В Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоялся брифинг, посвященный недавнему скандалу. Главный режиссер ОНАТОБ Евгений Лавренчук публично связал события 8 декабря прошлого года с руководством театра и лично генеральным директором.
Фабула публичного конфликта такова. Двое неизвестных напали на Евгения Лавренчука в присутствии свидетелей, подбили глаз. А спустя почти три месяца потерпевший поднял волну общественного возмущения в соцсетях и СМИ, представив дело так, будто его жизни угрожает опасность. Не разобравшись, многие столичные журналисты поспешили в ряде публикаций очернить весь коллектив и руководство театра. А ведь десять лет Одесская опера жила без скандалов и интриг именно благодаря мудрости своего руководителя.
— Чтобы выдвигать публичные обвинения, нужно обладать основаниями, но их нет, а есть лишь активная информационная кампания со стороны главного режиссера, — прокомментировала ситуацию гендиректор ОНАТОБ Надежда Бабич.
— Вопрос о нападения относится к компетенции правоохранительных органов, поэтому считаем, что Лавренчук, манипулируя фактами, разжигает вражду и вносит раскол, что негативно влияет на морально-психологический климат в коллективе и лишает возможности сосредоточиться на творческой деятельности, — отметил главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич.
Вячеслав Иванович также заявил, что с самого начала подвергал сомнению профессионализм главрежа, кандидатуру которого всячески поддерживала гендиректор. Но за три года стало ясно: быть главным режиссером национального театра Лавренчук не готов. Кто его избил (а такое происходит не в первый раз, и летом прошлого года он получал материальную помощь от театра на лечение, о чем позаботилась опять-таки Надежда Матвеевна) — мы, скорее всего, не узнаем никогда, и куда более серьезные преступления остаются нераскрытыми. Допрос Лавренчука с пристрастием поставил бы все на свои места, но кто этим будет заниматься...
В театре состоялось общее собрание коллектива, на которое пришли 500 человек из 650 работников Одесской оперы. Коллектив выразил доверие Надежде Бабич, а вот Евгению Лавренчуку — совсем наоборот. Евгений за три года работы поставил один спектакль, и то, как выяснилось, дотянуть «Травиату» до должного уровня удалось благодаря самоотверженной работе всех цехов — многое постановщик не предусмотрел. Это первая поставленная Лавренчуком опера, и Надежда Матвеевна считала своим долгом поддержать молодой талант, не предполагая, чем он ей отплатит. Есть и такой момент: в стенах нашей оперы не принято грязно браниться, но Лавренчук питает патологическое пристрастие к матерной брани, и неважно, в чьем присутствии. Особенно было неудобно перед детскими коллективами, занятыми в некоторых постановках, рассказал глава профсоюза, заслуженный артист Украины Анатолий Пастухов. Может, разнузданность в обращении с каким-то своим ближним кругом привела Евгения к неприятностям вроде сломанного (летом) носа и подбитого (зимой) глаза?
Очередной пост в социальных сетях как раз в день брифинга Лавренчук сочинил, «сняв» подозрения с Надежды Матвеевны и пообещав в скором времени назвать «три других имени из ее окружения» в качестве «подозреваемых».
— После того, как вся страна узнала о моей «причастности», оказалось, что он ко мне претензий не имеет, — заявила Надежда Бабич. — Это какой-то оперный триллер. Вдобавок одна общественная организация выдвинула «Травиату» на Шевченковскую премию, и мы с удивлением узнали, будто спектакль уже заангажирован в качестве гастрольного на тур в Нидерландах. В то время как у нас есть договоренность с импресарио из Нидерландов, и «Травиата» там не фигурировала. Я пыталась предоставить возможность на основе гражданско-правового договора поставить оперу «Запорожец за Дунаем», но он отказался. Посчитал это «ловушкой» для себя. Учитывая просчеты при подготовке «Травиаты», я бы потребовала от него макета декораций, обоснованной режиссерской концепции. Видимо, так работать он не готов. Более того, Евгений дважды писал заявление о том, что хочет прервать трудовые отношения с театром на постоянной основе. Логика напрочь отсутствует, видимо, она другая и состоит в том, чтобы опорочить и развалить сделанное театром.
15 марта у Лавренчука заканчивается контракт с ОНАТОБ, и гендиректор, пользуясь своими полномочиями, не намерена его продлевать. Обязать или принудить к этому никто руководителя не может. Контрактная система, давно уже применяемая в Европе, имеет свою этику. Закончился срок контракта, не продлевают его тебе — ты вежливо прощаешься, благодаришь за полученный опыт и строишь дальше свою карьеру в другом месте. Не устраивают скандалов и истерик, не предъявляют обвинений.
Евгений Лавренчук не скрывает, что хотел бы побороться уже за кресло Надежды Матвеевны — что ж, может, это сделать, когда будет объявлен конкурс. Но как он собирается посмотреть в глаза людям, которых опозорил и предал, представив Одесскую оперу этаким разбойничьим гнездом? Сотрудники театра не хотят его, как «невеста не хочет прыщей на голове», говоря словами бабелевского персонажа.
— Я считаю своим долгом выступить в поддержку Надежды Матвеевны, так как она поддерживает нас каждый день на протяжении уже многих лет, — говорит ведущий мастер сцены, солист балета Виктор Томашек. — Пришло время и нам заступиться за нее и не позволить всяким жуликам опорочить имя достойного человека. Слишком много Надежда Матвеевна сделала для театра, чтобы мелкий шарлатан все обнулил!
А тем временем Одесская опера планирует на 17 апреля премьеру оперы Джакомо Пуччини «Богема» в постановке режиссера Жана Франсуа Дхонда (Королевство Нидерланды), запланирована подготовка премьеры оперы «Катерина» по мотивам поэмы Тараса Шевченко на музыку современного украинского композитора Александра Родина, которая создается специально для ОНАТОБ.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |