ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Розовый локон, или Осторожно: «Уставшие гуси»!
13.02.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 18-19(10865-10866) / Тираж: 10407

В прошлом году, дату точно не помню, в Малиновском районе Одессы произошло резонансное убийство. По своей сути — безобразно циничное. Внук расправился с собственной бабушкой при помощи ножниц. Малолетний убийца нанес женщине несколько ударов в область головы. Все закончилось ужасно — от полученных травм потерпевшая скончалась на месте.

Один остряк придумал шутку о том, что люди делятся на «жаворонков, сов и вечно уставших гусей». Я бы рассматривала эти емкие характеристики по возрасту. В первые две категории отнесла бы людей старшего возраста, думаю, никто не будет спорить, трудились они денно и нощно! Ну, а дальше...

Сколько бы я ни общалась с молодежью, каждый раз удивляюсь ее завидному умению испортить отношение к себе. Совсем нет у них чувства личной грани, обязательной для каждого человека, нет понятия, что неосторожное действие или слово могут запросто испортить пожилым людям настроение? Есть ощущение, что мотив тут другой...

Сколько похожего я уже наблюдала за последнее время, даже и не знаю!

Не буду делать скидок, экивоков мол, есть, действительно существуют вежливые, уступчивые и тому подобные девушки и парни. Встречала, верю в них... Но на фоне общей грубости сверстников их поведение — это светлый праздник, отдушина, как там у известного классика — «именины сердца»! И это — правда!

Обращаюсь с просьбой к старшим людям: вспомните, пожалуйста, как еще в начальной школе вам преподносили уроки жизни, постоянно призывая: «Взрослых надо уважать!» И вы соглашались, ведь ваши старшие воевали, а это само по себе уже подвиг, многие из них стали инвалидами.

Знаю, уважение вам внушали даже цифры в паспортах родителей. А еще плюс — ордена и медали, редкие рассказы об эпизодах войны...

Вы четко понимали, что им пришлось пережить! Затем последовала другая волна! На ней качалось уже мое поколение. Уважать можно и даже нужно только добрых, смелых и честных людей. И точка.

При этом как-то забылось, стерлось в воспитательных буднях, что прежде, чем чего-то требовать от других, независимо от их возраста, нужно что-то представлять из себя. И чтобы иметь право голоса, хоть на капельку поучаствовать, ну, хоть в каком-нибудь деле, чтобы в минуты раздумий над жизнью сказать себе: да, вот и я чего-то стою!

Незаметно такой выборочный подход в уважении обернулся откровенным молодежным эгоизмом и хамством, подпертым «ниспровержением по всем швам». Оказалось, что все предыдущие поколения натворили, молодежь скажет «накосячили», таких дел — о каком уважении может идти речь! За что кого уважать? Это лишнее! Впоследствии, похоже, появилась альтернатива — уважают не возраст, а мышцы!

А что происходит сейчас? Школа, сама того не осознавая, учит не озадачиваться «сантиментами». В стремлении к беспристрастным оценкам процесс воспитания доведен до бездушного кнопкодавства, до односложных мантр «да» или «нет».

Потихоньку из школьных стен вытесняется светлая мысль. И следом — желание и умение нормального общения. Не думать, как наше слово отзовется в чьей-то душе! Жизнь — простенькая поведенческая схема. Какая? Будь выше всей этой суеты, будь независимым! Не заморачивайся! И как итог — какая разница!

Школа неизбежно учит подчиняться неестественным для человека правилам: коллективное выше личного. Никто не ценит человеческую индивидуальность. Все, что остается молодому человеку, это существовать в условиях жестких рамок и ярлыков, да и место наверху этой странной иерархии стоит кропотливого труда.

В таких условиях и вырастают «уставшие гуси». Им хочется всего и сразу — вот же оно, рядом! Часто бываю на «водопое», то есть в бювете. Прибегают парни и крайнего в очереди ищут... возле крана. Может, с какого-то чуда очередь начинается именно здесь!

Проще — лучше. Сереньким быть — оно как-то удобнее и, как ни крути, выгоднее. Школьное образование, практически, не предполагает творчества. Вписаться в формат — вот что часто становится единственной целью при выполнении любого задания. Да и для родителей главное — чтобы их ребенок не был худшим. Даже за такой неприхотливый статус — соответствующие награды. Все, как говорит наша молодежь, «изи», то есть легко и просто!

Молодежь давно нащупала больное родительское место, ту ниточку, за которую можно ловко подергивать в нужный момент! Чего родители откровенно боятся? Правильно — как бы чего не случилось! А дети поняли: чтобы не было плохо, за это нужно постоянно платить, награждать, поощрять! Одним словом, нужны подачки. Мы в свое время понимали, что родителям и без нас трудно, старались их, упаси Боже, не огорчать дурными поступками.

Нынешние ребята понимают, что родители запуганы полицейской хроникой и вздрагивают при каждом звонке из школы. И готовы все уладить, все замять, если что, вступиться, откупиться... Наши чада никаких своих провалов от нас не скрывают — тут же свои проблемы перекладывают на наши плечи!

Вначале я даже наивно радовалась — какими открытыми растут ребята, честными, откровенными.

Как оказалось, тут совсем другой расчет. Единица в дневнике — ой, нехорошо-то как! И дети рисуют нам осложненный сценарий — а завтра из школы на выход, беги улаживай, а то хуже будет! О том, что родители на этот фокус ведутся, свидетельствуют толпы мам у школьной учительской! Сегодня их не нужно долго и с трудами приглашать к директору, они тут как тут на пороге школы по любому поводу.

К моей знакомой учительнице младших классов в одно утро пришли мамы всех ее учеников. Что случилось? А вот что: родительские сердца огорчены тем, что главная роль в школьном спектакле досталась не их ребенку! Не оценили, а значит — обидели, унизили, дитя этого не переживет! Оно ночь не спало и льет слезы второй день!

Такая ситуация и меня привела в растерянность. Отделалась юмором, посоветовав быть поосторожней и в следующий раз поставить спектакль о тридцати трех богатырях, а самой сыграть роль дядьки Черномора! И нет повода для обид!

А вот еще один «бестселлер» из коллекции подростковых манипуляций «предками». Утром моя знакомая обнаружила в комнате сына юную особу женского пола! Стала возмущаться, отчитывать бесцеремонную парочку. «Ну, мам, мы на вечеринке выпили лишнего, девушка далеко живет, время позднее, полиция бы нас подобрала! Ты этого хочешь? Скажи спасибо, что и так все хорошо закончилось!».

То, что принято называть школьным сочинением, неизбежно превращается в набор клише и измученных абстрактных штампов об уважении... ко всему подряд. Уважаю, преклоняюсь, должен, отдаю дань... только отцепись от меня! А в жизни получается наоборот — ненавижу!

Обратитесь за чем-нибудь к молодому человеку и при этом обратите внимание, как он мигом взлетает на Олимп, начинает важничать с умным видом. Узнали себя? Вот так и мы, взрослые, подчеркиваем свою значимость, пытаясь внушать молодым уважение. И, похоже, они мстят нам нашими же методами — вот и вы, старички, попались!

Да и школьная ситуация, когда главной мерой успеха становится трудно достижимое одобрение взрослого, когда-нибудь неизбежно обернется активным бунтом или смирением, а то и трусостью.

И постоянным желанием, ожиданием сладкой минуты мести. Поцарапанные кабины лифтов, нелепые граффити, публичная брань, вызывающее поведение в общественном транспорте, менторские замечания взрослым... Этот список средств молодежного мщения можно наполнить еще большей яркостью.

Старики все чаще переходят в оборону: «Сначала доживи до моих лет, а потом, может быть, я выслушаю твои оценки!». Концовка фразы не всегда деликатная, частенько звучит обидно: «если доживешь...».

Ждете от меня рецепта? Есть один коротенький. Именно для молодежи. Не каждый встреченный на пути взрослый человек только то и делал, что заваливал дела и выступал виновником того, что желанные кроссовки все никак не окажутся в вашем шкафу. Посмотрите на их руки, загляните в усталые глаза. А когда не уступаете старику дорогу, сталкивая с тротуара по праву молодого и сильного, поставьте себя на его место. И вот что еще — это не он отчитывал вас за розовые волосы...

Автор: Екатерина ВИЛЕНСКАЯ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту