А. Г. Басюк, начальник Черноморского филиала ГП «Администрация морских портов Украины»
Вначале августа исполнилось полгода, как Александр Григорьевич Басюк возглавил Черноморский филиал ГП «Администрация морских портов Украины» (ЧФ ГП «АМПУ»).
В морской отрасли он — человек известный и авторитетный. Имеет четыре высших образования и степень магистра по бизнес-администрированию. Трудовой путь в морской отрасли начал в 2006 году в должности заместителя начальника юридического отдела Херсонского морского торгового порта. Работал заместителем начальника порта по юридической и договорной работе. С 2012 года — на руководящих должностях ГП «Специализированный морской порт «Октябрьск». С 2016-го по июнь 2019 занимал должности: заместителя директора Департамента морского и речного транспорта — начальника отдела морского транспорта, заместителя директора Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта — начальника отдела формирования нормативно-правовой базы в сфере морского и речного транспорта, директора Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта. С июня 2019-го — генеральный директор Директората морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины.
И вот — новый карьерный вызов. «Какие задачи ставили перед собой, вступая в должность, как эти задачи воспринял коллектив, что в работе предприятия пришлось менять в первую очередь?», — с этих вопросов началось наше общение с начальником Черноморского филиала ГП «АМПУ»:
— Главная задача руководителя любого успешного предприятия — обеспечить его устойчивое развитие, — говорит Александр Басюк. — Добиться этого можно лишь при условии грамотно подобранной команды профессионалов. Вот эти задачи были и остаются моими основными приоритетами в работе.
После моего назначения на эту должность я пообещал, что не буду менять то, что хорошо работает. Достижения, социальные гарантии трудового коллектива — это для меня незыблемые столпы. И в этом плане мне повезло, так как в Черноморском порту трудятся специалисты, профессионализм и ответственность которых проверены годами успешной работы.
— В своих первых интервью после вступления в должность вы говорили как об одном из самых главных приоритетов — обеспечение высоких социальных гарантий для работников филиала. Насколько в наше непростое время, в условиях карантина, этого удается добиваться?
— Сегодня, в условиях пандемии и последовавшего за ней экономического кризиса, вопрос сохранения социальных гарантий особенно актуален. АМПУ — социально ответственное и последовательное в своих действиях предприятие, поэтому мы всеми силами стараемся поддержать своих работников. В условиях карантина мы сохранили рабочие места и заработные платы сотрудников. Шли навстречу и, по необходимости, оформляли желающим все виды отпусков. Работающим пенсионерам, принявшим решение уйти на пенсию, выплачивалась дифференцированная материальная помощь, в зависимости от стажа работы на предприятии. Затем мы проанализировали функционал сотрудников и исключили дублирующие функции. В результате проделанной работы у нас появилась возможность пересмотреть уровень заработных плат сотрудников в сторону их увеличения с августа текущего года.
Черноморский филиал ведет социальный диалог со всеми четырьмя профсоюзными организациями, которые являются сторонами Коллективного договора. В рамках этого документа филиал ежемесячно перечисляет профсоюзам порядка 350 тысяч гривен на оздоровительную, физкультурную и культурно-массовую работу. В филиале предусмотрен и целый ряд других льгот для сотрудников, главная из которых, пожалуй, — это медицинская страховка в соответствии с договором медицинского страхования.
— Сколько в филиале трудится работников, все ли кадровые вопросы решены?
— На сегодняшний день в Черноморском филиале трудится 1043 человека, в том числе 493 — инженерно-технический персонал и 550 — рабочие. Средний возраст сотрудников — 48 лет.
Квалифицированный персонал является основой конкурентоспособности любого предприятия. Именно благодаря этому ценному «капиталу», квалификации, знаниям и личностным качествам сотрудников осуществляются шаги к успеху. И именно кадровый состав предприятия является гарантией успешной реализации любой его стратегии. Мы ценим наш «капитал», наши внутренние ресурсы и стараемся мотивировать сотрудников на качественное выполнение своих обязанностей. Но, к сожалению, есть и объективные причины, которые затрудняют выполнение поставленных нами целей.
Панорама акватории портаПанорама акватории порта
Так, средняя заработная плата сотрудников на сегодняшний день составляет 14,5 тыс. грн. в месяц. И это достаточно низкий уровень по сравнению с другими филиалами ГП «АМПУ». По этому показателю наш филиал находится лишь на 9-м месте, а по прибыли — на 3-м. К сожалению, иногда нам сложно удержать высококлассных специалистов, которые выбирают более высокие зарплаты и уходят в частные компании. Но мы ведем целенаправленную работу по устранению такого дисбаланса.
К тому же опыт показывает, что мотивация работников зачастую гораздо глубже, чем материальная выгода. Всем известно, что уровень заработной платы в государственных компаниях не самый высокий. Его показатели близки к среднерыночным, а порой и ниже. Однако мы можем предложить нашим сотрудникам и другие преимущества: обширный соцпакет, обучение за счет компании и другие бонусы. Важную роль для личностного и профессионального роста сотрудника играет также и среда, коллектив, в котором он проводит значительную часть времени. В Администрации морских портов Украины соблюдают корпоративный кодекс и имеют собственные корпоративные ценности. Мы стараемся подбирать персонал в соответствии с ними, так как от лояльности сотрудников к корпоративным ценностям компании напрямую зависит результативность их работы. В этом — залог формирования слаженной команды и успех развития предприятия.
— Какие основные задачи поставило перед вами Министерство инфраструктуры как перед новым руководителем филиала АМПУ, есть ли у предприятия долгосрочная стратегия развития?
— К основным задачам Администрации морского порта относятся: организация и обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта, а также содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества — объектов портовой инфраструктуры (акватории, подходного канала, причалов, внутрипортовых автодорог и железнодорожных путей, объектов энергообеспечения). Для поддержания инфраструктуры порта в надлежащем состоянии постоянно выполняются необходимые текущие ремонтные работы и капитальные ремонты.
Развитие осуществляется в соответствии с Планом развития морского порта Ильичевск/Черноморск, который формируется с учетом планов развития всех субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность в акватории, — морских терминалов и Администрации морского порта. В этом документе обозначены планы по реконструкции и модернизации объектов портовой инфраструктуры.
Утвержденный План развития морского порта Ильичевск/Черноморск предусмотрен до 2038 года. Краткосрочный период, который был определен до 2018 года, уже истек. На последнем заседании Совета порта Черноморск в мае этого года были подведены итоги его выполнения и принято решение корректировки плана в соответствии с реально существующими проектами на ближайшие пять лет. Все изменения должны будут получить одобрение Совета порта. Затем актуализованный план развития подлежит утверждению ГП «АМПУ» и согласованию Министерством инфраструктуры Украины.
Надо отметить, что развитие порта в соответствии с Законом «О морских портах Украины» должно осуществляться по принципу соблюдения равности прав всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в морском порту, и недопущения дискриминации в доступе к объектам портовой инфраструктуры общего пользования.
— Филиалы АМПУ работают в тесной связке с портами, обеспечивая их планомерное развитие. Государственное предприятие «МТП «Черноморск» сейчас переживает, пожалуй, самый худший период в своей жизни. Что в этой ситуации предпринимает Черноморский филиал АМПУ, насколько тесным является взаимодействие между двумя государственными предприятиями?
— В соответствии с Законом «О морских портах Украины» одной из основных функций Администрации порта является обеспечение создания равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту. Считаю, что Черноморский филиал АМПУ выполняет эту функцию должным образом.
В настоящее время в морском порту Черноморск работают 15 портовых операторов. Наряду с ними осуществляет производственную деятельность и государственный стивидор. На сегодняшний день во всем портовом секторе наблюдается стойкая динамика сокращения доли государственных стивидоров в общем грузообороте портов. В порт приходят частные инвесторы, развивающие перегрузочные мощности, имеющие собственную грузовую базу. Государственному стивидору сложно с ними конкурировать. Думаю, что проблема здесь в зарегулированности процедур, которые применяются к государственным юридическим лицам. К примеру, на сегодняшний день утвержденного финплана нет как у ГП «АМПУ», так и у большинства госпредприятий. Законодательство, регулирующее эти вопросы, уже давно необходимо совершенствовать, а процедуры — упрощать. Считаю, что было бы целесообразно передать эти полномочия Мининфраструктуры. Это позволило бы значительно сэкономить время, людские и технические ресурсы. Результат — более эффективное развитие и обновление производственной базы, в том числе и государственного стивидора.
— Прокомментируйте ситуацию вокруг рынка буксирных услуг. почему некоторые хотят сделать «крайним» Черноморский филиал АМПУ в истории захода в акваторию порта двух буксиров из Николаева?
— Сегодня в морском порту Черноморск работают шесть буксирных компаний. Я уже говорил, что согласно Закону «О морских портах Украины» главная задача Администрации морского порта заключается в обеспечении всем субъектам хозяйствования любой формы собственности равного доступа к стратегическим объектам портовой инфраструктуры общего пользования и создании условий для добросовестной конкуренции с целью достижения максимально эффективного результата.
Что касается конкретно двух буксиров — «Diamond N» и «Topaz N» — их заход в порт осуществлен целиком в правовом поле. Судовладельцем этих двух буксиров является ДП «Универсальная буксирная компания» (Украина). Суда временно зарегистрированы в Государственном судовом реестре Украины Одесского морского порта ГРУ № 004 под №№ 526, 527 от 26.06.2015 года. Буксиры зашли в порт Черноморск под украинским флагом, с соблюдением национального законодательства и норм международного права, в т.ч. согласно Закону Украины «О морских портах Украины» и в соответствии с «Обязательными постановлениями по морскому порту Черноморск».
— Какие инвестиционные проекты включены в план развития филиала АМПУ, каких сфер деятельности предприятия они касаются, продолжится ли программа дноуглубления?
— Можно констатировать, что значительный потенциал Украины по производству сельскохозяйственной продукции подтолкнул развитие мощностей по переработке зерновых грузов в порту Черноморск.
В настоящее время в активной стадии реализации находится проект группы компаний «Кернел» — «ТрансГрейнТерминал» по строительству зернового комплекса годовой перегрузочной мощностью 5 млн. тонн. Кроме того, в рамках реализации проекта строительства зернового терминала общей мощностью 4,5 млн. тонн в год «СП Рисоил Терминал» достигнута мощность по обработке зерновых грузов 2,85 млн. тонн в год. В настоящее время прорабатываются планы и других частных инвесторов по развитию зерновых мощностей, которые могут быть реализованы в ближайшей перспективе.
В порту Черноморск функционирует уникальный железнодорожно-паромный комплекс — единственный в Украине терминал, который специализируется на обслуживании железнодорожных и автопаромных линий. В 2019 году через железнодорожно-паромный комплекс было перегружено почти 2 млн. тонн грузов. Примерно 25% от этого объема составили грузы в вагонах и около 63% — в большегрузных автомобилях TIR. Порт находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и транзитных маршрутов.
К сожалению, этот потенциал не используется в полной мере. Основная причина — это падение объемов транзитных перевозок и глобальная кризисная ситуация в мире. Поэтому, с целью обеспечения эффективной эксплуатации железнодорожно-паромного комплекса, Министерством инфраструктуры Украины определена передача комплекса в концессию. Сегодня ведется подготовка к осуществлению государственно-частного партнерства. ГП «АМПУ» готовит проведение закупки по предоставлению консультационных услуг по подготовке технико-экономического обоснования и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромного комплекса.
Мы не теряем надежду вернуть в порт Черноморск и контейнерные грузы, грузопоток которых в силу ряда причин был утрачен с 2015 года. Максимальный грузооборот через причалы №№1, 3-6 был достигнут в 2008 году и составил 670 тыс. TEU. Министерством инфраструктуры Украины приказом от 24.06.2020 года определено начало подготовки к осуществлению государственно-частного партнерства — концессии в рамках первого и контейнерного терминалов с причалами №№1-6 в морском порту Черноморск.
Развитие перегрузочных комплексов неразрывно связано с созданием достаточных глубин в акватории порта и обеспечением условий для безопасного принятия крупнотоннажного флота в соответствии с тенденциями сегодняшнего рынка.
С 2018 года в порту Черноморск ведется масштабная реализация проектов дноуглубления. Так, уже выполнено дноуглубление подходного канала до 16 м, в акватории 1-го бассейна проведено дноуглубление судового хода и операционной акватории в районе причалов №1-6 (первого и контейнерного терминалов) до 15 м. Проведение дноуглубления акватории планируется и в дальнейшем, с учетом планов развития терминалов и комплексов частных инвесторов.
Надо отметить, что реализация инфраструктурных проектов администрации порта по дноуглублению, реконструкции причалов должна быть обоснована и подтверждена обязательным гарантированным увеличением грузооборота со стороны соответствующего субъекта хозяйствования, обеспечивающим окупаемость проекта. То есть, в первую очередь, мы ориентированы на партнеров с собственными грузопотоками. Такое сотрудничество выгодно как для инвестора, так и для порта. Именно в возможности совместного партнерства бизнеса и государства и заключается весь смысл портовой реформы.
Подчеркну, что мы всегда готовы к конструктивному диалогу и стараемся максимально способствовать развитию государственно-частного партнерства для создания новых рабочих мест, притока инвестиций в страну и увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет и социальные фонды всех уровней.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |