Спорные вопросы лучше решать мирным путём, не доводя дело до суда. В основе мирных и законных решений лежит взаимопонимание и взаимное уважение. В недавней статье «Неаполитанская история» рассказывалось, как удалось освободить из-под ареста портовыми властями Неаполя украинское круизное судно. В таком морском городе, как наш, подобный опыт представляет интерес. Поэтому полезно рассказать о другой, но похожей истории, случившейся в Венеции.
Трудно представить туриста, который не мечтал бы побывать в этом уникальном городе на воде. Именно благодаря труднодоступности для бульдозеров и машин город по сей день сохраняет средневековый блеск прежней Венецианской морской республики. По обычаю венецианских дожей, здесь до сих пор избранный мэр бросает в море золотое кольцо, символизируя обручение города с морем. Именно в морской республике возник первый в мире карантин, первый в мире банк, первое в мире гетто, первая в мире гондола, лучшие в мире стеклодувы, неповторимая венецианская живопись с влажным воздухом, первые в мире бочки на колесах для уличной продажи вина. Охлажденные в погребе бочки на колёсах постоянно перекатывали в тень. Построенный в средние века мост Риальто служит уже пятьсот лет. Можно приезжать за опытом.
Из-за нехватки земли здесь озеленяют крыши домов. Многие мраморные дворцы пустуют. Их раскупили американские миллиардеры только затем, чтобы во время высокого застолья небрежно бросить: «Что-то давно я не навещал свой палаццо в Венеции». Наполеон в своё время назвал главную площадь Венеции «гостиной Европы». Возможно, император вложил двойной смысл. Поскольку в период своего расцвета столица морской республики была европейским центром высокоразрядных интимных услуг. Наполеон озеленил один из островов, который назвали Сады Наполеона. Именно в этих садах проводится международная художественная выставка. А по другую сторону входного судоходного канала в сентябре проводится международный кинофестиваль «Золотой лев». Вот в таком прекрасном городе оказался украинский круизный лайнер с нашими туристами на борту.
Ещё при швартовке к причалу я обратил внимание, что площадь у старого здания морвокзала переименована и носит имя Алессандро Чиа. Это имя мне было хорошо знакомо. Я знал синьора Чиа как президента порта Венеция. В Италии это очень высокая должность, на которую назначает своим указом лично президент республики.
Аллесандро Чиа был человеком государственного масштаба и имел высокую репутацию. Он инициировал строительство в Венеции крупнейшего в Европе круизного терминала и создание Международной ассоциации круизных портов. Именно по этому вопросу мы побывали однажды в Венеции с легендарным начальником Одесского порта Николаем Павлюком. Согласно иерархии, президент порта в основном контактировал с нашим начальником порта, а со мной, как представителем Минморфлота, общался вице-президент господин Борелла, с которым у нас сложились хорошие отношения.
Сразу же на причале я выяснил у швартовщиков, что же случилось с уважаемым синьором Чиа. Оказалось, что один из профсоюзных активистов, горячий сардинец, во время спора прямо в кабинете президента порта нанёс ему смертельное ранение ножом. Новым президентом порта назначен соратник погибшего, синьор Борелла. У меня сохранилась визитная карточка синьора Борелла. Мне удалось до него дозвониться, представиться и выразить соболезнование. По согласованию с капитаном, будучи директором данного круиза, я пригласил господина Борелла на украинский обед на борту судна и помянуть нашего достойного друга Алессандро Чиа.
Мы с капитаном достойно встретили высокого гостя. Отдали должное упорству руководителей порта в реализации мечты о строительстве действительно лучшего круизного терминала в Европе. После обеда всех ждали дела, и мы тепло попрощались, обменявшись памятными сувенирами. Мне были подарены красивый галстук с эмблемой порта Венеция и шкатулка, в которой на бархатной подушечке лежал выполненный из знаменитого венецианского расписанного стекла Мурано герб порта Венеция. Господин Борелла уехал в администрацию порта, капитан ушёл в каюту, а я отправился в музей Гугенхейм.
Возвращаясь на лайнер за два часа до отхода из порта, уже на причале услышал по громкой связи объявление о необходимости моего срочного прибытия в каюту капитана. Я ускорил шаг и срочно прибыл по вызову. Капитан молча провёл меня в ходовую рубку и указал на штурвал, который был опутан цепями с замком. Рядом лежало уведомление о запрете выхода из порта в связи с арестом судна на 72 часа. Что случилось?
В этот день, согласно программе, после отхода судна и выхода в море на палубе у бассейна было запланировано мероприятие «Шашлык под звёздами». Шеф-повар решил заранее подготовить мангалы. Когда его помощники подожгли дрова, то с борта судна на причал и соседние строения повалил густой дым. Моментально прибыли пожарные машины, и доблестные портовые пожарные быстро загасили пылающие дрова. Затем инспекторы составили протокол, поднялись на капитанский мостик и опечатали штурвал, что означало крушение всего круизного расписания. Такие резкие меры могут вызвать удивление и протест, если не знать одного важного обстоятельства.
Сотни лет назад в Венеции существовало много мастерских по расплавлению и художественному выдуванию стекла. Однажды это привело к страшному городскому пожару. С тех пор был принят закон, согласно которому всех стеклодувов переселили на остров Мурано, а разведение открытого огня было строжайше запрещено под угрозой тяжёлого уголовного наказания. Закон остаётся в силе по сей день. Это тот случай, когда объективность закона может иметь много субъективных оценок. Но закон есть закон. И на причале уже дежурит полиция, которая не допустит швартовых операций по несанкционированному отходу судна.
Нужно что-то делать. В юные годы мы вместе с капитаном работали матросами на итальянском направлении. В венецианский порт Маргера доставляли чугунную чушку, а обратно везли гранулированный полиэтилен в мешках. Поскольку уже тогда я интересовался итальянским языком, будущий капитан, а тогда просто Олег, употреблял словосочетание «твои итальянцы» Мой опыт общения с итальянцами из различных провинций позволяет рассказать много хорошего о них, как об очень разных, но в большинстве своём замечательных людях. В данном же случае юристы говорят, что нужно выработать позицию.
Я надел свой лучший костюм, повязал галстук с эмблемой порта Венеция, спустился с трапа, определил старшего полицейского, обеспечивающего охрану арестованного судна, обратился к нему, как того требует местная вежливость на ранг выше, представился как директор круиза и доверительно сообщил, что мне нужно срочно встретиться с руководителем пожарной охраны для передачи информации, имеющей отношение к руководству порта.
Старший полицейский сказал, что передаст мою просьбу руководителю пожарной службы. Я вернулся на судно и, готовясь к решающему разговору, поглядывал на причал. Когда машина главного портового борца с открытым огнем подъехала к судну, я стал спускаться по трапу, держа в руках шкатулку с гербом порта Венеция. Мой новый галстук с эмблемой порта также был на месте. Возможно, начальник пытался понять, что это всё должно означать. Но было ясно, что перед ним не совсем посторонний для порта человек. Я сказал, что очень волнуюсь, разговаривая с таким высоким лицом. Я не сочинял, потому что действительно волновался. Я добавил, что волнуюсь ещё и потому, что нам нечего сказать в своё оправдание, а работники пожарной службы сработали четко и оперативно. Теперь мне, как директору круиза, совестно перед моим давним другом, президентом порта господином Борелла, и я прошу передать ему наши извинения. Сегодня мы с президентом встречались, и всего пару часов назад он сошел вот с этого трапа. Этот герб порта Венеция — память о встрече. Мы поминали нашего друга, безвременно ушедшего Алессандро Чиа, о котором я сохраню светлую память. Тут у меня дрогнул голос, и появились искренние слёзы.
«Вы лично знали президента Алессандро Чиа?» — спросил участливо начальник. Я не мог говорить и только утвердительно покачал головой. Начальник начал меня успокаивать. Он рассказал, что убийце президента грозило «эргастоло», то есть пожизненное заключение, но адвокаты сардинца сумели снизить наказание, и в приговоре значится 15 лет лишения свободы. В процессе разговора начальник параллельно дал указание своим помощникам подняться в ходовую рубку и разблокировать штурвал, а также сообщить швартовой бригаде, что можно готовиться к отходу судна от причала. Нам и всем туристам начальник пожелал счастливого плавания.
После выхода в море судовые коки вновь развели огонь на мангалах и устроили шашлык под звёздами. Виночерпии подавали глинтвейн, и вскоре разгоряченные туристы плясали под песню Верки Сердючки «Хорошо! Всё будет хорошо!»
Этот рассказ хочется закончить стихом, который посвящаю Венеции:
О тебе не умолкнет молва,
Да и сравнивать не пристало.
Град Крылатого Льва,
Пьяццы, палаццо, каналы.
Ты живёшь в моём сердце,
Я стремился к тебе не напрасно.
С добрым утром, Венеция!
Боже мой! До чего ты прекрасна!
Я иду наугад
В Вавилонском столпотворении,
Впечатленья стоят
В длинной очереди за осмыслением.
Что ни шаг — то открытие,
Что достойно высокого звания,
Потому что события
Опережают сознание.
И куда б ни проник,
Всё настолько безумно красиво,
Что легко перепутать тупик
С самой лучшею перспективой.
Чтоб от зла и хулы отречься,
Все дороги-пути хороши,
Но я выбираю Венецию,
Чистилище для души.
Георгий ПИЛИПЕНКО. Лауреат премии им. К. Паустовского
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |