«Зачем трудовые книжки нужно переводить в электронный формат? Куда тогда девать бумажные?»
На этот вопрос мы получили ответ от экспертов Центра общественного мониторинга и контроля.
В последние годы все больше бумажных документов и государственных сервисов переходят в цифру. Украинцам уже доступны электронные версии ID-карты, заграничного биометрического паспорта, студенческого билета и водительского удостоверения. Онлайн можно пересчитать пенсии или оформить социальную помощь. Следующим шагом на пути к цифровому государству должна стать электронная трудовая книжка.
Верховная Рада 2 сентября поддержала в первом чтении законопроект о таких книжках. Документ предусматривает пятилетний переходный период использования как бумажного, так и электронного варианта книжки. За это время данные украинцев должны быть перенесены в Единый государственный реестр.
Оцифровать информацию о трудовом стаже можно будет самостоятельно или с помощью работодателя. Отсканированные копии бумажной книжки и сопутствующих справок нужно будет внести в реестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда. Для этого нужно будет иметь электронную цифровую подпись.
«Электронные трудовые книжки — это опция, это возможность упростить трудовую бюрократию, это единый реестр, где будет весь ваш опыт работы указан, потому что у нас не все работодатели очень, скажем, придерживаются закона», — отмечает заместитель министра экономики Юлия Свириденко.
После введения электронных трудовых бумажные книжки забирать не будут, но предприятия больше не должны будут их хранить. Если сотрудник захочет, сможет забрать документ домой, а работодатель будет обязан его заполнять по требованию. При этом все трудовые данные будут дублироваться онлайн.
Благодаря электронному трудовому учету пенсии будут назначать автоматически, без личного визита в Пенсионный фонд. Не придется собирать справки, доказывать и подтверждать стаж.
«Будет как в Британии, Эстонии и других странах. Будет возможность без обращения, сбора информации, автоматически получить пенсию. Но человек сможет выбрать: если автоматически пенсия будет спорной, то можно будет подать документы и перечислить ее», — объясняет заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко.
В то же время у украинцев останется право отложить выход на пенсию. Если работник отложил пенсию и продолжил работать — размер выплаты будет увеличиваться на 0,5 — 0,75%.
Авторы закона говорят, если с автоматическим назначением пенсии возникнут какие-то проблемы — все будет решаться в индивидуальном порядке. Пенсионный фонд будет сообщать об отсутствии нужных данных, и пенсионер будет подавать необходимые документы отдельно.
Большинство экспертов соглашаются, что трудовые книжки нужно было отменить уже давно. Действующие подходы к трудовому учету были сформированы еще в 1960–70-х годах и не отвечают реалиям.
Главными преимуществами электронной трудовой книжки является уменьшение бумажной волокиты и упрощение доступа к информации. Эксперт в сфере рекрутинга Александр Белоус уточняет: «Заполнение и хранение занимают место и время, предприятия должны иметь защищенные места хранения, отчитываться о сохранении трудовой. А если, например, происходит пожар или документ портится по другой причине, восстановить его сложно».
Среди рисков электронного трудового учета эксперты называют человеческий фактор. При внесении данных в систему возможные ошибки: неправильная фамилия, название компании, неучтенный трудовой стаж. Поэтому специалисты по трудоустройству советуют украинцам сразу проверять корректность записей в электронной трудовой.
Чтобы электронные трудовые заработали, депутатам еще предстоит проголосовать за законопроект во втором чтении.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |