В минувшее воскресенье год назад в истории Одессы произошло событие, которое, как потом выяснилось, стало своеобразной лакмусовой бумагой, которая безжалостным и безапелляционным индикатором высветила, «кто есть кто» в политической среде Одессы и страны в целом. Вы поняли, о чем идет речь, — о крушении танкера Delfi в акватории Одесского залива. И это происшествие — в качестве стандартной новости — прожило бы в информационном поле стандартные три дня, если бы не последовавшие затем события.
О том, как танкер пролежал целых 293 дня в считанных метрах от побережья пляжа «Дельфин», о попытках, потугах и клятвах чиновников и руководителей всех мастей убрать как можно быстрее из пляжной зоны судно, которое время от времени выбрасывало в море солидные порции нефтепродуктов, о «безвестном» судовладельце, которого так публично и не назвали, а он сам не признавался, демонстрируя полное отсутствие интереса к Delfi, «Вечерняя Одесса» подробно рассказывала в целой серии публикаций.
Последней из них была статья, опубликованная в номере за 17 сентября. В ней газета задавала несколько вопросов, на которые хотелось получить ответы. Прежде всего, для того, чтобы понять: а если опять случится нечто подобное, но пострашнее — к примеру, танкер (а мы ведь не знаем, сколько таких судов, как Delfi, болтается вдоль побережья) будет заполнен нефтепродуктами под завязку — операция «спасения» Одессы займет столько же времени, что станет равносильно убийству всей неповторимой рекреационной зоны?
Прошло два месяца. Ответов нет. И, по всей видимости, не будет. И это означает, что никаких выводов из случившегося никто не делает и делать не хочет. Так что получается, мы беззащитны перед техногенной катастрофой?
Не будем голословны. Пройдемся по вопросам, которые задавались в статье «Казус Delfi» Первый из них — кто же собственник судна, которое подозревают в контрабанде нефтепродуктов? То, что по документам значится какая-то «британская» компания MISTER DRAKE PC, ни о чем не говорит: ведь не англичане же в самом деле управляли этим ржавым корытом. Значит, иностранный собственник — только ширма. А кто за ней? Президент Украины обещал назвать имя после 25 октября. Мол, должны почему-то пройти местные выборы, а потом, как заявил В. Зеленский, «…мы расскажем вам, кто бенефициары этого «западного», «современного» танкера». С момента выборов прошел почти месяц. Но глава государства молчит, тайну имени собственника танкера не раскрывает.
Второй вопрос — наказание виновных. Вроде бы было открыто уголовное производство. Под личный контроль ситуацию брала Генеральный прокурор Ирина Венедиктова. И что? Вы что-то слышали о ходе расследования морской катастрофы? Нет? И мы тоже — нет.
Кто из чиновников был наказан за бездействие? Никто. Губернатора Максима Куцего сняли, как говорится, по совокупности допущенных им провалов. В том числе, конечно, и за позорище с эвакуацией Delfi. Ведь «операцию» председатель Одесской облгосадминистрации тоже брал под свой контроль. Приглашал Президента полюбоваться на то, как танкер лихо отбуксируют от пляжа. Ну, и опозорился…
Следующий вопрос — компенсация за причиненный ущерб экологии. Защитники природы насчитали 16 тысяч долларов. Много это или мало — неспециалисту понять трудно. Но дело в другом. Как и предполагалось, судовладелец отказывается возмещать ущерб! Теперь на него будут подавать в суд. Но когда этот суд начнется и закончится, никто не знает. Как не знаем о том, соизволит ли владелец Delfi добровольно возмещать ущерб по судебному решению. Или придется открывать исполнительное производство, обращаться к исполнительной службе? Вангую. Исполнительная служба будет собственника штрафовать за неисполнение судебного решения, откроется уголовное производство, которое никто не будет расследовать. Ну, а потом о Delfi благополучно забудут.
При этом компенсация за ущерб экологии — не все расходы, которые судовладелец должен компенсировать. Ведь были затраты — и не малые — на операцию по снятию танкера с мели и буксировку его в порт Черноморск. И у причала Delfi стоит более двух месяцев. Но собственнику хоть кол на голове теши. Ничего его не берет. И никто с ним сладить не может — ни власть вплоть до Президента, ни правоохранительные органы во главе с Генеральным прокурором.
Ну, и последний вопрос, который мы задавали в публикации от 17 сентября, касался формы «благодарности», которую заслужили представители морского бизнеса за то, что своими силами и средствами убрали танкер от побережья. Полуответ на этот вопрос был получен недавно. На презентации Концепции создания музея истории мореплавания и судоходства мэр Одессы Геннадий Труханов вручил почетные городские награды тем, кто принимал участие в ликвидации последствий «чрезвычайной ситуации техногенного характера местного уровня». Понятно, что вышеназванные знаки отличия и грамоты — это только вершина наградного айсберга. Ведь танкер поднимали не те, кто должен, а те, кого попросили. Как их наградят? Ну, и компенсируют ли затраты?
По всей видимости, Delfi порежут на металл. Во всяком случае, так заявлялось ранее. Но в любом случае танкер уже стал памятником. Памятником бессилия власти и безнаказанной халатности.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |