Написав «мы», имею в виду «пересичных» одесситов, которые если и слышали об этих людях, сохранивших православную веру в ее первозданной чистоте и живущих преимущественно на юге Одесской области, то практически не знают о вкладе, внесенном старообрядцами в становление и развитие Одессы.
Поэтому хочется искренне поблагодарить Одесскую общину староверов, которая по благословению Старообрядческой Архиепископии Украины провела со 2-го по 4 октября в Центре болгарской культуры выставку «Старообрядцы Украины: история, традиции и современность». Выставку, которая имела характер просветительской миссии, так как знакомила всех желающих — а их в эти дни было много — с сохранившейся богатой культурой и религиозной жизнью старообрядцев Украины; а также с людьми, сохранившими православную веру и ценности отцов: крепкую семью, добросовестный труд и помощь ближнему.
На выставке были представлены исторические и современные фотографии храмов и фотомгновения из жизни старообрядцев всех регионов Украины, уникальные книги, старообрядческая одежда и церковные принадлежности. Много было печатной продукции Архиепископии — журналы, календари, газеты, а также современной литературы о культуре и быте старообрядцев Украины, в частности, живущих в Одесской области.
Если честно, то к стыду своему вынужден констатировать, что многое увиденное и услышанное на выставке стало для меня откровением. Нет, конечно, знаю о поселениях старообрядцев на юге Одесщины. Те, кто бывал на экскурсиях в Вилково, обязательно посещал старообрядческий Храм Святителя Николы Чудотворца (Никольскую церковь) и наверняка любовался установленным на берегу Дуная монументом старообрядцу работы народного художника Украины Александра Токарева, который также исповедует старообрядчество.
Благодарность скульптору Александру ТокаревуБлагодарность скульптору Александру Токареву
Но оказывается, и в историю Одессы староверы внесли свой неоценимый вклад. Они часто были гонимы и притесняемы властями, но вместе с представителями других народов и религиозных общностей строили город. Достаточно сказать, что многие градоначальники Одессы являлись выходцами из старообрядческих семей. Старообрядцы строили храмы, которые потом у них забирали, — Покровский (на Александровском проспекте, сейчас там гимназия №1), Успенский (ныне это кафедральный собор, что на Преображенской, 70), Михайловский, Петропавловский... Часть храмов при советской власти, в 1934 году, была взорвана. После освобождения Одессы старообрядческой общине было выделено в бесплатное и бессрочное пользование двухэтажное церковное здание на углу бывшей улицы Куйбышева и Колхозного переулка. Здесь разместилась Старообрядческая православная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Во время застройки территории вокруг «Привоза» церковь, оказавшуюся в центре так называемого «климовского квартала», несколько раз пытались уничтожить... Но храм устоял.
Много интересного удалось узнать на выставке. Оказывается, купцы-старообрядцы построили на Александровском проспекте торговые ряды в виде одноэтажных зданий, что сохранились до сегодняшнего дня, построили канатную фабрику, открыли магазин на Дерибасовской, что стал знаменитым гастрономом № 1...
Ну, а одним из самых волнительных моментов выставки «Старообрядцы Украины: история, традиции и современность» стало представление живого хорового пения. Архиерейский хор исполнил древнеправославное духовное и церковное песнопение.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |