В последнее время усилились слухи о возможном досрочном переизбрании Верховной Рады, как утратившей доверие избирателя. Уровень согласия населения с действиями нынешней власти катастрофически низок. Последние соцопросы показывают, что три четверти украинцев полагают, что страна движется в неправильном направлении. В чем причины очередного политического кризиса, и чем он разрешится?
Редакция «Вечерней Одессы» приглашает народных депутатов Украины от Одесского региона, лидеров городских и областных организаций политических партий провести заочную дискуссию на эту тему на страницах нашей газеты. Сегодня слово главе одесской городской партийной организации «Оппозиционная платформа — За жизнь», народному депутату Николаю Скорику.
— Николай Леонидович, ваша оценка политической ситуации в стране. Будут ли перевыборы Рады? Насколько устойчивы позиции Президента, и есть ли у него шансы повторить успешный заход в парламент своей политической силы как в 2019 году?
— В Украине действительно очередной политический кризис, и чтобы он не выплеснулся на улицы, нужна полная перезагрузка властной вертикали. От Верховной Рады до Президента. Причем такая, которая бы вернула веру людей в то, что у них есть перспектива полноценной жизни в собственной стране. От получения достойной пенсии до приемлемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги. От качественной и доступной медицины до образования. Проще говоря, нужна законодательная база, которая не продуцирует конфликты и рознь в обществе, а создает условия для возвращения Украины в зону экономического роста и национального согласия. Увы, ни Президент, ни его монобольшинство в Раде на эти задачи не нацелены. Скорее, наоборот. По сути, вся законотворческая деятельность «Слуг народа» (далее «СН» — ред.) сводится к принятию деструктивных законов, зачастую откровенно нарушающих Конституцию. Часто вопреки воле граждан. Характерный образец — Закон об открытии рынка земли. Общественное мнение десятки лет показывало на уровне соцопросов, что до трех четвертей украинцев против распродажи земли. Тем не менее, Зеленский этот закон провел через свое монобольшинство. Естественно, вопреки национальным интересам.
Командой Президента не исполнено ни одно предвыборное обещание: от мира на Донбассе до существенного снижения тарифной нагрузки на людей. В результате за год поддержка «Слуги народа» упала вдвое. С 36% в декабре 2019 года до 18% в декабре 2020-го. Последний опрос КМИС показал, что у Зеленского дела с популярностью обстоят не лучше. В середине января его президентский рейтинг снизился до 20%. Такими темпами к концу года у президента и его политической силы доверие населения будет колебаться в пределах 10%. А это уже политическое банкротство. Собственно, оно уже наступило. Показательный факт. В день рождения Президента его не поздравил ни один лидер большой семерки. Значит, Зеленского уже никто всерьез не воспринимает ни в ЕС, ни в США. И политических перспектив у него не видят. Это очень серьезный звонок нашему гаранту. А чего можно ожидать лидеру, который провалил Нормандский формат? Похоронив все надежды на скорый мир и возвращение Донбасса в лоно Украины. Теперь вот еще «тормозит» возврат пленных вопреки инициативе Виктора Медведчука. Очень «миролюбивый» и «патриотичный» жест.
Налицо раскол во фракции «СН». Показательно голосование по кандидатуре Юрия Витренко на пост вице-премьера — министра энергетики. Сам я против этого кандидата. Для меня он автор или соавтор тарифного безумия, которое миллионы украинских семей поставило на грань выживания и разорения. Тем не менее Президент дважды его выдвигал. Второй раз — чуть не лично переговорив со всеми членами фракции «Слуги народа». Однако Витренко прокатили. Из 246 членов фракции всего 177 отдали свои голоса в поддержку президентского выдвиженца. Фактически обнажив кризис управления «СН» со стороны ее лидера.
— Последние социологические замеры показывают, что симпатии избирателей качнулись в сторону вашей политической силы. «Оппоплатформа» уверенно занимает первую-вторую строчку последние несколько месяцев с 20—23% симпатиков. Вместе с тем экс-кандидат от ОП-ЗЖ на пост президента Юрий Бойко на последних президентских выборах утрачивает лидерские позиции. Социологи дают ему третье-четвертое место в опросах. Чем поясните такой феномен? И не утратил ли ваш лидер доверия у собственного избирателя?
— Начнем с того, что в Украине, так сложилось за все годы ее независимости, доминируют так называемые лидерские партии. В которых рейтинг лидера всегда несколько выше, чем политической силы, которую он возглавляет. Никогда не было по-другому. Так и сейчас. Чтобы в этом убедиться довольно посмотреть на ситуацию в «Евросолидарности», «Батькищине» или «Слуге народа». Не исключение и наша политсила. Факт, что мы сегодня во главе партийного рейтинга, с трудом, но вынуждены принять наши оппоненты. Но допустить признания лидерства в президентском списке они точно не могут. Потому придуман манипулятивный трюк. Фиктивно «раскололи» нашего избирателя на две части, введя в президентский опросник кроме Юрия Бойко Виктора Медведчука. Естественно голоса нашего избирателя разделились между двумя лидерами. Ввели бы еще Вадима Рабиновича, получили бы разделение на троих. Давайте зададим себе вопрос: а зачем они так поступили? Какую цель преследовали? Как в прошлый, так и в следующий раз наша политическая сила будет выдвигать единого кандидата. Раскола у нас нет и не предвидится. Все внутренние противоречия решаем без демаршей лидеров. Виктор Медведчук нигде о своих возможных президентских амбициях не заявлял. Так зачем такая манипуляция? А она нужна, чтобы внушить электорату ложный посыл: у «Оппоплатформы» нет перспектив в президентской гонке. Есть она только у Зеленского и Порошенко. Которые благодаря такой нехитрой комбинации становятся лидерами президентского опроса. А Юрий Бойко смещается на четвертую позицию. Однако достаточно просуммировать проценты Медведчука и Бойко, и картина кардинально меняется. Юрий Анатольевич делит с Зеленским первое-второе места, оставляя далеко позади Порошенко и Тимошенко. Тогда в соответствие приходит и закон соотношения рейтингов политических партий и рейтингов лидеров, о котором я упоминал. Если же следовать логике публикуемых опросов, то у Бойко он в два с лишним раза ниже партийного. Смешно? Мне — противно. Но в подобных махинациях для меня четко просматривается страх оппонентов перед приходом нашей политической команды во власть. Они ведь понимают, что в этом случае «Оппоплатформа» — «приговор». Как персональный, для вороваек всех уровней, так и схематозный, по выкачке средств у населения на ЖКХ-тарифах. Для этой цели в нашей фракции наработан огромный пакет законодательных актов. Но нужно получить большинство в Раде и обрести реально патриотично настроенных союзников. Все это возможно в случае досрочных выборов. Для Президента же их объявление — единственная возможность удержать свой падающий рейтинг и списать собственные огрехи на свою фракцию. Не уверен, что подобный шаг будет убедительным для сограждан. Но иной возможности «реабилитации» у Зеленского нет.
— Вот вы утверждаете, что президент не выполнил ни одного предвыборного обещания. А как же недавно принятый Закон о референдуме? Разве это не шаг к обещанному Зеленским народовластию?
— Достаточно обратиться к тексту документа, чтобы убедиться, что это очередной обман избирателей. В Законе выписаны три субъекта, имеющие право инициировать плебисцит. Первый — президент, второй — Рада и третий — народ. При этом проще всего воспользоваться этим правом президенту и Раде. Народ же получает такое число процедурных препятствий, что едва ли может своим правом воспользоваться. Так что вывод первый: Закон написан под президента, а не для народа.
Пройдемся бегло по препятствиям для плебисцита по народной инициативе. Для начала процедуры нужно собрать более двух тысяч человек. При этом собрание легитимно в случае присутствия на нем представителя ЦИК. А если он не явится? Ответственности для членов ЦИК за это не предусмотрено. Зато прописаны полномочия, которые ставят Центральную избирательную комиссию вровень с Конституционным судом. Потому как закон наделяет ЦИК правом отказать инициаторам в случае, если ЦИК решит, что вопрос, выносимый на референдум, противоречит нормам Конституции. Как известно, до недавних пор такой вердикт был в компетенции исключительно КСУ. И даже депутаты ВР, чтобы прояснить вопрос на соответствие закона Конституции, шли в Конституционный суд. Теперь, вероятно, можно ограничиться ЦИК. Шучу. Эти полномочия ЦИК, безусловно, станут предметом разбора в КСУ и возможной причиной отмены Закона о референдуме в его нынешней редакции.
Движемся дальше. За 60 дней инициаторы, чтобы выйти на финишную прямую, должны собрать более 3 млн. подписей в двух третях областей Украины. Задача организационно почти не разрешимая. Непонятен срок в 60 дней. А почему не 90 или 120? Куда спешить? Тем более, что Закон разрешает проводить референдум не чаще раза в год и по одному вопросу. Что тоже за пределами рационального понимания осуществления народовластия.
Даже если плебисцит проведут, то его ратификация может «споткнуться» о Верховную Раду, которая имеет право вторгнуться в процесс, если референдум касается общегосударственных вопросов. А какие еще вопросы может рассматривать референдум, как не из категории общегосударственных? Следовательно, Рада становится эдаким предохранителем от реализации воли народа. Зачем ей такая функция фактического цензора результатов референдума? Так что в целом Закон нацелен на то, как под любым предлогом отказать народу в праве на плебисцит. У нашей фракции есть собственное виденье, каким должен быть такой закон, включая возможность проведения местных референдумов, о которых ни слова в президентском варианте.
— Николай Леонидович, ваш прогноз. Будут ли досрочные выборы в Верховную Раду?
— Президент будет сопротивляться их проведению до последней возможности. Уже очевидно, что успех «СН» 2019 года не повторить никогда. Так что монобольшинства больше не будет. Оно уже и сегодня расколото. Свою легитимность Зеленский будет крепить поиском союзников. Запускаются слухи о возможном альянсе с «Евросолидарностью», «Батькивщиной» и даже с нами. Если допустить, что Порошенко или Тимошенко согласятся подкрепить своими мандатами фракцию «Слуг», то цена такого партнерства будет крайне высока для Президента. А само партнерство кратковременно. Ведь все понимают, что Зеленский на подобный шаг пойдет из позиции слабого, а не сильного игрока. А представьте, что будет, если в результате сделки Порошенко или Тимошенко займет пост премьера. Они ведь мгновенно всю властную вертикаль подомнут под себя. Кем тогда станет Зеленский? Исключительно «стрелочником» и «мальчиком для битья». Готов ли он к такой политической судьбе?
Пока Президент ищет опору вовне. Так, исключение Дубинского из фракции «СН» и санкции в отношении китайских инвесторов «Мотор Сич» — откровенная попытка дать «взятку» США в виде демонстрации исполнения их пожеланий. Но получит ли он такую поддержку, большой вопрос. Как по мне, Президент находится в положении цугцванга. И любой ход с его стороны ведет к ухудшению его политического положения. Досрочные перевыборы Рады — шанс ситуацию переломить. Хотя и не факт, что команда Зеленского способна этот шанс эффективно использовать. Однако отвечать на ширящееся массовое недовольство снизу чем-то нужно. Планируемая отставка премьера Шмыгаля в качестве «стрелочника» будет иметь кратковременный эффект. Так что следующим в «жертву» должна быть принесена Верховная Рада. Мой прогноз — перевыборы будут осенью.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |