Весной этого года немалая часть наших сограждан вынужденно перешла на удаленную работу. В апреле Верховная Рада внесла поправки в Трудовой Кодекс, чтобы легализовать дистанционную работу, однако ряд аспектов требуют дополнительного урегулирования. Именно поэтому депутаты предлагают принять закон № 4051, который нормирует удаленную работу. Разобраться в этой теме нам помогли эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ ОФИСА — ТЕМ ЛУЧШЕ
Более трети работающих жителей Украины во время карантина ушли из офисов в дома. В основном, работать удаленно смогли ИТ-компании, рекламные и маркетинговые агентства и тому подобное. Как выяснилось, работодатели тоже не против: по мнению большинства из них, удаленная работа не повлияла на производительность труда: она осталась такой же и даже выше. Согласно исследованию одного из украинских кадровых порталов, лишь 19 % работодателей пожаловались на ухудшение качества труда.
«Если взять весь массив опрошенных — 37 % сказали о том, что хотели бы работать удаленно и дальше, потому что это удобно и экономит время; 21 % сказали о том, что хотят работать дома, пока окончательно не минует угроза вируса. Хотят вернуться в офис 19 %, и 15 % не прочь вернуться, если работодатель примет дополнительные меры по охране здоровья», — рассказала эксперт по рынку труда Юлия Дрожжина.
Конечно, есть сферы, которые не могут уйти в удаленный режим. Это — промышленные производства, большинство магазинов и заведений. В то же время многие отрасли могут позволить своим работникам самим решать, как работать, но не делают этого. Не в последнюю очередь потому, что в компаниях не налажена система удаленной работы и нет четкого законодательного регулирования. Изменить ситуацию может законопроект № 4051, который четко разделяет понятия «дистанционной» и «надомной» работы. Согласно закону при дистанционной работе человек сам выбирает, где и по какому графику работать, а также сам отвечает за безопасность условий труда. Другими словами, он может работать дома, в парке, кафе или даже на пляже.
Надомная работа, наоборот, предполагает, что человек работает по графику компании, но вне офиса в четко зафиксированном месте. Это может быть жилье или другое место, которое работодатель обеспечивает всеми необходимыми для работы техническими средствами. Согласно проекту, изменить место надомной работы можно только с согласия руководства.
«Также законопроект предлагает механизм ознакомления дистанционных работников с документами посредством обмена через информационно-коммуникационные системы. Если работник будет допускать определенные нарушения обязанностей, работодатель сможет в одностороннем порядке отменить право выполнять работу дистанционно», — комментирует юрист Валерия Савчук.
ЧТО ХОРОШО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Законопроект позволяет совмещать работу в офисе с дистанционной. Например, три дня — в офисе, два дня — дома. Такую модель многие эксперты рассматривают как вполне перспективную в современных реалиях. График комбинированной работы согласовывается с работником и закрепляется в трудовом договоре. Чтобы гарантировать безопасность труда, руководитель имеет право получить информацию, где будет выполнять работу сотрудник.
Проект также допускает гибкий график работы, если на это соглашаются работники и предприятие. То есть, человек может сам устанавливать начало и конец своего рабочего времени, «при условии соблюдения отработки суммарного количества рабочих часов в течение установленного учетного периода». Руководство со своей стороны может также перевести компанию на гибкий режим, но должно сообщить о своем решении работникам не позднее чем за два месяца до начала.
Важным пунктом закона является право родителей с детьми до трех лет работать дистанционно. Более того, в случае медицинских показаний родители могут работать удаленно, пока ребенку не исполнится шесть лет. Правда, только если работу можно выполнять удаленно, и компания имеет для этого ресурсы и средства.
Также закон позволяет перейти на дистанционную работу (сроком до двух месяцев), если работник поддается в офисе дискриминации (по половому или другим признакам).
И ДАЖЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Законопроект устраняет ряд правовых коллизий, способствуя детенизации рынка труда. Ведь работодатели смогут официально оформлять удаленных сотрудников.
«Грамотное совершенствование трудового законодательства может стимулировать перевод большого количества сотрудников с работы по договорам гражданско-правового характера на полноценные трудовые отношения с работодателем», — считает председатель Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова.
Такое же мнение имеет соавтор законопроекта Евгения Кравчук. По ее мнению, этот закон имеет перспективу и вне коронавирусного контекста.
«Усовершенствовав трудовое законодательство, мы усилим защиту работников и дадим работодателям возможность официально оформлять удаленную работу. И даже после преодоления пандемии коронавируса она может остаться мировым трендом», — убеждена Кравчук.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |