В продолжение сотрудничества Э. Амчиславский прислал нам новую статью на «утёсовскую» тему.
10 декабря прошлого года я получил по электронной почте письмо от Татьяны Антоновой, журналистки газеты «Московский комсомолец», где она обратилась ко мне как к «знатоку биографии и творческого наследия Леонида Утесова». Она попросила помочь разобраться в «почти детективной» истории. Далее цитирую: «Некто Пирогов Сергей Анатольевич судился с издательством «Зебра Е» за авторские права. Из текста решения усматривается, что предметом спора была книга Утёсова «С песней по жизни». Издательство, как это очень часто бывает, не удосужилось связаться с наследниками автора и спросить разрешения на издание. Пирогов дело выиграл без труда, его права никто не оспаривал, решение уже вступило в законную силу. Но любопытно вот что. В решении указано, что права на творческое наследие Утёсова, в том числе и эту книгу, Пирогов получил после смерти своей матери. А та, в свою очередь, унаследовала их еще у кого-то. А тот, первый наследник, получил права непосредственно после смерти Утёсова, но оформил документы на наследство только в 1997 году. Выстроить полную цепочку наследников нам не удается. Знаем лишь, что прямых наследников у него не было. Цепочка, которая могла бы привести к его племяннице Майе Молодецкой, тоже обрывается.
Учитывая внезапное появление несколько лет назад в медиапространстве господина Пашинина, объявившего себя сыном Утёсова (и даже впоследствии поменявшего имя с Пашинина Игоря Анатольевича на Утёсова Игоря Леонидовича), нам очень интересно понять, кто такой Пирогов, как он мог получить права на наследие Утёсова и какое вообще имеет к нему отношение. Может быть, Вам известно, кто был наследником после смерти Утёсова? Как развивались события в плане перехода прав на его творческое наследие?»
Ознакомившись с решением суда по этому делу (приложенным к письму), однозначно смог ответить только следующее: ... это линия родственников Антонины Сергеевны Ревельс, вдовы Леонида Осиповича».
Тут же получил ответ: «Очень интересно! То есть это совершенно законные наследники, слава богу. Большое спасибо за помощь!»
И вот через несколько часов в интернете появилась публикация.
«Скандал в семье Леонида Утесова: внучатый племянник обратился в суд.
Он потребовал компенсацию за переиздание книги знаменитого артиста.
Компенсацию за литературное наследие выдающегося мастера сцены, певца Леонида Утесова отсудили родственники второй жены маэстро. Потомки Антонины Ревельс выиграли иск у московского издательства, которое без спроса опубликовало мемуары мэтра советской эстрады.
Как стало известно «МК», бизнесмен из Воронежа Сергей Пирогов подал иск на полмиллиона рублей. Мужчина увидел в Интернет-магазинах книгу Утёсова «С песней по жизни». В суде Пирогов легитимность своих претензий полностью подтвердил. Оказалось, что 37-летний предприниматель является внучатым племянником актрисы Антонины Ревельс, второй жены маэстро.
С великим джазменом дама, которая много лет проработала танцовщицей в его труппе, сочеталась браком в ноябре 1981 года. Брак просуществовал совсем недолго, 9 марта 1982 года 87-летний мэтр скончался.
Прямых наследников у Леонида Осиповича не осталось, его единственная дочь Эдит умерла от серьезного заболевания крови за полтора года до его ухода из жизни. Завещания Утёсов тоже не оставил, поэтому единственной наследницей по закону стала Антонина Ревельс. Артистка была родом из Воронежа. Ее родственники и стали следующими в цепочке наследников.
Правда, признавать Антонину Ревельс и ее родню «правильными» наследниками отказывалась и племянница Утёсова Майя Молодецкая. В интервью она корила вдову музыканта в том, что та позволила своим родственникам вывезти за границу уникальные архивы с письмами Леонида Утесова и принадлежавшие ему редкие книги.
Столичное издательство тоже не захотело разбираться в династических хитросплетениях и выпустило мемуары без разрешения. Однако московской фемиде перипетии личной жизни звезды кинофильма «Веселые ребята» оказались неинтересны.
Нагатинский суд принял сторону родственника Антонины Ревельс и взыскал с издателей 400 тысяч рублей.
Татьяна Антонова».
Прочитав публикацию, тут же написал Татьяне, что в материале масса ошибок, как фактических, так и смысловых, так что не всегда нужно спешить с быстрой публикацией.
Например, регистрация брака между Л. Утёсовым и А. Ревельс состоялась не в ноябре, а 8 октября 1981 года.
Эдит Утёсова умерла не за полтора ГОДА, а за полтора МЕСЯЦА до ухода из жизни Л. О. Утёсова, к тому же не от заболевания крови.
Упоминать же троюродную племянницу Л. Утёсова М. Молодецкую в качестве эксперта по его наследству, по крайней мере, некорректно. А учитывая массу благоглупостей, которые она периодически выдает в своих интервью, лучше держаться от нее подальше.
От частностей перейдем к существу темы, тем более, что за последние годы меня неоднократно спрашивали, кто наследник Леонида Утёсова?
Что касается самозванца Игоря Пашинина, то абсурдность его требований на родство с Леонидом Осиповичем была полностью опровергнута ДНК-экспертизой в передаче «Прямой эфир» от 19 апреля 2016 года. В ходе передачи специалист центра ДНК Дарья Попова сообщила: «Степень вероятности родства с Майей Молодецкой у нас получилась 36,97 процента. Мы провели второй анализ, уже на установление отцовства. Предполагаемый отец Анатолий Пашинин сдал ротовой мазок. Мы получили вероятность отцовства 99,99 процента в периоде».
И хотя Игорь по сегодняшний день продолжает везде называть себя сыном артиста, но претендовать на наследие Леонида Утёсова он, конечно же, не может...
Между тем почему-то на протяжении уже почти 40 лет после кончины Л. О. Утёсова, никто не вспоминает о самых близких его родственниках. Тогда еще были живы родная сестра — двойняшка — Полина, дочери старшего брата — Михаила — Наталья и Елена, племянница Галина, дочь Паши — старшей сестры Утёсова... Это самый ближний круг.
Практически же наследницей Утёсова стала его вдова — Антонина Сергеевна Ревельс. При этом необходимо отметить, никаких документов об авторских правах Антонина Сергеевна не оформляла. Она была наследницей по факту. Знаю об этом непосредственно от неё самой, а мы достаточно часто встречались.
А. Ревельс неоднократно говорила, что хочет переиздать книгу «Спасибо, сердце!», тираж которой был раскуплен полностью. Но здесь, как говорится, вмешались внешние факты. В 1976 году, одновременно с книгой Л. О. Утёсова «Спасибо, сердце!» (выпущена издательством Всероссийского театрального общества тиражом 30 тысяч экземпляров), вышла книга еще одного народного артиста СССР Михаила Царева «Малый театр» тиражом 50 тысяч экземпляров. В то время М. Царев был председателем Правления ВТО. И ему стало очень обидно, что книга Л. Утёсова была полностью раскуплена, а его — Царева — мемуары продолжали пылиться на книжных полках. Так что неудивительно, что своего разрешения на дополнительный тираж книги «Спасибо, сердце!» М. Царев не давал.
Но не зря говорят, в каждом минусе есть свой плюс. Когда не удалось переиздать книгу Л. Утёсова, Антонина Сергеевна при содействии Людмилы Булгак написала свою книгу воспоминаний «Рядом с Утёсовым». Отмечу, что Людмила Григорьевна была литературным редактором книги «Спасибо, сердце!». Кстати, то, что А. С. Ревельс не оформляла документов на авторские права утёсовских произведений, подтвердил мне Сергей Жильцов, инициатор выпуска избранных песен Утёсова на 11 компакт-дисках (издано в 1995–1997 гг. фирмой «Коминформцентр»).
На мой вопрос: «Сергей, когда Вы работали над выпуском утёсовских CD, у Антонины Сергеевны были официально оформленные авторские права на песни: тексты, музыку, исполнение?»
Вот что он ответил: «Что значит оформленные? Она была вдовой. Других наследников не было».
А вот теперь попробуем разобраться: кто такой бизнесмен из Воронежа Сергей Пирогов и какое отношение он имеет к наследию Леонида Утёсова.
Согласно решению суда, С. Пирогов с момента смерти своей матери является владельцем авторских прав. Поскольку его мать при жизни являлась владельцем указанных авторских прав с 9 февраля 1997 года, то есть с момента смерти ее матери.
По логике, можно предположить, что мать матери истца это А. Ревельс. Но она умерла 18 февраля 1997 года и ДО этой даты именно она являлась наследницей Л. О. Утёсова. Так что никто другой не мог унаследовать авторские права раньше, чем 19 февраля 1997 года.
Но, даже если предположить, что в документе допущена описка, и следует читать «с 19 февраля 1997 года», то всё равно есть еще один обман. Ибо у А. С. Ревельс не было детей!
Вывод: в предоставленных суду документах — обман!
А значит, никакого права на авторские права (простите за тавтологию) книги Л. О. Утёсова никакой гражданин — бизнесмен из Воронежа Сергей Пирогов НЕ ИМЕЕТ!
И еще нюанс: Сергей Пирогов — 37-летний предприниматель, т. е. он родился в 1983 году. А значит, самого Леонида Осиповича никогда не видел...
Вот такой себе наследничек...
P. S. Как стало известно, в последнее время С. Пирогов решил обратить свое внимание на любые проекты, связанные с именем Леонида Утёсова, не только в России, но и за ее пределами...
Насколько хватит наглости фиктивному наследнику?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |