ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Свое место в евразийском мире
17.11.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 124(10971) / Тираж: 10407

Его сейчас ищет и старается занять каждое уважающее себя государство, каждый народ. Одна только наша страна при своих размерах и ресурсах, при своем выгодном расположении, кажется, только тем и озабочена, как бы ненароком не использовать свои возможности и преимущества в своих же интересах. Но, оказывается, надо уметь себя продать, а наши торговцы Украиной даже не знают ей цену.

Так давайте хотя бы заглянем в другие «прайс-листы». Ведь даже маленькая Венгрия стремится достойно и рационально встроиться в новый миропорядок и для этого осмысливает, как у нас говорят, «реалії сьогодення». Авторитетное венгерское издание Vilaggazdasag («Мировая экономика») в разделе «Мнение» дает аналитическую публикацию о возможностях Центральной и Восточной Европы (то есть и нас с вами) в новом евроазиатском мировом порядке, употребляя при этом слова «подъем» и «расцвет».

Мы живём во время смены эпох, пишет аналитик Норберт Чизмадиа: пятисотлетнюю атлантическую эпоху вытесняет новый евроазиатский мировой порядок, так что уже в ХХ веке геополитическое понятие Евразии стало определяющим. В начале прошлого века Халфорд Макиндер утверждал, что ключ великодержавной позиции — в установлении власти над Евразией. По мнению Збигнева Бжезинского, американского политика-геостратега польского происхождения, нужно воспринимать Евразию как единое целое, а с геополитической точки зрения это самый большой и одновременно самый значительный континент.

Суть провозглашенной Китаем в 2013 году инициативы «Один пояс — один путь» — восстановление прежней экономической, политической и культурной роли Евразии, как и былого Шелкового пути с тем, чтобы ось мировой экономики снова переместилась с океанов на сушу. Причем проект следует трактовать как комплексную сеть, способную гибко расширяться во времени и пространстве. К нему сразу присоединились 64 страны, шесть лет спустя стран было уже 125; 29 международных институций подписали почти 200 соглашений суммарно на 1000 миллиардов долларов.

В евроазиатскую эпоху пространство Восточной и Центральной Европы приобретает ключевое значение, обеспечивая связь между Европой и Азией. Превосходная для этого платформа — Вышеградская четверка (V4), в которую, кроме Венгрии, входят Чехия, Словакия и Польша. Политика восточной открытости Венгрии хорошо согласуется с инициативой «Один пояс — один путь», а строительство железнодорожной линии Будапешт — Белград может дать дополнительный импульс торговле между Венгрией и Китаем. Таким образом, считают венгры, их страна имеет все возможности стать логистическим центром в транспортировке товаров из Китая в Западную Европу.

Углубляющееся финансовое сотрудничество между двумя странами благоприятствует китайским предприятиям, желающим обосноваться в Венгрии. Китай идет в первых рядах в развитии систем сообщения, е-автомобилей, умных городов, 5G-технологии. Венгрия же, в свою очередь, имеет амбиции стать региональным центром диджитальной технологии.

Один из его элементов — строящаяся в Залаэгерсеге испытательная площадка производства транспортных средств, где будет возможность — и это уникально для Европы — тестировать также самоуправляемые средства передвижения. А вся Центральная Европа рассматривается как экономическая авансцена разворачивающегося европейско-азиатского взаимодействия.

Важнейшие узловые пункты выстраивающихся в рамках нового Шелкового пути инфраструктурных сетей «перечерчивают» единые пространства. Появляются новые центры. Казахстанская Хоргосская Сухая гавань — важнейшие евроазиатские ворота сухопутного пути Китая, и этот громадный, мощный логистический центр оказывает влияние и на развитие Восточной и Центральной Европы. Главный распределительный центр товаров — греческий порт Пирей, откуда товары по железнодорожному пути Белград — Будапешт достигают Венгрии и следуют дальше в направлении Роттердама и Гамбурга. Порт Пирей может на 20 дней сократить длительность морских перевозок, а по железнодорожному пути на Дуйсбург достаточно 24 дней вместо прежних 42. Западноевропейскими центрами железнодорожного сообщения могут быть немецкий Дуйсбург, белорусский Брест, польская Лодзь, греческий порт Пирей, а также венгерская столица Будапешт.

Как видим, даже маленькая европейская страна, наша бывшая соседка по социалистическому лагерю мыслит глобально и старается увидеть себя, причем в качестве самостоятельного и серьезного игрока, в новом миропорядке. В Украине же, особенно в нашем черноморско-дунайском регионе с его утраченными, в первую очередь, транзитно-транспортными возможностями, читать такие исследования досадно и больно. Названия проектов, к которым мы так и не присоединились (Новый Шелковый путь, например), названия портов, в которые больше не зайдут, как бывало, наши суда (потому, что нет больше флота, некогда самого мощного в мире!)… Заметим, что свою публикацию венгерское издание проиллюстрировало фотографией морского порта.

Но для нас, как сейчас принято говорить, есть и хорошая новость. Глобализация перекроила мир. Поверх границ создаются региональные межгосударственные формирования, и они сами решают свою судьбу и рисуют новую политическую карту мира. Местные украинские элиты дальше собственного корыта не видят. И не надо их отвлекать. Они — вчерашний день. Формируются новые силовые поля экономики и идеологии. Вот в эти процессы как раз и должны включиться такие сильные субъекты, как наш регион — Большая Одесса и Малая Бессарабия.

Автор: Наталья МЕССОЙЛИДИ. Измаил


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту