ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Налог в подарок
08.12.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 133(10980) / Тираж: 10407

Именно так можно охарактеризовать инициативу главы комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева о новом порядке взимания налога на недвижимость, который намерены закрепить, внеся соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Итак, сейчас квартира площадью до 60 кв. м и дом до 120 кв. м не облагаются налогом. Но за каждый лишний метр владельцу нужно платить до 1,5% минимальной зарплаты. Даниил Гетманцев усомнился в правильности расчета платы за жилье, исходя только из метража квартиры. По его мнению, при таком подходе жилье в престижных и спальных районах обходится хозяевам примерно одинаково. И получается «средняя температура по больнице».

Чтобы исправить эту, по его мнению, несправедливость, нужно изменить подход и рассчитывать налог, исходя из стоимости объекта недвижимости. Максимальную ставку налога в год хотят установить на уровне 0,2% от оценочной стоимости для жилья, и 0,3% — для нежилой недвижимости. В среднем, по подсчетам экспертов, годовой налог на квартиру составит до 3000 гривен.

В связи с этим возникают вполне резонные вопросы: а кто будет проводить оценку жилья, и не станет ли новая структура еще одной кормушкой, в которой субъективный подход экспертов приведет к массовой коррупции и «договорнякам» с владельцами недвижимости, заинтересованными в как можно большем снижении оценочной стоимости своих квадратных метров?

Массовая оценка недвижимости в пределах населенного пункта, результаты которой будут использоваться для целей налогообложения, проводится раз в пять лет, за пределами населенных пунктов — раз в 10 лет.

Большинство тех, кто сегодня активно обсуждает предложенное нововведение, не сомневается: новая структура, которую придется создавать за счет средств местных бюджетов, обязательно станет коррупционной, так как нет ни четких критериев расчета оценочной стоимости жилья, ни системы контроля правильности полученных результатов. Более того, в нашей стране не было практики массовой оценки стоимости жилья. Потому начинать стоило бы с создания соответствующей базы, а потом уже переходить к обсуждению вариантов изменения налога на недвижимость.

Основная цель проекта вроде как и благая — сделать налог на недвижимость более справедливым. В частности, автор предлагает освободить от уплаты налога на жилье, принадлежащее пенсионерам, людям с инвалидностью, ветеранам войны и труда, несовершеннолетним и недееспособным лицам.

Но это касается только тех, в чьей собственности находится один объект недвижимости, оценочная стоимость которого не превышает определенных сумм. Для квартир в городах-миллионниках — это 300 минимальных зарплат (1,4 млн. грн), для остальных — 100 минимальных зарплат (472 300 грн). При этом такие объекты также облагаются налогом, если сдаются собственниками в аренду, лизинг, заем или используются в предпринимательской деятельности для получения прибыли.

Если же в собственности у физлица более пяти объектов жилой недвижимости, то для шестого и каждого следующего объекта по возрастанию оценочной стоимости ставка налога применяется с коэффициентом 3. Еще одна важная особенность законопроекта — налог планируют взимать не только с введенных в эксплуатацию зданий, но и с тех, которые в эксплуатацию не ввели, но фактически они пригодны для жизни. Обычно владельцы такой недвижимости специально не торопятся вводить дома в эксплуатацию, чтобы не попадать под налогообложение: отсутствие информации о праве на недвижимость в реестре не позволит налоговой службе определить базу налогообложения и начислить налог. Информация в реестр заносится по заявочному принципу. Если в отношении недвижимости не было юридических сделок — купли-продажи, дарения, то информация о таких объектах может отсутствовать в реестре.

Это же касается и домов-самостроев, незаконных перепланировок в квартирах и домах, информации о которых, по понятным причинам, также не будет в реестре.

Смогут не платить налог собственники, у которых нет индивидуального налогового номера, и если объекты недвижимости находятся в разных областях. В этой связи тяжело будет определить место уплаты налога.

Касательно совместной собственности супругов можно договориться, что один из них платит за один объект, а другой — за другой. При этом каждый из них сможет применить льготу для своего объекта. Можно подарить или сделать формальным владельцем недвижимости другого члена семьи. Можно также разделить большой объект на доли и выделить их в натуре, чтобы они принадлежали разным членам семьи, каждый из которых применит к своей доле льготу.

Это лишь часть уловок, которые позволят собственникам жилья успешно уйти от нового налога. Потому можно с высокой степенью вероятности говорить о том, что перспектива его введения приведет к массовому распространению не введенного в эксплуатацию жилья. Его владельцев придется искать, подавать на них в суд (кто этим будет заниматься, тоже не очень понятно). Потом они могут оспорить размер оценочной стоимости своего жилья. И процесс, в котором задействованы разные структуры и судебные инстанции, может затянуться на годы.

Если новый налог планируется ввести в следующем году, то малообеспеченные граждане (у которых нет средств на юристов и договорняки с оценщиками) получат очень серьезную дополнительную финансовую нагрузку. Она совершенно не оправданна в условиях непрогнозируемой пандемии, сложного периода восстановления после нее и резкого спада отечественной экономики, который уже привел к быстрому росту уровня безработицы и снижению платежеспособности большинства населения. Но, похоже, это совершенно никого не заботит.

Автор: Светлана КОМИСАРЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту