Как только страна погрузилась в непростые испытания, вызванные пандемией коронавируса, в магазинах начался рост цен на продукты питания, средства гигиены, лекарства. Кабинет Министров, реагируя на это, обратился к Антимонопольному Комитету (АМКУ) с поручением проверить обоснованность данных повышений.
Как же провести подобное исследование? Давайте проанализируем механизм, который позволяет выявлять попытки получить неправомерную выгоду в период повышенного спроса на тот или другой товар. Для этого АМКУ и его структурные подразделения во всех областях страны ведут постоянный мониторинг уровня цен с помощью запросов торговым сетям с требованием сообщать даты изменения цен.
При получении данных о значительном росте у одной торговой сети, а тем более у двух, трех и более, АМКУ начинает дополнительные исследования с целью определения, есть ли в их действиях признаки антиконкурентных согласованных действий. Как правило, антиконкурентные действия совершаются для получения неправомерной выгоды. Антимонопольный комитет может открыть дело и провести дополнительные исследования, получая информацию о цене сырья у производителей продукции, величине транспортных расходов на доставку продукта в торговую сеть . Если продукт привозится из-за границы, к примеру, лимон или чеснок, то запрашиваются таможенные органы о цене закупок. Полученная информация анализируется, и делается вывод о том, имеют ли место антиконкурентные согласованные действия.
Согласно законодательству, участники таких действий могут быть оштрафованы на сумму, равную десяти процентам дохода (выручки) за прошедший год. Можно сделать вывод, что у государства в лице антимонопольного ведомства есть механизм, способный удержать субъекты хозяйствования от противоправных действий. Применение штрафных санкций в сумме равной десяти процентов от дохода сделает банкротом любого хозяйствующего субъекта.
Почему же тогда мы, как потребители, периодически слышим о необоснованных повышениях цен на бензин, сжиженный газ, морковь, картофель, цитрусовые и другие товары? Почему торговые сети периодически нарушают закон?
Рассмотрим, как действуют юридические лица, дабы избежать финансовых санкций. Правильно, они идут в суд. Законом об АМКУ предусмотрено, что принимаемые им решения могут быть обжалованы только в хозяйственных судах. Но иски принимают к рассмотрению и в административных судах. Это дает возможность затягивать рассмотрение дела на годы. Как недавно сообщил Антимонопольный комитет, ведомство в 2019 году применило штрафных санкций на сумму более восьми миллиардов (!) гривен. А уплачено в бюджет сто пятьдесят миллионов! Такая издевательская ситуация с уплатой штрафных санкций повторяется из года в год.
Почему бы тогда в этом вопросе не брать пример с ведущих мировых держав, с США, например? Там антимонопольное ведомство в лице Федеральной торговой комиссии США проводит расследование, определяет сумму возможных убытков потребителей и, параллельно с объявлением об открытии дела, блокирует эту сумму на банковских счетах.
Задаю себе вопрос: что мне, как потребителю, от того, что оштрафована аптечная сеть либо сеть АЗС, где я переплатил за приобретенный товар? Я хотел бы получить возмещение понесенных мной убытков. И, исходя из этого, наш закон об АМКУ, наверное, стоит пересмотреть, сделав упор на защите прав потребителей.
Еще несколько лет назад до 80 процентов всех дел составляли дела о злоупотреблениях монопольным положением субъектами коммунальной сферы. Налагаемые на них штрафные санкции перечислялись в бюджет. Складывалась парадоксальная ситуация: я плачу деньги коммунальному предприятию или управляющей компании за содержание дома, компания завысила цену на услуги, и ее оштрафовали. Получается, что я пострадал дважды. Вместо того, чтобы руководители управляющей компании возместили ущерб, мои деньги уходят в бюджет.
Но вернемся к проблеме необоснованного роста цен в период экономических и финансовых потрясений. Посмотрим, что влияет на цену товара, от кого в зависимости находится производитель. Когда мы заходим в магазин, то вряд ли задаем себе вопрос, через какие договоры, кого с кем, на каких условиях продукт попадает на полку магазина. Мы все понимаем, что тот, кто занимается производством мяса, не будет и не сможет построить для его реализации торговую сеть в городе, а тем более по всей стране. Производитель вынужден идти в торговую сеть и подписывать договор.
В этом договоре может быть пункт, что торговая сеть выкупает продукт и возвращает деньги за реализованный товар в течение 10 дней. Проходит этот срок, но деньги производителю не вернули. Вы, конечно, скажете, что в этом случае он обращается в суд, и не угадали. Производитель терпит и месяц, и два, и три. Да, он будет вынужден брать кредиты, так как ему нужно за какие-то средства покупать сырье для своего производства, и он вынужден будет повышать цену на свою продукцию, компенсируя себе выплаченные за кредит проценты. А в суд он не пойдет, понимая, что магазины просто откажутся от продажи его продукции.
Сможет ли торговая сеть принудить производителя продать ей долю своего производства? Да, сможет. И сможет заставить перейти под торговую марку своей сети. Как этому можно и нужно противодействовать? Свое слово должен сказать Кабинет Министров, дав поручение антимонопольному ведомству разработать типовые договоры с четкими сроками возврата денег за товар и безакцептного списания средств со счетов нарушителя. Также АМКУ должен создать условия для свободного доступа товара в торговую сеть через систему договорных отношений. В некоторых европейских странах отношения между производителями продукции и торговыми сетями рассматриваются правительствами с точки зрения возможного ущерба интересам государственной безопасности.
А что вы по этому поводу думаете?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |