Дискуссию о целесообразности обучения в начальной школе с пяти лет начало Министерство образования и науки. Там считают, что Украина может последовать примеру стран, где обучение начинается раньше, чем принято у нас. Каковы же позиции сторон?
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА
Это предложение министерство подкрепило опытом США, Великобритании и Нидерландов. Среди основных аргументов в пользу раннего обучения такие:
— преемственность дошкольного и начального звеньев образования;
— положительное влияние на успешность во взрослой жизни;
— ускоренное развитие современных детей, особенно из-за громадного прогресса информационных технологий.
Чиновники считают, поскольку дети пяти и шести лет имеют несколько разные уровни психофизического развития, поэтому подход к организации образовательного процесса пятилеток должен быть иным, чем у нынешних первоклассников.
«Речь не идет о том, что дети в пять лет должны сесть за парты на 35 минут урока. Зато обсуждаются новые формы получения знаний и приобретения компетенций с последующим изменением государственных образовательных стандартов и программ», — поясняют в министерстве.
В Верховной Раде тоже заявляют, что, если «пятилетки» пойдут в школу, то не будут учиться по программе нынешних первоклассников.
«Это будет первый класс, но не такой, где дети будут сидеть за партами, это будет переходный период между садиком и школой», — комментирует член Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Юлия Гришина.
В Минобразе подчеркивают, что пока что не приняты никакие решения об изменениях в системе обучения. Потому развернута дискуссия.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родители активно обсуждают преимущества и недостатки обучения с пяти лет. В сообществе «Родители SOS» в Facebook мнения разделились. Некоторые поделились своим положительным опытом начала обучения в школе именно в этом возрасте, хотя и оговаривают, что готовность к этому у детей очень индивидуальна.
«Мы пошли в пять! Нам невероятно повезло с нашей учительницей! Ребенку очень нравится, вот уже второй класс, а все успеваем», — прокомментировала Анастасия Буйновская, добавив, однако, что ее вторая дочь пойдет в школу в шесть лет.
А вот наш читатель Петр Коваль, ссылаясь на опыт семьи своей сестры, полагает, что есть дети, которые по уровню развития могут идти в школу уже в четыре года. Для таких, считает читатель, нужно создавать особые группы, типа подготовительных отделений в вузах, чтобы ребята быстрее адаптировались к особенностям школьного обучения. И вообще, по его мнению, уже пора создавать целые школы для особо развитых детей, чтобы они, попав в компанию менее развитых сверстников, не растеряли свой уровень.
Впрочем, большинство родителей против предложения министерства. Они считают, что пятилетние дети не готовы к школе в ее нынешнем состоянии. Есть еще один довольно любопытный аргумент: переписывать программу начальной школы под «пятилеток» — значит отказаться от только что введенной Новой украинской школы (НУШ). Поэтому, по мнению родителей, нецелесообразно так быстро снова менять систему.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Образовательные эксперты и психологи также с осторожностью отнеслись к инициативе министерства. Представитель образовательного направления Института будущего Николай Скиба считает, что сначала нужно провести оценку результатов Новой украинской школы, а потом уже вводить какие-то изменения.
«Стандарт базовой школы прописан из расчета, что дети идут в школу в определенном возрасте. В Законе Украины деликатно и взвешенно написано, что дети идут в школу преимущественно в шесть лет, но при необходимости и в семь, поскольку важным фактором является психофизическая готовность», — напоминает эксперт.
Психолог Светлана Ройз также высказывает опасения относительно жизнеспособности предложения министерства в современных условиях Украины. По ее словам, и Госстандарт, и концепция НУШ пока заточены под шестилетних детей. Методика работы с пятилетними должна быть совсем другая — дошкольная.
«Чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе (она охватывает внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки и многое другое), а для всего этого не хватает зрелости префронтальной коры головного мозга и все это еще невозможно в пять лет. Но есть еще эмоциональная готовность к школе (это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задачи, которые не нравятся, умение регулировать свое поведение. И это нереально для детей и шести лет», — написала психолог на своей странице в Facebook.
По словам Ройз, мотивация детей до семи лет — только игровая. Кроме того, дети не всегда чувствуют себя частью группы и понимают правила существования в ней. Поэтому школа для пятилеток должна быть учебной средой с совершенно другими подходами, задачами и специалистами, чем нынешняя НУШ. Точнее, дошкольным образованием, где нет места урокам или сидению за партами.
В Министерстве образования и науки утверждают, что принимать решение будут только в интересах детей и после детального изучения темы. Мы предлагаем и нашим читателям включиться в эту дискуссию.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |