«КП» в Украине» выяснила, почему так мало избирателей воспользовались своим правом голоса и какими законными или политтехнологическими методами можно повысить явку на выборах.
Второй тур местных выборов в семи городах Украины, который состоялся 15 ноября, обнажил неприятную правду — украинцы перестали ходить на выборы (см. «Справку»). Эксперты прогнозируют, что второй тур мэрских выборов в 10 городах (Днепр, Кривой Рог, Николаев, Славянск, Дрогобыч, Ужгород, Бровары, Полтава, Львов, Ровно), который пройдет в это воскресенье, 22 ноября, тоже не порадует высокой явкой.
Сила не поможет…
Эксперты в сфере избирательного права и процессов уверяют: на законодательном уровне не нужно вносить никаких изменений, чтобы дисциплинировать украинских избирателей.
- Введение штрафов или каких-то обязательств прийти и проголосовать — не демократическая практика. Каждый человек имеет право как пойти на выборы, так и проигнорировать их. К тому же Венецианская комиссия запретила обнародовать списки избирателей, где было бы видно, кто принял участие в голосовании, а кто — нет. Нужно блюсти элемент добровольности, — говорит старший советник по юридическим вопросам общественной сети «ОПОРА» Ольга Коцюруба. По ее словам, силовыми методами явку повышать не нужно. Ведь это может спровоцировать рост испорченных или недействительных бюллетеней. А на сам результат не повлияет.
- Как бы это банально ни звучало, но единственный действенный метод для повышения явки — правовое просвещение граждан, — говорит Коцюруба. Она утверждает, что нужно внедрять не только представительскую демократию, но и непосредственную. То есть привлекать граждан к общественной дискуссии относительно принятия решений, нужно реальное рассмотрение президентом и Верховной Радой народных петиций.
- Если граждане в течение каденции власти видят, что они могут влиять на принятие решений, то они соответственно будут давать оценку власти и другим кандидатам на выборах. А когда люди видят, что с их мнением в межвыборный период не считаются, то уверены, что их голос малозначителен и в день голосования, — добавляет эксперт.
… а эсэмэскам нет веры
Глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отмечает, что нынче государство все меньше денег тратит (практически не выделяет) на просветительскую кампанию «твой голос — важен» (см. «Было дело»).
- В США, странах ЕС государство оплачивает серию мероприятий по повышению явки. К примеру, проводится обучение основам политической системы. Просвещение избирателей способствует тому, что люди начинают ценить свой голос и быть активными избирателями. А Украина на выборах очень экономит. Деньги выделяются на техническое обеспечение избирательной кампании, и все, — говорит Алексей Кошель.
Эксперт убежден, что сегодня государству нужно бороться за молодого избирателя (украинцы в возрасте 20-40 лет все реже идут на избирательные участки).
- Нужно думать, как заинтересовать молодых избирателей, изучать мировой опыт. К примеру, в Великобритании практиковали предоставление впервые голосующим избирателям права сделать свой выбор посредством СМС, — рассказывает Кошель.
Но заинтересует ли введение электронной формы голосования украинцев, повысит ли явку или только создаст широкое поле для фальсификаций?
- Спорный вопрос. Сейчас тенденция такова, что после обнародования отчетов о вмешательстве России в процесс голосования в США и Великобритании большинство европейских стран, среди которых Германия, Нидерланды, Норвегия, постепенно отказываются от электронной формы голосования. Это страны, где уровень цифровой безопасности очень высокий. А у нас непонятно, кто должен и может привезти маски на избирательный участок, а говорить о проведении безопасного электронного голосования вообще не приходится, — высказывает свое мнение Ольга Коцюруба.
Роль опросов, базаров и концертов
Что касается политтехнологических трюков для повышения явки, то ими политические силы и власть пользовалась еще со времен «совка». Многие помнят, как день выборов превращался в праздник: возле избирательных участков устраивали ярмарки, выбрасывали дефицитные товары «за копейки», проводили народные гуляния, работали выездные кафешки. Все это заинтересовывало избирателей прийти на свой участок и проголосовать.
Нынче к подобным предвыборным манипуляциям тоже прибегают кандидаты.
- Для повышения явки популярна технология организации концертов в день выборов. На прошлых довыборах в парламент в Чернигове один из кандидатов устроил большой концерт. Цель — чтобы молодые избиратели остались в городе и все-таки пошли на выборы. Возможно, эта технология и сработала, если бы не контрход оппонента. Он организовал для молодежи поездку в туристическое место и концерт известного исполнителя, — рассказывает глава КИУ.
По словам экспертов, существуют и точечные политтехнологические методы по улучшению явки на избирательный участок определенной электоральной группы. Но такие методы генерируются не государством, а в основном отдельными политическими силами. К примеру, отравление Виктора Ющенко в 2004 году «на ура» мобилизовало его электорат.
- Как бы ни критиковали опрос от Зеленского «5 вопросов от президента», но с его помощью удалось повысить минимум на 3-5% явку в первом туре выборов. И это был электорат «Слуги народа», — говорит политолог Руслан Бортник.
БЫЛО ДЕЛО
Решающий один голос
На прошедших 25 октября местных выборах партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» не хватило всего лишь одного голоса (!), чтобы пройти в областной совет. Набрав 4, 9999%, или 15260 голосов, ОПЗЖ не смогла преодолеть проходной барьер.
- На этой предвыборной кампании каждый голос был на вес золота. 10 или 100 голосов — были предопределяющими для ряда политсил, — говорит политолог Руслан Бортник. Эксперт обращает внимание, что избрание местной власти при низкой явке в итоге приводит к тому, что с первого дня работы все органы местной власти хоть и будут законно избранными, но доверием и поддержкой общества пользоваться не смогут.
СПРАВКА
Явка избирателей во втором туре местных выборов 15 ноября
Сумы — 19,02%,
Херсон — 20,89%,
Краматорск — 23,14%,
Одесса — 25,14%,
Луцк — 25,96%,
Украинка — 31,46%,
Каменец-Подольский — 34,29%.
ЦИФРА
36,88% — составила явка избирателей на местных выборах 25 октября. Самые активные избиратели были в Тернопольской (44,68%), Львовской (43,81%) и Волынской областях (41,89%).
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему люди не идут голосовать?
Опрошенные «КП» в Украине» назвали несколько объективных и субъективных причин нынешней низкой явки избирателей во втором туре местных выборов. Вот они:
пандемия и высокие показатели статистики заболевших, многие просто не рискнули идти в места большого скопления людей;
карантин выходного дня. Часть украинцев, особенно представители уважаемого возраста, находящиеся в зоне риска, буквально восприняли рекомендацию правительства -сидеть дома: если нельзя на рынок, то нельзя и на избирательный участок;
явка во втором туре на местных выборах традиционно ниже явки в первом туре. Избиратели, чей кандидат не вышел во второй тур, игнорируют свое право выбора;
низкая конкуренция кандидатов;
разочарование избирателей во всех политиках: как в новых лицах, так и политиков с опытом;
избиратели недооценивают значение местной власти, считают, что более важно выбирать президента и народных депутатов. Поэтому на президентских и парламентских выборах явка всегда выше.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |