ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Воспоминания о будущем, или неужели Украина хуже Японии?
22.12.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 139 (10986) / Тираж: 10407

22 декабря — День энергетика

Можно ли научиться беречь и приумножать имеющийся в нашем распоряжении научно-технический потенциал энергетиков-атомщиков? Поиску ответа на этот вопрос было посвящено интервью с заведующим кафедрой атомных электростанций Одесского национального политехнического университета, профессором Владимиром Кравченко, опубликованное в номере за 26 ноября.

Сегодня тему продолжает доктор технических наук, профессор кафедры АЭС ОНПУ Алексей Погосов.

— Вспоминается одна история, может быть, поучительная, которую хотелось бы рассказать, — говорит Алексей Юрьевич. — В трудные 90-е годы прошлого столетия, когда два раза в день регулярно отключали электричество, я, молодой, лет 30, доцент кафедры «Атомные электростанции» Одесского политеха, неожиданно для себя через Министерство иностранных дел и Министерство образования был приглашен на стажировку в Японию. Наверное, сыграли свою роль мои многочисленные, опубликованные в международных журналах статьи, написанные под руководством профессора В. А. Герлиги, моего научного руководителя по кандидатской диссертации.

Японское правительство назначило небольшую стипендию, чтобы я не ушел из профессии и продолжал заниматься своей научной тематикой. У меня в то время уже была семья: жена, 6-летняя дочь, и мы бедствовали. Так что выбора не было: я на пару лет стал сотрудником Токийского университета, оставив на время и родной политех, и семью.

В Токио я приобрёл неоценимый опыт: не только сидел в лабораториях или стоял в аудиториях перед японскими студентами (для изложения своих мыслей японским языком владел достаточно), но и ездил в командировки на атомные электростанции Японии. Благо, для этого мне все возможности были предоставлены.

— А как вы отчитывались о проделанной работе?

— Не поверите: никто не требовал отчётов по командировке, просто ловили каждое сказанное слово. Сами командировки были организованы удивительным для меня образом. «Погосов-сан, не хотите ли принять участие в поездке на АЭС «Хамаока» (например)? Вам будет заказано такси (через полстраны), выданы суточные и организован ночлег, просто познакомьтесь с нашей (такой-то) атомной электростанцией». Отчего же не согласиться! Водитель такси — в белых перчатках, машина подана в точное время, сопровождающие лица в дороге угощают сэндвичами... дорога лёгкая и приятная. Организация командировок лежала на громадном секретариате деканата. Ретивый декан (весьма строгая дама) была настоящим зверем с изумительной учтивостью. Деньги на суточные расходы — прямо в руки, в конверте (содержимое его иногда просто поражало). И никакой отчетности. Как эта система работала — мне, любопытному, объяснили просто: атомные станции как аванс-поддержку ежегодно перечисляют дотацию в связанное с ними подразделение Токийского университета. Так, на всякий случай. И если той или иной АЭС интересно, чтоб ее посетил тот или иной научный сотрудник, или интересны предложения о разработке некого научно-технического вопроса, средства на это всегда есть в избытке! Такая система оплаты интеллектуального труда в атомной энергетической отрасли действовала и в связанных с ней подразделениях Министерства образования и науки Японии.

Что-то похожее до недавнего времени у нас работало для вузов двойного подчинения (например, Министерству морского флота и Министерству образования и науки). Думается, это неплохой механизм оплаты труда интеллектуалов, от которых зависит развитие важной отрасли экономики.

— Алексей Юрьевич, это еще один интересный аспект того, что принято называть «японским чудом»...

— Краткий историко-экономический экскурс позволит взглянуть на предмет несколько с другой стороны. Вопрос стоит так: от кого зависит расцвет нации, ее стратегический (в данном случае атомный) энергоресурс? Действиями людей, вольно или невольно, управляют сформированные стереотипы. Иногда они ошибочны. Экономические же решения, принятые по ошибочным исходным данным, могут дорого стоить (и населению, и системе управления, и стране). Одним из заблуждений, широко распространенных в СМИ нашей (да и не только нашей) страны, является представление о том, как работает производственно-экономическая система Японии. Миф о трудолюбии и усердии японцев до сих пор старательно поддерживается не только средствами массовой информации, но и «очевидцами», которые в большинстве случаев становятся жертвами спланированных образцово-показательных мероприятий, когда их приглашают на экскурсию, чтобы в течение дня посмотреть на успехи Страны восходящего солнца. Обменов делегациями хватает. Причем японская «показуха» для приезжих шита далеко не белыми нитками. Многие японцы и сами почти верят в свое прилежание (эта нация легко поддается внушению, их психика очень восприимчива). Хорошо выглядеть перед всем миром — в последние полвека дело всех и каждого в Японии. Но так было не всегда.

— Почему?

— Около ста с небольшим лет назад, когда при рождении девочки в бедной семье ее мечтали обменять на соль, а мальчика просто выбрасывали за ненадобностью умирать на рисовое поле, Япония являлась миру нищей, дикой, безнадежно отсталой, хотя и очень амбициозной. В первой половине двадцатого столетия попытки скрыть свои имперские амбиции Японией даже не предпринимались. Безрассудство и недалекое (ограниченное связями с внешним миром) мышление толкнули милитаристскую Японию, пребывающую в экономической агонии, на бомбежку американских кораблей в Перл-Харборе в ходе Второй мировой войны. За это, конечно, американцы жестоко проучили потомков самураев. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала только прологом... Капитуляция Японии в 1945-м, принятая генералом Мак-Артуром на корабле «Миссури» ВМС США, стала началом рождения и многолетнего развития культа «японского трудолюбия»... Нужна была красивая причина развития Штатами этого забытого Богом уголка мира.

Человеком, ответственным за перемены в «новой» Японии, был американский специалист в области психологии менеджмента Уильям Эдвардс Деминг. Вместе с Алланом Могенсеном им был разработан — «по предложению японского правительства» — практический план внедрения в сознание рядовых японцев новой идеи. Она заключалась в том, что они «невероятно почтительны по отношению к старикам, трудолюбивы до безумия и предельно целеустремленны», — так иронично писал Владимир Спиваковский, основатель школы нового типа «Гранд» в Киеве, автор книги «Хочешь быть счастливым и богатым — не ходи в школу».

— То есть внешний вектор влияния оказался определяющим?

— С тех пор — при самом тесном участии США в экономической структуре и технологиях Японии — эта идея обновления старого японского мира превратилась не только в показательный стиль, но и действительно стала одним из лиц нации. Прожив в Японии не один год до возвращения в родной политех, занимаясь там научной работой в Токийском университете и имея источником пропитания только труд, ведя обычную жизнь изо дня в день среди людей, я не раз видел японцев далеко не с «фасадной» (имиджевой) стороны. Я видел, что успех людей и коллективов в 90 случаях из 100 определялся вовсе не личностными качествами японцев, а системой организации дела и продуманных инвестиций (финансовых, интеллектуальных, технических), зависящих от государственных экономических программ.

Вот тут-то и скрыт поворотный момент понимания того, что нужно делать! Только масштабная стратегическая программа действий могла стать эффективным инструментом. Такая программа для Японии была предложена извне с быстрым и решительным ее внедрением. Результатом стал практически полный экономический диктат Запада, то есть США. И сразу началось строительство АЭС по американским проектам. Экономические шаги были тесно связаны с политическими. Так, свои притязания на Курильские острова, с подачи США, Япония вынуждена была возобновить (отказавшись от них ранее по соглашению 1956 г. в Сан-Франциско) в обмен на согласие американцев развернуть строительство АЭС и вернуть японцам остров Окинава. Японская иена из года в год ровно на столько вырастала по отношению к доллару, на сколько позволяли ей все эти годы США.

Японцы до сих пор едят американские рис, курятину, овощи и фрукты, другие продукты питания, используют американские технологии и комплектующие в энергетике (атомные реакторы строит «Мицубиси», приборы для атомной энергетики обеспечивает «Хитачи», но под контролем США).

— Что из этого опыта можно было бы перенять нам?

— Эффективное экономическое развитие атомной энергетики, зависящее от интеллекта остатков нации и подготовки специалистов для АЭС, в том числе «атомщиков Одессы», возможно лишь в сочетании со стратегической государственной или хотя бы с региональной структурно-экономической концепцией. Тогда каждому профессору и доценту будет понятно, в каком направлении тянуть свою интеллектуальную лямку, и что за этот труд будет прямо сегодня. Тогда же должен стать ясен и вектор капиталовложений в отрасль атомной энергетики, начало которого лежит в плоскости высшего образования и науки.

А пока экономисты пытаются применять сомнительные модели, наши люди бросаются от одного дела к другому. Жалки попытки интеллектуалов-атомщиков, пытающихся найти свое «место под Солнцем», чтобы заработать на хлеб насущный. Они разбиваются о мизерное жалование. Публикация статей в SCOPUS, трудолюбие и энтузиазм уже не помогают. И Восток нам не поможет (поможет ли нам Запад — тоже большой вопрос). Специалистам отрасли и профессуре это уже понятно. Наметился дефицит кадров. Теперь это должны понять и все те, от кого зависит жизнь государства. Для Одессы, колыбели атомщиков страны и во многом зарубежья, это особенно актуально, ибо Украина и ее атомная энергетическая отрасль во многом и сегодня начинается именно с Одессы, чем таки нам, ученым-атомщикам, стоит гордиться.

Пару лет назад, сопровождая в поездке на Запорожскую АЭС прибывшую к нам на кафедру делегацию коллег из Турции, я услышал очень важную фразу, сказанную маститым профессором из Анкары: «Страна, которая имеет такой интеллектуальный потенциал и эксплуатирует такие атомные реакторы, имеет право обеспечить технической интеллигенции и специалистам-энергетикам лучшую жизнь!».

Кафедра атомных электростанций ОНПУ, руководимая доктором технических наук, профессором В.П. Кравченко, богата невероятно ценным интеллектуальным потенциалом. Но уже многие из нас — пенсионного возраста, а смена поколений разбивается о камни мизерных зарплат и бюрократических требований, что оставляет бесконечно мало места для интеллектуального творчества молодых ученых во благо развития отрасли.

Приятно было бы через прямую оплату труда чувствовать, что Одесса и страна гордятся нами и теми, кого мы готовим себе на смену. Ведь всемерная поддержка и развитие атомной энергетики — залог будущего благоденствия Украины в мировом сообществе, ее будущего успешного продвижения по пути экономически развитых стран, а не стран третьего мира.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту