Итак, как мы и анонсировали, гостем редакции вновь был Сергей Гриневецкий — известный политик, народный депутат нескольких созывов, почетный гражданин Одессы и Одесской области, самый успешный в истории нашего региона губернатор и большой друг «Вечерней Одессы».
Напомним: по итогам предыдущей встречи, что состоялась в начале июля, был подготовлен материал «Источник всех наших сегодняшних бед и проблем — нелегитимная Конституция» (номер за 16 июля). Публикация вызвала большой читательский резонанс. Тогда и возникла идея вновь пригласить Сергея Гриневецкого в «Гостиную «Вечерней Одессы», дабы политик смог ответить на вопросы, взволновавшие одесситов после прочтения вышеупомянутой статьи, подискутировать на самые злободневные темы развития общества и государства, а также прокомментировать наиболее «горящие» события на международной арене. Ну, а то, что встреча состоялась накануне празднования Дня независимости Украины, только придало нашему общению дополнительную смысловую и информационную нагрузку.
— Прежде всего, приятно, что заработала обратная связь с читателями «Вечерки», — с этих слов Сергея Гриневецкого началась наша встреча. — В свое время меня, как управленца, как человека, который принимает решения, учили тому, что эти решения обязательно должны иметь обратную связь. Прежде всего, с теми, кто будет их реализовывать. Нет обратной связи — тогда это работа на корзину. К сожалению, в нашем государстве решения и законы очень часто принимаются без учета особенностей ментальности, этнокультуры, религии, духовности, специфики тех или иных территорий. В итоге получаем: законы плохо готовятся, еще хуже выполняются, а затем к ним — в нарушение Конституции и других законов! — принимаются изменения. Стоит ли потом удивляться беспорядку в стране? Возвращаясь к резонансу вокруг предыдущей статьи, с удовлетворением замечу, что работа была проделана не на корзину: вопросы читателей оказались очень актуальными, а спектр затронутых тем — чрезвычайно широким.
Первый блок вопросов — от офицеров запаса и ветеранов Вооруженных сил СССР и Украины. Почему офицерская честь заброшена так далеко и растоптана властью? Почему коррупционные отношения стали всюду доминирующими над честью и совестью, над Присягой?
— Радует то, что люди поднимают вопрос о состоянии дел в Вооруженных силах. Об этом сегодня мало кто из руководства страны говорит, — констатирует Сергей Гриневецкий. — А для меня эта тема предельно актуальна. Ведь две депутатские каденции я проработал в Комитете Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. И именно я, будучи первым заместителем председателя этого Комитета, стал в 2012 году инициатором проведения первых парламентских слушаний, посвященных ситуации в Вооруженных силах, под названием «О состоянии и перспективах развития военной организации и сектора безопасности Украины».
В таком контексте Верховная Рада никогда не говорила об армии. Состав участников парламентских слушаний и выступавших был очень представительный и авторитетный. Спектр рассмотренных вопросов — широчайший. Выводы — убийственные. В частности, ситуацию в армии народные депутаты признали близкой к катастрофе: финансирование Вооруженных сил было признано крайне неудовлетворительным, зато махровым цветом расцвела коррупция. По итогам парламентских слушаний были подготовлены решения, принято соответствующее постановление о введении их в действие. А в итоге — ноль. Ничего сделано не было. И все кричащие проблемы, о которых парламентарии говорили два года назад, обнажились, когда в стране начались боевые действия.
Понимая критичность ситуации в Вооруженных силах, парламентский комитет вновь, уже в июле 2014 года, принимает решение о проведении новых парламентских слушаний — «Обороноспособность Украины в XXI веке: вызовы, угрозы и пути их преодоления». Снова был поднят целый комплекс вопросов. В своем выступлении я отметил, что трудно было представить себе ситуацию, при которой в армии не будет хватать не только современных вооружений, но и элементарного — формы, носков, белья, медикаментов, еды! Военные учатся воевать ценой ошибок и значительных потерь. Но профессионализм армии сводится к нулю бездарной организацией обеспечения, коррупцией, хищением военного имущества. Армия-нищенка не может быть честной. Увы, большинство выводов, сделанных в ходе парламентских слушаний в июле 2014-го, не потеряли актуальности и сегодня… А главный вывод — это тотальная бедность, причиной которой является некомпетентность руководителей, торжество коррупции во всех сферах армейской жизни и грубейшие нарушения Конституции страны.
— Неужели пренебрежительное отношение к Основному Закону страны является причиной и того, что «офицерская честь растоптана властью»?
— Безусловно. Нелегитимная Конституция порождает нелегитимность власти, которая позволяет себе принимать нелегитимные решения и не нести за это ответственность. Да, у нас есть гарант соблюдения Конституции — это президент, трактовка положений Основного Закона возложена на Конституционный суд. Об этом мы говорили в ходе предыдущей нашей встречи. И вот недавно глава исполнительного комитета Национального совета реформ небезызвестный Михеил Саакашвили предлагает… вообще ликвидировать Конституционный суд! А с другой стороны, может, он и прав. Если в государстве к Основному Закону утвердилось такое наплевательское отношение, что даже гарант ее не защищает, то тогда зачем нам Конституционный суд?
Встреча состоялась в музее «Вечерней Одессы»Встреча состоялась в музее «Вечерней Одессы»
— Подводя итог вышесказанному, сделаю еще один вывод: нелегитимная Конституция создала условия для появления нелегитимной политической элиты, — резюмирует Сергей Гриневецкий. — Отсюда — недоверие населения к институтам власти. За год с лишним, что прошел после президентских и парламентских выборов, рейтинг всех институтов власти упал практически до нуля. И сегодня более 70 процентов населения уверено, что страна развивается не в том, в неправильном, направлении.
«А что, и в трагедии 2 мая виновата нелегитимная Конституция?» — этот вопрос задал читатель по имени Михаил.
— Да, если нелегитимная, то виновата! Потому что к власти пришли определенные политические силы неконституционным способом. Данный факт уже признают многие участники тех событий. Самое яркое свидетельство — публичные показания о совершении государственного переворота в 2014 году бывшего народного депутата Давида Жвании. Верю, что этим свидетельствам будет дана надлежащая правовая оценка. А вспомните, как спикер Верховной Рады Андрей Парубий, цинично попирая нормы Конституции, по тридцать раз ставил на голосование «нужный» для тогдашней власти тот или иной закон, чтобы хоть как-то его протащить. Так что многие беды нашего общества и государства имеют одну и ту же причину — совершенное надругательство над Конституцией.
Что же касается расследования событий 2 мая в Одессе, как и расследования других резонансных событий, то неторопливость, скажем так, следствия объясняется просто: как только инициаторы поиска «правды» начинают распутывать клубок «загадочного» преступления, тут же выходят… на самих себя. Но я уверен — мы скоро все узнаем, тайное обязательно станет явным.
Спрашивает Алексей: «Какая роль партии «Наша Украина» и ее лидера Виктора Ющенко в развале Украины? Как период его правления отразился на сегодняшнем состоянии Украины и украинского народа?»
— Роль партии «Наша Украина» и Виктора Ющенко в развале страны? — переспрашивает Сергей Гриневецкий. — Определяющая роль. Именно Ющенко развалил систему государственного управления, уволив 20 тысяч чиновников только потому, что они за него не проголосовали. А ведь это были специалисты, подготовленные на национальном законодательстве. Среднее управленческое звено, люди, которые каждый день профессионально занимались регулированием жизнедеятельности государства. Это рутинная и неблагодарная работа, поверьте. Но от того, насколько профессионально она выполняется, зависит «здоровье» страны. А президент Ющенко обиделся… Затем «оранжевые» придумали распределять власть по квотному принципу, между «Нашей Украиной», БЮТ и Соцпартией. Все это привело к депрофессионализации, которую сейчас чувствуем по всем аспектам государственного управления. Ну, а когда к квотному принципу добавилась еще люстрация, кадровой сфере пришел вообще, выражаясь по-украински, гаплык.
А ведь профессиональные кадры надо готовить, а не вводить квотные принципы и не руководствоваться политической целесообразностью. Я часто вспоминаю время, когда трудился председателем областной госадминистрации. Раньше ни одно решение правительства не принималось без участия губернаторов. Все проекты решений нам присылались, специалисты ОГА вносили предложения, и мы, как губернаторы, обязательно высказывали свое мнение по поставленному вопросу, и это мнение учитывалось. А как можно иначе работать? Не понимаю. У меня в кабинете каждый понедельник в 10 утра проходила встреча с народными депутатами от Одесской области, вне зависимости от их партийной принадлежности. Была консолидированная работа по всем актуальным проблемам области, и глупых решений мы не принимали. Пришел Ющенко — и всю кадровую систему, что была выстроена в государстве, развалил. Ну, а о сегодняшних так называемых руководителях из числа правительственных чиновников, министров, глав облгосадминистраций даже неудобно говорить…
«Бомба» для Кравчука
Фамилия первого президента Украины была упомянута в ходе нашей беседы случайно, в контексте рассуждений о том, к чему привел провал в кадровой политике. Ведь, как оказалось, в Украине настолько большой дефицит дипломатов и профессиональных переговорщиков, что руководителем Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе пришлось назначать 86-летнего Леонида Кравчука.
Та самая «бомба» для КравчукаТа самая «бомба» для Кравчука
Однако у Сергея Гриневецкого есть еще один аргумент, который просто уничтожает все надежды на первого президента, как на миротворца, думающего об интересах Украины.
— Только вашей газете, первому из печатных изданий, покажу эксклюзивный документ, который мне удалось раздобыть, — говорит Сергей Гриневецкий. — Для начала вспомните, что Леонид Макарович, когда возглавил украинскую делегацию, первым делом поднял вопрос о Будапештском меморандуме. Мол, как же так, наши уважаемые западные партнеры, надо сообща требовать от России выполнения условий этого договора. А вот письмо от 7 мая 1992 года, в котором первый президент Украины, обращаясь к президенту США Джорджу Бушу, сообщает о том, какие обязательства берет на себя наше государство, становясь безъядерным государством. В частности, не производить, не иметь и не пускать на свою территорию ядерное оружие, уничтожить все его запасы, не экспортировать отдельные элементы вооружения. В общем, полное разоружение. Но никаких требований взамен! Только обязательства Украины! А где гарантии от западных государств, от США? Где деньги на всю эту работу? Вот как сдали страну! А теперь Леонид Макарович возвращается к Будапештскому меморандуму, он активный сторонник продвижения Украины в НАТО. Хотя прекрасно знает, что вопросы внешнеполитической интеграции страны должны решаться исключительно на всеукраинском референдуме, как это предписывает Конституция Украины. Отдельным политикам я уже показал это письмо. Они были в шоке.
Вопрос о внешнем управлении Украины. «Когда это началось, какие формы обрело, насколько справедливо утверждать, что руководство нашей страны отстранено от решения стратегических вопросов развития государства?» — спрашивал Игорь Нечитайло.
— Знаете, на эту тему можно долго не говорить, и так все понятно, — поясняет Сергей Гриневецкий. — Когда приезжает вице-президент США Джо Байден и выступает в Верховной Раде, рассказывая украинским парламентариям о том, как надо проводить реформы, а сидя за столом премьер-министра, указывает, чем должно заниматься правительство Украины, когда послы стран «Большой Семерки» заявляют, что будут внимательно следить за тем, кого мы назначим главой налоговой администрации или таможни, когда только по согласованию с Западом идет назначение руководителя в Специализированную антикоррупционную прокуратуру и Национальный банк, когда в правлении «Укроборонпрома» и «Уркзализныци» сидят «соросята» и получают фантастическую зарплату, то как это назвать?
Внешнее управление страной началось при Ющенко, а сейчас достигло запредельного уровня, когда без согласования с Америкой и Европой Украина и шага ступить не может.
Людмила Викторовна поинтересовалась, с какими чувствами Сергей Рафаилович встретил очередную годовщину Независимости Украины, попросив назвать главные достижения и провалы государства за минувшие 29 лет.
— Главное достижение независимости: то, что мы еще существуем, — отвечает Сергей Гриневецкий. — А провалы — они везде, по все фронтам. Украине очень легко досталась независимость. Общество за нее не боролось. Нам независимость преподнесли, а мы ее бездарно сдали Вашингтону. Когда в начале 2000-х годов ВВП страны несколько лет подряд рос на 12 процентов, и нас называли «восточноевропейским тигром», сразу же появилась «Украина без Кучмы». Кто был заинтересован в появлении мощного государства с потенциалом роста, с развитой промышленностью и аграрным сектором, с богатейшей землей и выходом в Мировой океан? Устроителям так называемого «мирового порядка» сильная Украина точно не нужна была. Поэтому страну расшатали и взяли под внешнее управление.
Теперь экономический аспект. Не так давно доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Сергей Кораблин обнародовал потрясающую аналитику. Оказалось, что из 166 государств, по которым Всемирный банк приводит данные по реальным ВВП за период с 1990-го по 2018 год, падение показали только две страны. Украина — «минус» 36,1 процента и Грузия — падение 0,8 процента. Весь остальной мир рос! Глобальный ВВП вырос в 2,2 раза, причем наибеднейшие страны показали динамику роста внутреннего валового продукта в 2,9 раза. Перед обретением независимости Украина имела крепкую экономику, что позволяло входить в группу стран со средними доходами. ВВП нашей страны в 1990 году составлял 81,5 миллиарда долларов и превосходил аналогичный показатель Чехии и Румынии, вместе взятых. У нас были потрясающие стартовые условия: развитое судостроение, авиастроение, ракетостроение, развивались активно IT-технологии. У того же Китая тогда ничего не было, об украинском уровне развития промышленности он мог только мечтать. Еще одна цифра — с 1990 года до 2013-го ВВП Украины сократился на 30 процентов. А у Китая внутренний валовой продукт за это же время вырос в 13 (!) раз. У Вьетнама и Лаоса — в 6,4 раза. Вот наглядный результат эксперимента по внедрению неолиберальных постулатов вашингтонского консенсуса и 30-летних споров о том, по какому пути следует развиваться Украине.
Сейчас ВВП нашей страны составляет вообще 60 процентов от уровня 1990 года. При этом замечу, что Одесская область первой в независимой Украине достигла показателя валового регионального продукта 1990 года и держала его до 2005 года. Добиться этого удалось за счет системных подходов в решении региональных проблем и привлечения в область инвестиций.
Мой покойный дед Иван, который работал агрономом в колхозе знаменитого Макара Посмитного, говорил: запомни, сынок, зерно должно пройти через желудок животного. Тогда это государство. Если зерно уходит напрямую — это не государство, а колония. Ведь если зерно идет на переработку, то тогда развивается кормопроизводство, появляются рабочие места, есть работа для ветеринаров, генетиков, зоологов. Страна получает качественное молоко, мясо, другие продукты животного происхождения. А качественное питание — это здоровье нации, фундамент для развития образования и науки, которые, в свою очередь, являются определяющими факторами в конкурентной борьбе за место на геополитической карте мира. Увы, все это не о сегодняшней Украине, руководители которой озабочены только тем, как бы побольше продать зерна на экспорт…
О ситуации в Беларуси
— Я знал, что вы поинтересуетесь моим мнением, поэтому подготовил свое видение ситуации в этой стране, — Сергей Рафаилович, как говорится, сыграл на опережение. — Развитие событий в Беларуси с каждым днем носит все более драматичный характер. Становится ясно, что протесты были продуманы и тщательно подготовлены, они умело направляются, в том числе извне, с учетом опыта переворотов в других странах. Цель — сменить не только руководство страны, но и утвердившийся с 1994 года общественный строй, который ряд политологов называет белорусским вариантом социализма. Сущность строя — сохранение в государственной собственности ключевых предприятий. 70 процентов предприятий в Беларуси принадлежит государству. А колхозы не только обеспечивают потребности страны в сельскохозяйственной продукции при ее высоком качестве, но и активно работают на экспорт. Фактически Лукашенко попытался сделать легкий китайский вариант в Беларуси, без политики, поддерживая высокий уровень защиты населения, сохраняя социальные гарантии при жесткой управленческой вертикали. И ему это удавалось! С 1994 года ВВП страны вырос в 4 раза, Беларусь — не сырьевая, а индустриальная, интенсивно развивающаяся страна, привлекающая инвестиции.
Что же произошло? Какой выход? Сегодня у Лукашенко не так много выбора. Два месяца назад ему объясняли: посади за стол оппозицию и начинай с ней говорить. И ты покажешь, насколько оппозиционные политики не подготовлены к управлению государством. Проведи спокойно выборы. Да, получил бы не 80 процентов, как сейчас, но 60 точно. И эти 60 процентов обеспечили бы полную легитимность как главы государства. Но Александр Григорьевич выбрал другой путь… По моему мнению, сейчас президента может спасти только национальный референдум. Главное — правильно сформулировать вопросы, которые следует вынести на всенародное обсуждение.
Что ждет Одесскую область в ближайшие несколько месяцев? Точка зрения Сергея Гриневецкого
— Если честно, осени жду с определенным чувством тревоги, — признался политик. — За полгода карантина в области потеряно порядка 30 тысяч рабочих мест. Аграрии должны сейчас брать кредиты на посевную кампанию, но они не сеют, ибо в той же Бессарабии все сгорело, и земля, как камень. Да и кредиты отдавать нечем — правительство до сих пор не отработало механизм компенсации. Зерна нет — а что тогда люди получат на свои паи? Денег нет — а как в школу детей вести? Селяне вырезают скот — нет кормов. И так далее, и так далее.
И самое страшное — не видно связи между городом и областью, между областью и центром. Каждый живет своей жизнью. И это в корне неправильно! Нужно жестко, на профессиональном уровне ставить перед правительством, перед Верховной Радой вопрос о взаимодействии, дабы всей страной выйти из пике. Сейчас главное — справиться с вирусом, выскочить на плато по заболеваемости. Если началась вторая волна, то давайте честно это признаем и объявим. Если беспокоимся о здоровье нации — тогда надо применять жесткие меры по соблюдению карантина. Неужели в Киеве не видно, что все лето Одессу буквально оккупировали отдыхающие из других городов, в том числе — крайне неблагополучных по коронавирусу? Значит, в город нужно было направлять дополнительные средства, помогать открывать больницы, обеспечивать лекарствами и специалистами. Да за полгода карантина можно было возродить санитарно-эпидемиологическую службу, необходимость которой сегодня трудно переоценить.
Даже в сегодняшних непростых, а зачастую экстремальных условиях любая задача государственного и регионального развития решаема. Только при одном условии. Если решение будет доверено профессионалам.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |