ИА «Контекст Причерноморье»
Одесса  >  Мониторинги
Украинский референдум: один раз в год и только один вопрос
28.01.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 10—11 (11000—11001) / Тираж: 10407

Во вторник Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон о всеукраинском референдуме, обещанный, инициированный и внесенный Президентом.

Проголосовали «за» 255 народных депутатов, не поддержала законопроект вся оппозиция.

Итак, если коротко (принятый закон — это более 150 страниц), какие вопросы могут быть вынесены на всеукраинский референдум. По четырем темам: это изменения в 1, 3 и 13 разделы Конституции («Общие положения», «Выборы. Референдум», «Внесение изменений в Конституцию»); вопросы общегосударственного значения; изменения территории Украины; отмены законов или их отдельных норм. Не могут быть темой референдума в соответствии с законом вопросы: противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным, в первую очередь, Общей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней; направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии; отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

Что нужно знать о процедуре. Референдум можно проводить только один раз в год, вопрос в нем может быть только один, и ответить на него нужно «да» или «нет». В документе оговорено, что референдум не может быть проведен в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

Чтобы провести его по народной инициативе, нужно собрать три миллиона подписей граждан из двух третей территориальных единиц Украины (минимум по 100 тыс. подписей в каждой). Что касается изменений в Конституцию и изменения территории, то в первом случае референдум назначает Президент, во втором — Верховная Рада.

Свежий закон в эти дни активно препарируют политики, эксперты, спорят о его плюсах и минусах. Одни считают документ качественным и важным для развития прямой демократии в стране. Другие называют целый ряд рисков. Один из них — разновекторный украинский политикум может использовать референдум в своих целях, а уровень политической образованности граждан не так высок, чтобы исключить манипуляции их мнением. Или — риск вынесенных на обсуждение вопросов, разделяющих общество: реинтеграция оккупированной территории, статус русского языка, декоммунизация, вступление в НАТО и пр. С оглядкой на это разработчики закона предусмотрели определенные предохранители. Скажем, вопрос, связанный с нарушением территориальной целостности государства, изначально запрещен. К тому же нужно понимать, что результат референдума можно имплементировать исключительно после успешного голосования в Верховной Раде — это также оговорено в документе.

Обсуждение и осмысление нового закона продолжается. Мнения звучат разные. Но главное все же в том, что такой закон есть. Ведь до сих пор норма Конституции о всеукраинском референдуме была, а развивающего ее и придающего практический смысл закона не было.

Не высказался пока законодатель по поводу местного референдума…

Автор: Дора Дукова


© 2005—2021 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2021 S&A design team / 0.009
Перейти на полную версию сайта