Получится ли в Одессе заменить маршрутки на современный общественный транспорт за счет нового закона? Эту важную тему затронул известный журналист Александр ВЕЛЬМОЖКО.
Наш коллега, специализирующийся, в том числе, на транспортной тематике, напоминает, что сегодня в Украине действует система, когда перевозчик городского транспорта зарабатывает столько, сколько получит наличных денег от пассажиров, и в которой муниципальные перевозчики отличаются от частных только тем, что могут получить дотации на перевозку льготников. Эту систему специалисты предлагают заменить европейской системой оплаты перевозчику за транспортную работу. А именно, за километраж оказания услуг перевозок по маршруту на том транспорте и по тому расписанию, которые «заказывает» город. Местная власть компенсирует разницу полученной от пассажиров оплатой за проезд и реальной стоимостью транспортной работы.
Недавно Министерство инфраструктуры зарегистрировало законопроект, который частично решает эти вопросы. В нем вводится несколько ключевых формулировок, в первую очередь, это «социально значимые перевозки». Имеются в виду перевозки, которые организуют местные власти с учетом их значимости для города, и которые субсидируются из местных бюджетов в виде компенсации затрат на перевозку льготников и разницы между тарифами и себестоимостью. Такие перевозки могут выполняться как электротранспортом, так и автобусами. При этом весь транспорт на таких перевозках должен быть приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями. Что предполагает обязательное наличие у перевозчиков современного подвижного состава с полностью или частично низким уровнем пола.
Новый законопроект предусматривает, что тарифы на проезд устанавливают местные органы власти. Автор справедливо указывает, что данный законопроект не учитывает предусмотренного законодательством роста минимальной зарплаты, что является важной статьей расходов, однако, по его мнению, этот недостаток может быть устранен при доработке законопроекта в комитетах и в процессе его принятия в первом чтении.
Есть еще ряд недостатков, но в целом А. Вельможко оценивает данный законопроект как тот, который нужно было принимать «еще вчера». «А в случае его принятия с учетом замечаний этот закон даст возможность городам перейти к заказу транспортных услуг, легально ввести наконец-то электронный билет именно как платежную тарифную систему, а не просто как средство безналичного расчета, и на основе этого вдохнуть новую жизнь в муниципальных перевозчиков, а частным перевозчикам создать условия, при которых они должны будут перейти на использование нормальных полноценных городских автобусов — как новых, так и подержанных. Одновременно и частные, и коммунальные перевозчики получат легальную возможность планировать свою работу на несколько лет вперед. Как раз на то время, когда можно купить в кредит или лизинг современный новый подвижной состав — с гарантией, что понесенные расходы «отобьются» и принесут эффект или будут достигнуты заявленные цели.
Пока что, указывает автор, коммунальные перевозчики оказываются в лучших условиях, чем частные. Благодаря поддержке из местных бюджетов, европейским кредитам под городские или государственные гарантии почти во всех городах Украины, и Одесса здесь на лидирующих позициях, активно закупаются современные троллейбусы и трамваи. В частности, в Одессе за средства кредита ЕБРР купили 47 новых троллейбусов и будут покупать по кредитам ЕИБ 14 трамваев и 30 электробусов.
Данный законопроект выгоден многим.
Местным властям — потому что позволяет четко просчитать стоимость транспортных услуг, поставить условия перед перевозчиками, решить транспортные проблемы крупных городов. Пассажирам — поскольку перевозчики, чтобы соответствовать требованиям законодательства, будут вынуждены закупать и ставить на маршруты качественный современный подвижной состав.
Но он не выгоден подавляющему большинству частных перевозчиков, которые кровно заинтересованы в сохранении нынешней ситуации. Почему и пытаются противостоять правительственной инициативе.
Пока что, полагает эксперт, следует ожидать рассмотрения правительственного законопроекта в комитетах Верховной Рады. И если депутаты не пойдут на прямой конфликт с правительством, то законопроект доработают, примут сначала в первом чтении, а затем и во втором. При нормальном режиме работы — этот вопрос можно решить в течение трех-четырех месяцев, до лета. Если в «турборежиме», то за пару месяцев. В этом случае появится шанс на появление комфортного для пассажиров общественного транспорта — и не только в Одессе.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |