ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сытые не поняли голодных: ренийские портовики, возмущённые долгами по зарплате, не получили ответов на свои вопросы
22.06.2020 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № s / Тираж: 10800

Сорок шестая сессия Ренийского райсовета по инициативе депутата Сергея Арабаджи приняла обращение в адрес министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия с просьбой принять срочные меры для спасения умирающего порта Рени.

В обращении сказано, что в последнее время госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») ощущает катастрофическое падение объёмов грузопотоков и, соответственно, несёт огромные убытки. Отсутствие доходов привело к тому, что порт накопил громадную задолженность по зарплате и налогам. Самостоятельно решить эту проблему предприятие не может. Имущество порта находится в налоговом залоге, а счета арестованы.

Ренийский райсовет предлагает Министерству инфраструктуры принять следующие меры для экономического оздоровления ГП «РМТП»: вывести имущество предприятия из налогового залога; передать портовые объекты социальной сферы в коммунальную собственность города Рени; изменить структуру порта путём его реорганизации в ГП «Ренийская стивидорная компания».

Кроме того, районная власть просит министра В. Криклия разобраться с эффективностью работы менеджмента порта Рени и самого министерства. Райсовет просит также обратить особое внимание на то, что портовики уже долгое время не получают зарплату. Это является грубейшим нарушением законодательства и создаёт социальную напряжённость в городе и районе. По мнению Ренийского райсовета, в такой ситуации профильное министерство должно полностью погасить долги ГП «РМТП» и тем самым вывести предприятие из долгового кризиса.

В ходе обсуждения проекта обращения перед депутатами райсовета выступил заместитель директора порта по экономическому развитию и инвестициям Станислав Котелевский. Он доложил о нынешнем финансовом положении предприятия. По его словам, на сегодняшний день задолженность по зарплате составляет 6 месяцев и превышает 9 миллионов гривен. Долг по единому социальному взносу (ЕСВ) – 4 млн грн, по подоходному налогу – 5 млн грн, по плате за землю с учётом штрафных санкций – 42 млн грн. В суд обратились 123 портовика, госисполнительная служба осуществляет процедуру принудительного взыскания задолженности по зарплате.

Отметим, что на сессию райсовета пришла группа работников порта, которые хотели присутствовать на пленарном заседании и услышать от местных чиновников конкретные предложения для решения проблем предприятия. Однако, ссылаясь на нормы карантина, руководство райсовета приняло решение впустить в сессионный зал лишь одного представителя портовиков. Этим представителем стал Сергей Кабанов. Он попросил Станислава Котелевского ответить на несколько вопросов, в том числе о том, почему у частных фирм, действующих в порту, есть работа, а ГП «РМТП» в то же время не может привлечь собственные грузы.

Заместитель директора порта то ли «прикинулся шлангом» (простите за выражение), то ли весьма своеобразно воспринял формулировку «собственные грузы». В итоге С. Котелевский дал откровенно издевательский комментарий: мол, порт никогда не был и не может быть собственником грузов – все грузы принадлежат грузовладельцам, а предприятие лишь оказывает услуги по грузоперевалке.

Очевидно, С. Котелевский решил, что на сессию пришли глуповатые профаны, которые не разбираются в портовой специфике и просто не поймут суть вопроса и уж тем более – суть ответа. На самом же деле всё было предельно ясно. Сергей Кабанов подразумевал, что в настоящее время практически все грузы на ренийском направлении перерабатывают частные портовые операторы (в основном субъекты СЭЗ «Рени»), тогда как ГП «РМТП» почему-то остаётся без грузопотоков. Эти грузопотоки представитель трудового коллектива и назвал «собственными грузами» порта. Почему же частникам удаётся выживать, а ГП «сидит» без работы и без доходов? Вот чем интересовался С. Кабанов. Но С. Котелевский попросту ушёл от ответа, причём ушёл очень некрасиво…

Продолжая своё выступление, заместитель директора порта затронул тему восстановления молдавско-украинской железнодорожной ветки Бессарабская–Березино (напомним, что недавно Ренийские городской и районный советы приняли обращение в адрес руководства Украины с просьбой возобновить движение поездов на упомянутой железной дороге). Как подчеркнул С. Котелевский, эта дорога изменит схему логистики в пользу Рени, что позволит привлечь в порт дополнительные грузы.

Пользуясь случаем, автор этих строк задал вопрос: на чём именно основана уверенность ренийских портовиков и местных органов власти в том, что ж/д ветка Бессарабская–Березино будет способствовать росту грузооборота Ренийского порта? Почему до сих пор нет ни одного официального экспертного заключения или технико-экономического обоснования, подтверждающего потенциальную эффективность этой железной дороги для ГП «РМТП»? Если же такие документы существуют, то почему их никто не показывает?

По словам С. Котелевского, по ветке Бессарабская–Березино могут пойти в порт Рени такие грузы, как украинское зерно, железорудный концентрат, светлые нефтепродукты и другие.

«Но сначала нужно говорить с грузовладельцами. Если тарифы на перевозки будут ниже, чем сейчас, то велика вероятность, что грузовладельцы будут работать с нашим портом», — заявил С. Котелевский.

Напомним, что недавно первый заместитель председателя Одесской облгосадминистрации Вячеслав Овечкин посетил порты Рени и Измаил. В частности, встреча вице-губернатора с руководством ГП «РМТП» прошла с участием главы Ренийской райгосадминистрации Вадима Юдова и депутата Ренийского райсовета Сергея Арабаджи. Участники встречи рассмотрели тяжелейшее финансово-экономическое положение, в котором сейчас находится Ренийский порт, и высказали предложения относительно возможных вариантов преодоления кризиса.

«Я заявил вице-губернатору, что первоочередная задача – остановить обвал порта. Сейчас предприятие – на грани полного краха. И поскольку предприятие является государственным, то именно государство в «лице» Министерства инфраструктуры должно выплатить всю задолженность порта. Другого варианта просто нет. Затем надо разобраться с менеджментом ГП и дать ему оценку. Если менеджмент не справляется со своей работой, то руководителей порта нужно заменить на более эффективных специалистов. И, конечно, необходимо решать объективные проблемы, которые служат причиной кризиса в порту. Одновременно надо привлекать к этой работе частных портовых операторов. Они также заинтересованы в экономическом оздоровлении порта. Ведь они прекрасно понимают: если погибнет порт Рени – пострадают и они», — заявил Сергей Арабаджи в беседе с корреспондентом «КН».

В свою очередь председатель Ренийской РГА Вадим Юдов напомнил, что районная власть неоднократно обращалась по поводу ситуации в порту к губернатору Одесской области, а тот направил соответствующее обращение в Министерство инфраструктуры. По словам Вадима Юдова, во время визита Вячеслава Овечкина была озвучена новая концепция выхода порта из кризисного положения. Глава РГА добавил также, что обсуждалась необходимость проведения комплексной независимой проверки деятельности ГП «РМТП».

Мы уже писали об этом, но повторим ещё раз: Южный офис Госаудитслужбы уже проводил финансовый аудит деятельности Ренийского порта за период с 1 января 2016 года по 30 июня 2019 года. Аудиторский отчёт от 23 сентября 2019 года №05-14/17 размещён в открытом доступе в Интернете, и с ним можно свободно ознакомиться (см. http://dkrs.kmu.gov.ua/kru/doccatalog/document?id=153032). Вадим Юдов либо не знает об этом, либо знает, но почему-то не упоминает о результатах аудита. В любом случае возникает вопрос: зачем нужна ещё одна проверка работы ГП «РМТП»? Что она даст? Чем она поможет вытащить порт из глубокой финансовой ямы?

Но вернёмся к рабочей поездке первого заместителя главы ОГА. Как уже сообщала наша газета, Вячеслав Овечкин также встретился с городским головой Измаила Андреем Абрамченко и руководством госпредприятия «Измаильский морской торговый порт» (ГП «ИзМТП») и Измаильского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ).

Отдельной темой совещания стали обращения ренийских органов власти к руководству Украины с просьбой восстановить молдавско-украинскую железнодорожную ветку Бессарабская–Березино. Ренийцы убеждены в том, что реализация данного проекта позволит увеличить грузооборот порта Рени.

Однако измаильские портовики в очередной раз высказали совершенно противоположную позицию: по их мнению, эту железную дорогу восстанавливать нельзя. Измаильчане настаивают на том, что ветка Бессарабская–Березино изменит логистику доставки грузов в пользу Молдовы и Румынии, тогда как Измаильский порт потеряет значительную часть грузопотока.

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.114
Перейти на повну версію сайту