд грн, в том числе финансирование земснаряда на сумму 523 млн грн за счет привлеченных средств. Без учета земснаряда размер финансирования по новым проектам составляет 215 млн грн или 22% от общей суммы.

В числе новых проектов: реконструкция гидротехнических сооружений причала №4 и паровой котлоагрегат в Мариупольском филиале (7,2 млн грн); приобретение двигателей для затягивателя якоря, дооборудование в зоне действия речной информационной системы для непрерывного покрытия внутренних водных путей радиосвязью в диапазоне частот морской подвижной службы связи для филиала «Дельта-Лоцман» (34 млн грн); внедрение информационных систем и видеонаблюдения для аппарата управления (22,8 млн грн).

В финплане АМПУ на 2020 год намерены предусмотреть значительное сокращение объема ремонтных и дноуглубительных работ. В частности, на дноуглубление будет потрачено на 51% меньше, чем было предусмотрено планом 2019 года, что составит 619 млн грн. При этом, объем дноуглубления составит 5,9 млн куб м, что на 19% меньше, чем в плане текущем году. АМПУ планирует существенно увеличить дноуглубление собственным флотом, что позволит выполнить большие объемы работ с меньшими затратами. Сокращение произойдет по всем регионам, кроме Дунайского, где на дноуглубительные работы выделят 19 млн грн, что на 164% больше, чем в 2019 году.

В проекте финплана указано, что существенная разница по осуществлению дноуглубительных работ между подрядным способом и собственными силами определяет необходимость развития собственного дноуглубительного флота, что не только позволит уменьшить зависимость от госзакупок, но и повысить эффективность использования госимущества.

На ремонтные работы в 2020 году АМПУ планирует потратить 304,1 млн грн, что на 42% меньше, чем в 2019 году. В частности, на ремонт плавсердств будет выделено 151 млн грн, гидротехнических сооружений — 51 млн грн, портовой территории — 35 млн грн, и 64 млн грн — на остальные ремонтные работы.

Автор: Ольга Быстрицкая, «Центр транспортных стратегий»


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту