ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЗЕМЛЯ — ТОВАР, НО КАК ИМ ТОРГОВАТЬ?
12.03.2020 / Газета: Порто-франко / № 9(1498) / Тираж: 22000

Всего лишь каждый пятый украинец поддерживает открытие рынка земли. Такой результат принесло исследование группы «Рейтинг». С другой стороны, многие из противников считают, что собственник земли должен иметь право ее продавать. В Медиа-центр Реформ провели дискуссию экспертов, как надо открывать рынок земли так, чтобы защитить интересы граждан, получить максимум выгоды для экономики страны и какова роль местных властей в этом процессе.

«Не может быть запрета на продажу владельцем своего имущества, — считает Александр Поливодский, адвокат в сфере аграрного и земельного права, партнер юридической фирмы «София». — Кому — это уже другой вопрос. Европейский суд решил, что Украине следует в течение разумного срока устранить недоразумения в законодательстве и установить правила, по которым можно было бы продавать землю».

Дмитрий Яблоновский, заместитель директора Центра экономической стратегии, заметил, что мелкие фермеры хотят максимальной поддержки и ограничений, в отличие от крупных фермеров, которым более удобен либеральный рынок. «Потенциальные владельцы паев, если они правильно понимают свои интересы, хотят, в принципе, большего потенциального спроса на их паи, потому что это приведет к росту их актива. Но фактическое решение будет лежать в политической плоскости», — полагает эксперт.

Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета, озвучил позицию своей ассоциации и большинства аграриев. Она заключается в том, что в Украине так или иначе рынок земли должен быть. Вопрос только в правилах.

«Мы бы хотели, чтобы на первом этапе внедрения земельной реформы было четко предусмотрено, что в течение двух лет или года будут приняты законодательные инициативы, которые решат проблемы с Геокадастром, реестром прав; определят конкретную позицию по финансированию и поддержке малого и среднего агрария. На втором этапе можно открывать рынок только для физлиц. То есть, украинцев, которые хотят продавать или покупать. С определенными ограничениями в одни руки — 200 или 500 гектаров. Эта реформа должна продолжаться еще 5-6 лет.

Только лет через 10, если мы увидим, что рынок работает, сформирована определенная ценовая позиция, финансовая поддержка для малого и среднего бизнеса, мы могли бы заводить туда юридических лиц. Но только тех юрлиц, в которых конечный владелец и бенефициар — украинская компания. И с ограничениями в одни руки».

«Важно подчеркнуть, что мы не либерализуем рынок, который уже существует, а занимаемся открытием совершенно нового рынка. После этого открытия будет происходить некоторое перераспределение собственности, что на многие годы вперед повлияет на то, как будет происходить рост. Так вот, сейчас предлагается фактически снять все предохранители. Я вижу в этом определенные риски», — сказал Денис Низалов, доцент департамента экономики Университета Де-Монфорт, старший советник по вопросам управления земельными ресурсами проекта Prindex (США/Великобритания).

Наибольшие беспокойства аграриев и экспертов связаны с тем, что покупать землю в Украине смогут иностранцы и юридические лица. Это может создать среду, в которой украинские фермеры будут неконкурентными. Что касается государственных земель — они могут оказаться под угрозой как стратегический ресурс государства.

«То, что будет разрешено покупать землю компаниям, конечными бенефициарами которых могут быть иностранцы, очень скажется на малых и средних украинских фермерах, — предостерег Денис Марчук, — поскольку кредитные ставки у иностранцев значительно меньшие. Даже если мы сравним возможность конкурировать на аукционе, наши аграрии кредитуются под 20–25 %, а иностранный бизнес сможет через свои компании завести кредитования под 2 %».

Денис Низалов считает, что предоставлять иностранцам доступ к земле как к недооцененному ресурсу, не соответствует интересам Украины. По его мнению, первые два-три года после открытия рынка следует ограничить доступ иностранцам и юридическим лицам, где иностранцы являются владельцами. Для того, чтобы собственность была перераспределена прежде всего между украинцами.

Денис Марчук продолжил дискуссию: «Сегодня стоит вопрос о продаже государственной земли, которой у нас 10,5 миллиона гектаров. Это колоссальный ресурс, на который претендуют крупные игроки. Поэтому на начальном этапе, когда мы говорим об этих оговорках, мы в первую очередь говорим о государственной стратегии, о национальной безопасности, которая касается продовольствия. Пайщик должен иметь возможность продавать или сдавать в аренду землю, но наибольшие риски касаются продажи государственных земель и к этому вопросу следует относиться очень тщательно».

«Действительно, могут появиться такие субъекты, которые захотят выкупить земельные участки с какой-то другой целью, чем для ведения хозяйства, — признался Александр Поливодский. — Некоторые страны в мире это делают и вкладывают средства в аграрный сектор зарубежных стран для того, чтобы потом захватить лидерство. Почему? Потому что земли сельхозназначения являются активом. По прогнозам организации ООН по вопросам продовольствия, через 20–30 лет вполне возможен дефицит продовольствия. Соответственно, правительства некоторых государств уже думают, а чего бы сейчас не прикупить в какой-то стране много земель. Эта проблема может быть преувеличена, но тем не менее не помешает поставить какие-то предохранители для того, чтобы избавиться от таких рисков».

Особую роль в земельной реформе будут играть громады и местные власти. Передача государственных земель объединенным территориальным громадам даст им доступ к колоссальному ресурсу для повышения своего благосостояния. Однако эксперты отмечают, что перед этим процессом вся государственная земля должна быть надлежащим образом оформлена, занесена в Госгеокадастр, а соответствующие ограничения по распоряжению землей прописаны на уровне компетенций местной власти.

«Мы бы хотели, чтобы был принят закон, который в полной мере передает в управление территориальным громадам, сельским, поселковым советам, если не закончен процесс объединения, управление государственными землями. Но для этого нам нужно провести инвентаризацию, — считает Денис Марчук. — Сегодня арендная ставка доходит до 200–300 долларов за гектар государственной земли. Это реальный колоссальный ресурс — десятки миллиардов гривен для бюджета громад по всей территории Украины. Это ответ на то, как можно сегодня, даже не вступая в конкретный рынок, дополнительно давать возможность громадам зарабатывать на этом деньги».

«При передаче государственных земель ОТГ непременно возникнет множество вопросов. Например, где будут проходить границы между одной и другой ОТГ? Этот вопрос будет решаться если не в судах, то, по крайней мере, в каких-то конфликтных ситуациях между советами. Потому что это ресурс, за который будут бороться. И легкого решения не будет. Поэтому подходить к вопросу надо комплексно», — полагает Александр Поливодский.

«Рынок земли является локальным. То есть, когда будущий владелец ищет себе новый участок, он рассматривает регион на уровне или громады, или района. И именно на этом уровне локальный рынок и должен быть защищен от чрезмерной концентрации. Мы также видим примеры, когда в пределах одного сельсовета или громады есть один фермер или когда их там три-четыре. Там, где только один фермер, нет конкуренции, цены на аренду ниже, чем там, где такая конкуренция происходит. То же самое будет происходить с рынком купли-продажи земли. Поэтому как раз на уровне ОТГ и сельсовета имеет смысл ограничивать концентрацию», — полагает Денис Низалов.

«Сейчас идет дискуссия о том, что нужно также рассматривать район или ОТГ как новую территориально-административную единицу, — отметил Дмитрий Яблоновский. — Но тут имеются не только экономические, но и политические риски. Если один производитель скупит всю землю в более или менее аграрном районе или ОТГ, фактически станет единственным работодателем, то он заведет в совет этой ОТГ всех своих людей, и громада превратится в феодальное княжество. Поэтому следует устанавливать ограничения на концентрацию земель в одних руках также на уровне более мелких территориальных единиц, например, ОТГ или района».

«Но сначала новой политической силой должен быть завершен процесс децентрализации. Чтобы понимать, кому передавать, сколько передавать, что передавать. А на эти вопросы, к сожалению, мы не имеем ответа»,— отметил Денис Марчук.

Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011
Перейти на повну версію сайту