В текущем году районным госадминистрациям Одесской области наполовину (!) сократили финансирование из госбюджета. В частности, чиновники Ренийской РГА получают лишь 60% зарплаты. Причём это решение не подкреплено никакими нормативными документами правительства – средства на содержание районных органов исполнительной власти урезаны без объяснения причин.
Первоначально мы получили эту информацию от инсайдерского источника, но сначала не поверили ему, ведь подобное сокращение оплаты труда госслужащих является абсолютно незаконным. Однако достоверность наших сведений полностью подтвердил бывший председатель Ренийской райгосадминистрации Валентин Котляренко, уволенный с должности 21 января т.г.
«Действительно, сейчас нашим служащим платят 60% той зарплаты, которую они должны получать. Ренийскому району ещё более-менее повезло: насколько мне известно, есть районы, где сотрудникам РГА сократили зарплату на 50%. И такое финансирование утвердили на весь 2020 год. Нам никто ничего не объясняет: мол, в бюджете нет денег – и всё. В результате люди получают меньше «минималки», что само по себе – прямое нарушение законодательства. И это после того, как были сокращены штаты РГА по всей стране, — рассказывает Валентин Котляренко. – Дело дошло до того, что главы районных госадминистраций Одесской области были вынуждены пожаловаться губернатору. Тот направил в Киев начальника финансового управления облгосадминистрации, чтобы разобраться в ситуации. Если ничего не изменится в лучшую сторону, то госслужащие просто начнут разбегаться – никто не будет работать за копейки. Мы останемся без кадров. Особенно возмущает тот факт, что центральная власть постоянно говорит о необходимости повысить зарплату государственным служащим, а на самом деле всё происходит наоборот. Да, министрам и их заместителям платят высокую зарплату, однако, похоже, судьба госслужащих на местах никого не интересует».
Цифра
На 25% сократились доходы госбюджета Украины в январе т.г. по сравнению с планом на этот месяц
Итак, мы имеем дело с вопиющим фактом. Давайте просто задумаемся над ним: государство, которое принимает законы и обязано гарантировать их соблюдение, в лице правительства не желает выполнять эти самые законы даже в отношении своих собственных служащих. Как уже было сказано выше, бюджетный волюнтаризм Киева привёл к тому, что в настоящее время районным чиновникам не платят даже установленную законом минимальную заработную плату. Причём от этих же чиновников государство требует… контролировать соблюдение трудового законодательства, в том числе относительно минимального размера оплаты труда. Такого абсурда не было никогда, даже при «злочынний влади»! А ведь местные органы исполнительной власти, кроме того, должны ещё следить за бюджетной дисциплиной, добросовестной уплатой налогов, легализацией рабочих мест и т.д.
Возникает простой вопрос: если чиновник сам является жертвой грубого нарушения законов со стороны государства, то будет ли у этого чиновника мотивация отстаивать интересы такого государства и требовать от других безупречного соблюдения законодательства? Тут, как минимум, появится когнитивный диссонанс. С развитием в сторону полного и окончательного пофигизма…
Если проанализировать адекватную украинскую прессу, то можно сделать вывод, что ситуация с недофинансированием районных госадминистраций – это не отдельная проблема в системе госуправления, а тенденция бюджетных процессов в масштабе всей Украины. Тенденция проста и чрезвычайно печальна: действующая власть не способна обеспечить даже символический экономический рост (напротив, экономика стремительно продолжает падать), а посему сокращаются и доходы госбюджета. Более того, бюджетная дыра разрастается до размеров космической «чёрной дыры», куда могут провалиться остатки общественной стабильности и социальной сферы.
Примечательно, что эта тенденция уже приобретает официальные черты. В частности, Кабинет Министров направил в Верховную Раду два законопроекта (№2720 и №2721), принятие которых может существенно снизить реальные зарплаты бюджетников. Правительство предлагает «отвязать» уровень оплаты труда в бюджетной сфере от прожиточного минимума и платить людям «с учётом финансовых возможностей государственного и местных бюджетов». Думаю, никому не нужно пояснять, что сие значит.
Речь идёт о том, что установленный государством прожиточный минимум (на 2020 год – чуть больше 2 тысяч гривен) давно не отвечает экономической реальности: по факту он составляет около 5 тысяч гривен в месяц. Но если прожиточный минимум повысить до реального уровня, то автоматически вырастут и все привязанные к нему бюджетные расходы – минимальные пенсии, социальные выплаты, зарплаты бюджетников, а также размеры штрафов. Денег на это попросту нет, и правительство решило «отвязаться» от прожиточного минимума. Кабмин планирует «ход конём» — каждый год определять новые должностные оклады в зависимости от «возможностей бюджета». А эти возможности, как вытекает из всего вышесказанного, падают. И мы снова сталкиваемся с грубейшим правовым нигилизмом: правительство фактически предлагает ликвидировать существующий законодательный запрет устанавливать бюджетникам минимальную зарплату (тарифную ставку) ниже прожиточного минимума. То есть инициатива Кабмина открыто нарушает нормы Конституции и Закона «О государственных социальных гарантиях».
В результате в первую очередь пострадают госслужащие и педагоги в регионах, поскольку планируется внести соответствующие изменения в законы об образовании и государственной службе. Например, если раньше законодательство предполагало до 2023 года увеличить зарплаты учителей до четырёх прожиточных минимумов или трёх минимальных зарплат, то принятие законопроекта №2720 похоронит данную норму. Но и это ещё не всё. Сегодня уровень оплаты труда учителей в значительной степени зависит от различных надбавок, которые составляют до 50% всей зарплаты, выдаваемой «на руки». Причём эти надбавки гарантированы законом. Однако правительство намерено сделать их необязательными, что опустит доходы педагогов до обычного оклада.
Окончательно «выпотрошить» кошельки бюджетников призван законопроект №2721 – именно он должен легализовать норму о регулировании зарплат в зависимости от возможностей казны. Планируется, что применение данной нормы охватит практически всех бюджетников, включая военных и сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, правительство получит возможность фактически в ручном режиме устанавливать должностные оклады для перечисленных категорий граждан.
И, наконец, Кабмин желает связать зарплаты госслужащих с эффективностью их работы (так называемый показатель KPI, который уже установлен для госсекретарей и руководителей центральных органов исполнительной власти на 2020 год). Идея сама по себе правильная: сегодня чиновники всех уровней не несут никакой ответственности за результаты своей деятельности (за исключением уголовной ответственности, да и эти случаи – большая редкость). Однако совершенно очевидно, что правительство руководствуется здесь не благими намерениями, а всё той же банальной причиной – любой ценой «оптимизировать» бюджетные расходы на содержание госаппарата. Таким образом, низким показателем KPI всегда можно будет оправдать отмену премий и прочих надбавок для госслужащих…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |