Седьмого июня исполнилось 80 лет Виктору Ивановичу Журавку. За его плечами — работа на ответственных должностях в тресте «Черноморгидрострой», в «Одесских теплосетях», в управлении коммунального хозяйства облисполкома, в сфере сельского строительства, в отделе строительства обкома партии. После шести лет работы на посту первого заместителя председателя горисполкома трудился в ЧМП. С 1995-го по 2000 год — заместитель губернатора Одесской области.
Виктор Журавок — из поколения руководителей, которые не отгораживали себя от окружающих толпами пиар-менеджеров, советников, помощников, что сплошь и рядом наблюдается сегодня. Это позволяло никогда не терять ощущение реальности происходящего. Поэтому и сейчас его высказывания по целому ряду вопросов остаются весьма актуальными.
Из поколения профессионалов
Те годы, когда Виктор Иванович работал в Одесском горисполкоме, были временем личностей. Заслуги многих впоследствии были отмечены почетными званиями и наградами. Валентин Симоненко — Герой Украины, почетный гражданин города Одессы, Виктор Малахов — заслуженный экономист Украины, сам Виктор Журавок — заслуженный строитель, Михаил Козырев — бывший заместитель Одесского городского головы, который более полувека отвечал за сферу ЖКХ, является заслуженным работником сферы услуг Украины.
— Передо мной первым зампредом Одесского горисполкома был Геральд Петрович Новиков, — вспоминает Виктор Иванович. — Он пришел на этот пост с серьезной должности главного инженера треста «Черноморсантехмонтаж». Кадровый состав профессионалов позволял решать очень сложные задачи. Например, скоростная трасса от железнодорожного вокзала до площади Толбухина была построена всего за четыре месяца. За такой же срок удалось переложить 11 километров труб аварийного коллектора, когда произошла авария на напорном коллекторе Южных очистных сооружений.
В годы работы Виктора Ивановича активно развивался Одесский водопровод. В 1985—1987 годах впервые заработал механизм биологической очистки на Северных очистных сооружениях. Начиналось все с подачи в Одессу 600 тысяч кубометров воды. В течение двух лет на Днестре построили три секции водоочистных сооружений. И сегодня в город можно подать миллион кубометров воды. При реальной подаче в Одессу 700 тысяч кубометров Южные очистные перерабатывают 200 тысяч, Северные — 300 тысяч кубометров. Возникает вопрос: куда же деваются еще 200 тысяч кубометров?
— Даже если предположить, что 50 тысяч кубометров — это технологические потери, то оставшиеся 150 тысяч — это утечки из сетей тепло- и водоснабжения, — говорит Виктор Иванович. — Это очень много. И это серьезная проблема для города, которую надо решать.
Не могли в нашем разговоре мы обойти и тему подтопления разных частей Одессы после дождей.
— На Балковской проложены двухметровые трубы ливневой канализации, — вспоминает Виктор Иванович. — Но проблема в том, что их надо правильно эксплуатировать. Тогда не будет заливать улицу даже после небольшого дождя. Раньше ливневку на Приморской порт чистил каждый год. Если этого регулярно не делать, коллекторы заиливаются. Помню, как в 5-м Заливном переулке мы открыли коллектор, увидели, что свободным осталось всего 50 сантиметров из общего диаметра в два метра! Конечно, в таких условиях ливневка свои функции нормально выполнять не может.
К сожалению, до сих пор город не нашел поддержки у государства по реконструкции дамбы Хаджибейского лимана. Если ее прорвет, вода пойдет на Пересыпь через поля орошения, забирая с собой накопившиеся за многие десятилетия залежи органических остатков, содержащих массу гельминтов.
В Генплане города 1989 года предусматривалась жилая застройка полей орошения. Под верхним слоем наносов там находится песочное основание, на котором, после соответствующей рекультивации, можно легко возводить жилые здания. Сейчас эта территория планируется под создание технополиса.
Когда даже метро было таким реальным...
Срок эксплуатации 5- и 9-этажных домов, которые начали строиться в Одессе в 1961 году, рассчитан на 50—70 лет. Благодаря качественным материалам, высотки еще держатся. Хотя уже сегодня надо думать, что делать дальше. Большая часть жителей Одессы живет именно в таких домах, которые подошли к критическому сроку своей эксплуатации.
— Ко мне приезжал знакомый из Америки, — говорит Виктор Иванович. — Решил показать ему город, поехали в Аркадию. Он спрашивает: «У вас что, так много переселенцев»? Оказывается, в США в высотках живут люди, для которых это временное жилье. Постоянным считается жилье усадебного типа, когда человек обитает на земле.
Валентин Симоненко говорил, что строительство в крупных городах ведется, как будто изюм из булки выбирают: на отдельных небольших участках вырастают высотки. Отселение из старых 5-этажек и строительство на их месте новых жилых комплексов в Одессе не ведется. Хотя именно такой подход к реновации жилья был бы наиболее правильным.
В бытность Симоненко и Журавка каждый район обязан был строить и реконструировать школы. Город помогал, но основную нагрузку брали на себя районы. Потому перегрузки в школах и очередей в детские сады не было.
Виктор Иванович считает, что Одессу всегда притесняли, не давая ей возможности прирастать пригородами. Удивляется, как во времена мэра Валентина Симоненко удалось решением горисполкома на территории Овидиопольского района открыть промрынок «7-й километр».
Вспомнил юбиляр и о помощи, которую строительству города оказывала газета «Вечерняя Одесса».
— Благодаря Борису Федоровичу Деревянко мы начали понимать, что такое экология, — вспоминает Виктор Иванович. — «Вечерка» брала под свой контроль решение вопросов теплоснабжения, в экологической сфере. Выходили критические материалы, которые в большинстве случаев помогали. Борис Федорович был человеком новой формации, понимал, в каком городе живем, и как к нему надо относиться.
В 1989 году, когда обсуждали Генплан, решали, как назвать Одессу: промышленный, транспортный, научный, культурный центр? И только Борис Федорович, предвидя курортные перспективы, предложил назвать Одессу курортным городом. Прошло много времени, и города-курорты сегодня получили возможность собирать больше средств в местные бюджеты, чем просто города-миллионники.
В воспоминаниях Виктора Ивановича не столь несбыточными кажутся идеи постройки метро. Они, оказывается, обсуждались как вполне реальные.
— Схема метрополитена для Одессы была разработана, — говорит Виктор Иванович. — И обошлось бы оно в два раза дешевле, чем в любом другом городе. Почему? Да благодаря ракушняку. Его легко вынимать. Оставалось только хорошо укрепить штольни.
Если бы были мэр Владимир Шурко и первый секретарь обкома партии Михаил Синица, они бы пробили метро для Одессы, так как в Киеве их уважали.
— А как вы относитесь к назначению в область руководителей из других регионов? На мой взгляд, они, как транзитные пассажиры, приезжают делать карьеру, не более того...
— Местными были последний первый секретарь обкома партии Руслан Боделан и лучший, на мой взгляд, губернатор Сергей Гриневецкий. Только такой руководитель, как Евгений Борщ, мог вытянуть строительство припортового завода в Южном, областной больницы в жилмассиве Котовского и многих других объектов. Дальше пошли «мотыльки». Среди них, конечно, были специалисты. Но основная масса — люди без знаний, опыта. Кадры руководителей должны быть местными. Тогда человек болеет за свою землю, знает, что здесь ему за все отвечать.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |