ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Быть или не быть шакалу в Бессарабии – ответа пока нет. А вот случаи нападения хищника на людей есть
30.01.2021 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 7(1707) / Тираж: 10800

На минувшей неделе некоторые интернет-ресурсы опубликовали информацию о случае нападения бешеного шакала на жителя села Базарьянка Тузловской ОТГ. Вместе с тем в ряде изданий заявили об этом происшествии как о фейке. Журналисты «Курьера недели» попытались разобраться в ситуации, и вместе с тем выяснить, как на самом деле обстоит дело с численностью золотистой собаки в Бессарабии.

В первую очередь мы пообщались с Александром, сыном пострадавшего 68-летнего мужчины, который после нападения хищника более трех недель провел в хирургическом отделении Татарбунарской районной больницы.

К большому сожалению, помимо серьезного травмирования отца, в этой семье случилось другое горе – умерла супруга пострадавшего Виктора, похороны женщины состоялись 24 января. По словам сына, скончалась она из-за сильных переживаний, ведь она перенесла большое потрясение, увидев, как бешеный шакал грыз ее мужа, с которым она прожила вместе 45 лет. Поскольку доход у семьи небольшой, лечение Виктора оплачивал Белгород-Днестровский райсовет. Однако на похороны супруги мужчина не мог не приехать, поэтому вынужден был, не завершив курса лечения, покинуть больницу…

Александр рассказал, что инцидент произошел 30 декабря в 21.30. Взволнованная мама прибежала к нему в дом (расположенный рядом) и сообщила, что шакал напал на отца. Мужчина бросился на помощь. Поначалу он пытался отогнать животное палкой, а потом вырвал из крыльца камень и начал бросать его в голову зверя. В конце концов, завалил хищника. Руки и ноги отца были разорваны, он был весь в крови. Примечательно, что «скорая», приехавшая в тот же вечер, не захотела госпитализировать Виктора, и только на следующее утро мужчину отвезли в больницу.

Труп хищника отправили в Татарбунары на исследование. И уже через несколько часов стало известно, что животное было заражено бешенством.

К этому стоит добавить, что дом пострадавшего находится в центре села Базарьянка, где была установлена новогодняя елка и где гуляли дети. Невозможно представить, что было бы, если бешеный шакал напал не на взрослого мужчину, а на ребенка… Тем более, что, по словам Александра, шакалы – не редкость в селе, они уносят из дворов домашнюю птицу, а по вечерам от их воя в жилах стынет кровь.

Казалось бы, ситуация сложилась опасная, и проблему необходимо срочно решать. Однако не все так просто. На территории бывшего Татарбунарского района возник серьезный конфликт между охотниками и администрацией Национального природного парка «Тузловские лиманы»: первые утверждают, что популяция хищников расплодилась до угрожающих размеров и их нужно отстреливать, в нацпарке же считают, что охотники хотят убивать животных исключительно для собственного удовольствия.

«Это нападение шакала на человека на территории бывшего Татарбунарского района – третье за 2020 год: два случая было в селе Базарьянка и один — в Лебедёвке. Все три животных были больны бешенством», — рассказал председатель Татарбунарского общества охотников и рыболовов Владимир Друговин.

«Сейчас на нашей территории встречается в среднем по два шакала на 1000 гектаров. Это очень много, поскольку это опасный хищник, численность которого необходимо регулировать… В Бессарабии у него нет естественных врагов, и он уже начал вытеснять популяцию лисиц», — рассказал охотник.

По его словам, за последние четыре года только на территории Татарбунарского района было уничтожено 179 шакалов, при этом за последний год – 89 голов хищника.

Начальник Татарбунарского районного управления Госпродпотребслужбы Антон Чудак сообщил, что на протяжении последних двух лет в районе проводится пероральная вакцинация диких животных, и результат ее уже заметен: количество вспышек бешенства сократилось, в прошлом году было лишь три.

В свою очередь, руководство Нацпарка «Тузловские лиманы» считает, что последний случай нападения шакала на человека накануне новогодних праздников – не что иное, как нечестные игры Общества охотников и рыболовов. По мнению директора НПП Ирины Выхристюк, таким образом охотники хотят продлить сезон охоты, который заканчивается 31 января.

«Так называемого пострадавшего нам не показывают. Мы выезжали в Базарьянку. Двор того человека выглядит заброшенным, поэтому неудивительно, что туда мог зайти шакал. Но даже если это и так, то я не верю, что то животное, которое нам показали на снимке, было заражено бешенством. Больной шакал выглядит худым, у него вздыбленная шерсть, а этот был упитанным и внешне здоровым. Никто из охотников никогда не показывает нам трупы животных. Как вы думаете, почему? Да потому, что у охотников начинается сезонная «ломка», им надо получить разрешение на отстрел животных и в период запрета. Для этого им необходимо подтверждение ветслужбы о случаях бешенства. Год назад была такая же ситуация: истерили, что нужно отстреливать шакалов, но у них ничего не вышло», — говорит Выхристюк.

Директор Нацпарка отмечает, что на территории «Тузловских лиманов» водится немного шакалов, и сотрудники заповедника сохраняют их популяцию.

«За последние пять лет не было ни одного случая нападения этого хищного животного на людей», — утверждает Ирина Выхристюк.

А как обстоит дело с численностью шакалов в Измаильском районе? По информации начальника Измаильского районного управления Госпродпотребслужбы в Одесской области Дмитрия Димова, в 2020 году в предместьях Измаила были зафиксированы два случая бешенства – больными оказались шакал и лисица.

Вообще, как и в Татарбунарском, так и в Измаильском районе, в болотистых местах, где обитают шакалы, уже два года подряд проводится пероральная вакцинация, и количество случаев смертельного заболевания сокращается.

«Дикая фауна является носителем вируса бешенства. Лисы и шакалы опасны еще и тем, что они вступают в конфликт с домашними собаками и кошками и заражают их. Вообще, дикие животные, которые оказываются в населенных пунктах, как правило, уже больны. Они могут даже не нападать, а подходить близко и ластиться — на определенном этапе развития бешенства есть такая стадия», — пояснил специалист.

Отсутствие случаев нападения шакалов на людей подтвердил и инженер по охране леса ГП «Измаильское лесничество» Александр Чакир.

«Шакалы у нас есть, много. Но если сказать, что их очень много, то это будет неправда. Люди слышат, как они воют по вечерам, и думают, что их тысячи. Но на самом деле они собираются в группы по пять-шесть особей на мусорных свалках. Не было ни одного случая, чтобы они нападали на территории не только Измаильского, но и Ренийского, Болградского и Килийского районов», — говорит Чакир.

В Измаиле есть две охотничьи организации, которые периодически по мере возможности отстреливают шакалов и отправляют биоматериалы в лабораторию для контроля ситуации с бешенством.

Мы пообщались с руководителями этих организаций — Сергеем Загорняком из Измаильского районного охотничье-рыболовного хозяйства и Анатолием Савастру, который возглавляет Благотворительный культурно-спортивный клуб «Придунайские охотники и рыболовы». Оба считают, что количество шакалов на территории Измаильского района давно превысило критическую норму.

Несколько лет назад были два случая нападения здоровых шакалов на людей: один из них произошел на границе (пострадавшим оказался военнослужащий), второй – в винограднике (на женщину, пришедшую собирать листья, накинулась, по всей видимости, самка шакала, у которой неподалеку находились щенки).

По словам охотников, хищники, появившиеся в Придунавье в 2012 году, не только являются переносчиками бешенства и в случае высокой численности могут представлять опасность для человека, но и наносят вред фауне региона. Шакалы всеядны: они могут есть зерно, ягоды, птичий помет, а также разорять птичьи гнезда, поедая яйца, забивать других животных. Для сравнения, у лисиц основным источником питания являются мыши.

«Вы даже не представляете, насколько шакалы хитрые – они в десять раз хитрее лисиц, — делится Анатолий Савастру. – Эти животные живут семьями: мама, папа, бабушка, дедушка. Потому и выживаемость у их щенков практически стопроцентная – их хорошо кормят. Всей семьей шакалы выходят ночью на охоту, идут «подковой» — точно как настоящие охотники, каждый знает свою позицию. Шакалы хорошо упитаны, потому что находят себе пропитание без проблем. Уже никого не удивляет, что шакалы заходят в села, в жилые дворы в поисках пищи».

С целью регулирования численности в Измаильском районе охотники систематически отстреливают хищников, и не только шакалов, но также лисиц и енотов. Так, в прошлом году, по информации Сергея Загорняка, в районе было уничтожено порядка 600 этих плотоядных животных. Для сравнения, в Килийском районе в прошлом году отстрелили 700 шакалов.

Так каков выход из ситуации? Отвечая на данный вопрос, наверное, можно его перефразировать: чью жизнь следует ценить больше — хищника или человека? Ответ очевиден. Но официальное заключение и инструкция к действию — только за специалистами.

Автор: Снежана СТРЕПЕТОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту