Эксперты говорят, что во многих поселился страх, который с послаблениями или отменой карантина никуда не денется.
Карантин уходит, фобия остается
Более двух долгих месяцев весь мир единодушно писал в соцсетях, как уже надоел карантин и самоизоляции. Многие мечтали, как после отмены ограничений рванут в кафе и рестораны, выпьют кофе с друзьями, отметят встречу с коллегами на работе – да мало ли у нас некарантинных дел из прошлой жизни!
И вот, когда послабления в разных странах идут полным ходом, вдруг оказалось, что те самые, кто так хотели «вырваться на волю», теперь вовсе не торопятся покидать свои квартиры.
«Ни с 1 июня, ни даже с 1 июля я не хочу никуда выходить, тем более, в закрытые помещения. Мне сидеть дома нормально, не скучно и не грустно! А вот заразиться мне страшно. Поэтому я за продление карантина до тех пор, пока заболевших не останется совсем или пока вакцину не изобретут», — такие посты в соцсетях и мнения на форумах встречаются не так уж редко.
Исследования психологических последствий вспышки коронавируса, опубликованные китайскими специалистами, показали, что 54% респондентов оценили их как умеренные или тяжелые. Психологи констатируют: на смену коронавирусу пришла коронафобия.
- Коронафобия – это новый навязчивый страх, возникший на фоне пандемии COVID-19, — поясняет психолог Оксана Навроцкая. – То, что данная угроза невидима, лишает людей веры в свою неуязвимость, что, в свою очередь, усиливает тревожность. Отсюда – головные боли, ухудшение настроения, снижение работоспособности, чувство отчаяния и другие не самые приятные последствия.
Такое с нами впервые…
Человечество переживает далеко не первую пандемию, но особенностью этой ситуации является то, что сейчас с нами многое происходит впервые. Впервые мир единодушно закрылся на карантин, впервые люди оказались заперты в квартирах на месяцы, впервые страны закрыли границы и впервые непонятно, когда это все закончится. Ситуация усугубляется противоречивой информацией, которая поступает к нам буквально их каждого утюга.
Надо сказать, что утратой довольно абстрактного чувства безопасности дело не ограничивается: потери многих куда более конкретны. На карантине люди теряют деньги, работу, с большим трудом построенные бизнесы и даже близких.
При этом специалисты предупреждают: коронафобия может иметь отсроченный эффект, и пост-стрессовые расстройства могут проявиться через месяцы и даже через годы после окончания пандемии.
«Страх пока никуда не ушел»
Недавний опрос, проведенный компанией Active Group, показал, что украинцы не торопятся с возобновлением социальных контактов. В частности, согласно результатам исследования, больше всего нашим согражданам на карантине не хватало общественного транспорта – об этом заявили 6 из 10 опрошенных. При этом о том, что после снятия ограничений они воспользуются услугами общественного транспорта, сказали лишь двое из 10.
В пятерку мест, которые украинцы настроены посетить после послаблений карантина в первую очередь, вошли парикмахерские и салоны красоты (33%), рынки (29%), парки (26%), магазины непродовольственных товаров (23%), кафе и рестораны (19%).
Однако эксперты говорят: если в салона красоты можно соблюдать относительную изоляцию, находясь один на один с проверенным мастером, в парках и на рынках при желании можно соблюдать социальную дистанцию, то с посещением ресторанов могут возникнуть проблемы.
В частности о том, что в связи с «коронастрахом» кафе и ресторанам придется восстанавливаться дольше, чем они рассчитывали, рассказала директор «Ресторанного консалтинга» Ольга Насонова. По словам эксперта, опрос среди постоянных посетителей ресторанов показал, что после ослабления карантина около трети из них будут избегать посещения помещений.
«Вкупе с проблемами во время карантина рестораны получат еще и посткарантинный синдром, — говорит Насонова. — Какое-то время все будут привыкать, что рядом могут находится чужие люди и без масок, что можно в ресторане просто расслабиться. Это будет не быстро, ведь поток страшилок из эфира не иссякает. Ковид, как бы к нему не относились, имеет собственную pr-кампанию (очень успешную надо сказать) и даже собственную идеологию. Все эти манипулятивные слова — количество зараженных, количество погибших — пугают. Бороться с этим силами только ресторанов невозможно. Люди сами должны привыкнуть к социальным контактам, к общению, к скоплению чужих людей. И потому — увы, даже если рестораны смогут открыться 1 июня, а не 10, потока посетителей в прежнем объеме ждать не приходится. Не только потому, что нужно будет расставлять столы, мерить температуру и совершать прочие антивирусные движения. Но и потому, что страх пока никуда не ушел, он прочно сидит минимум в трети ресторанной аудитории. Выход из карантина будет очень плавным».
Ждем последствий
Экономисты не устают повторять, что этот кризис является уникальным. Ведь раньше страны никогда не предпринимали столь масштабных карантинных мер, благодаря чему экономики пандемий практически не замечали. В этот раз все по-другому, и даже те страны, которые решили пойти «своим путем», мало что выиграли.
- Для примера можно взять Швецию, где правительство решило обойтись без ограничений и предоставило гражданам полную свободу действий, — говорит аналитик TeleTrade Сергей Родлер. — В результате в страну стали приезжать туристы, желающие постричься или пообедать в ресторане. Тем не менее, шведский бизнес это не спасло: большинство людей все же предпочли остаться дома. По данным центробанка страны, шведы стали посещать общепит и магазины на 70-90% реже, а Еврокомиссия ожидает падения ВВП Швеции на 6,1% по итогам весны, что даже хуже цифр по соседям — Норвегии (-5,5%) и Дании (-5,9%).
По мнению эксперта, украинцы все же склонны вести себя более рискованно, чем европейцы, так что вряд ли процесс выхода из режима самоизоляции сильно затянется. Другой вопрос – падение доходов населения, которое способно оказать негативный эффект. Низкая потребительская активность будет сдерживать экономическое развитие страны, и к отметкам 2019-го Украина сможет вернуться в лучшем случае к концу следующего года. Сильнее всего пострадают общепит, а также розница, хотя последнюю еще можно как-то спасти, например, перенеся деятельность в онлайн.
- В ближайшие месяцы поток клиентов будет сдерживаться еще и требованиями по соблюдению дистанции между посетителями, — продолжает Сергей Родлер. — Да и издержки бизнеса на выполнение санитарных предписаний сильно возрастут. Здесь возможны два варианта: либо бизнес будет прилежно соблюдать все требования и терпеть убытки на среднесрочной дистанции, либо уже спустя месяц-два ограничения перестанут соблюдаться и предприятия вернутся к привычным условиям функционирования. И, наблюдая за выполнением требований, на данный момент больше верится во второй вариант.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |