Во вторник Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон о всеукраинском референдуме, обещанный, инициированный и внесенный Президентом.
Проголосовали «за» 255 народных депутатов, не поддержала законопроект вся оппозиция.
Итак, если коротко (принятый закон — это более 150 страниц), какие вопросы могут быть вынесены на всеукраинский референдум. По четырем темам: это изменения в 1, 3 и 13 разделы Конституции («Общие положения», «Выборы. Референдум», «Внесение изменений в Конституцию»); вопросы общегосударственного значения; изменения территории Украины; отмены законов или их отдельных норм. Не могут быть темой референдума в соответствии с законом вопросы: противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным, в первую очередь, Общей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней; направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии; отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Что нужно знать о процедуре. Референдум можно проводить только один раз в год, вопрос в нем может быть только один, и ответить на него нужно «да» или «нет». В документе оговорено, что референдум не может быть проведен в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.
Чтобы провести его по народной инициативе, нужно собрать три миллиона подписей граждан из двух третей территориальных единиц Украины (минимум по 100 тыс. подписей в каждой). Что касается изменений в Конституцию и изменения территории, то в первом случае референдум назначает Президент, во втором — Верховная Рада.
Свежий закон в эти дни активно препарируют политики, эксперты, спорят о его плюсах и минусах. Одни считают документ качественным и важным для развития прямой демократии в стране. Другие называют целый ряд рисков. Один из них — разновекторный украинский политикум может использовать референдум в своих целях, а уровень политической образованности граждан не так высок, чтобы исключить манипуляции их мнением. Или — риск вынесенных на обсуждение вопросов, разделяющих общество: реинтеграция оккупированной территории, статус русского языка, декоммунизация, вступление в НАТО и пр. С оглядкой на это разработчики закона предусмотрели определенные предохранители. Скажем, вопрос, связанный с нарушением территориальной целостности государства, изначально запрещен. К тому же нужно понимать, что результат референдума можно имплементировать исключительно после успешного голосования в Верховной Раде — это также оговорено в документе.
Обсуждение и осмысление нового закона продолжается. Мнения звучат разные. Но главное все же в том, что такой закон есть. Ведь до сих пор норма Конституции о всеукраинском референдуме была, а развивающего ее и придающего практический смысл закона не было.
Не высказался пока законодатель по поводу местного референдума…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |