ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Настало время необщения…
25.03.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 33-34(11023-11024) / Тираж: 10407

Но... есть, что вспомнить хорошее в каждой профессии. В театральной деятельности такой радостью были гастроли. Каждый коллектив ожидал летних гастролей. Для многих это было огромной радостью встреч с новыми зрителями, критиками и коллегами.

Чем ответственнее были гастроли, тем сложнее и качественнее был репертуар. Весь коллектив работал с полным творческим напряжением. Резонанс от гастрольной поездки был очень важен. Если работали в столице, в итоге это приносило артистам и постановочной группе награды и звания, а театру почет.

Администрации театров легко было рассчитать финансовые расходы на проезд, проживание и питание потому, что цены в Советском Союзе всюду были одинаковые. Одесские театры гастролировали в Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Мы заезжали в такие места, в которых никогда больше, наверное, не побывать.

Особенно приятно, когда нас встречали, как самых дорогих и желанных гостей, когда искренне радовались, видя на автобусе табличку «Одесский театр». Одессу любили всегда.

Будучи студентом Одесского театрально-художественного училища, я летом ездил в качестве монтировщика сцены и декоратором с Одесским украинским театром.

Став главным художником, ездил с Одесским театром юного зрителя. Кое-что запомнилось, иногда было весело.

Вспоминается несколько случаев. Одесская область, 1958 год. Играли спектакль на животноводческой ферме. Через какое-то время пошел сильный дождь. Зрители разбежались в укрытия, остался один — председатель колхоза. Он говорит: «Грайте!». Это потому, что колхоз перечислил деньги за спектакль. От дождя костюмы на актерах поприлипали к телу, на декорациях потекла гуашь. Когда председатель совсем промок, он скомандовал: «Не грайте!». Но дождь, как по мановению волшебной палочки, завершился, и мы спектакль доиграли.

Город Кодыма Одесской области, 1958 год. Мы жили в гостинице, выезжали обслуживать ближние села. Я заработал денег и купил себе новые туфли. Мы едем поездом в Котовский район. Вдруг я вспомнил, что забыл свои новые туфли в номере под кроватью.

Подхожу к старшему нашей группы Евгению Карагияру, рассказываю ситуацию. Он выслушал и говорит: «Тебя никто не знает, вышли 10 рублей, напиши, чтобы выслали на мой адрес». Я так и сделал. Осенью мы встретились в Одессе в театре. Он говорит: «На квитанцию и мой паспорт, пойди получи туфли. Он ведущий артист театра, высокого роста, а я серый, бедный студент. Захожу на главпочту, даю паспорт и квитанцию. Две девушки спрашивают: «Что вы должны получить?» Отвечаю: «Туфли из Кодымы». Они протянули мне пакет, смотрят в паспорт и на меня, не очень громко говорят: «На сцене — красавец, а в жизни не на что посмотреть».

Улыбнувшись, я вышел.

Гастроли в Бендерах, Молдавия. 1960 год. Завершив свою работу по подготовке спектакля к показу, я ушел рисовать на базар. Сижу, рисую. Вдруг одна женщина приводит милиционера. Он интересуется — кто я и откуда, зачем рисую? Я показал свое театральное удостоверение, рассказал о гастролях театра, где работаю. Он все понял и говорит: «Когда закончите рисовать, найдите меня и покажите». Конечно, я его не искал.

Вспоминаю и гастроли в Абхазии. В антракте подхожу к Захару — «борзовику» (бюро организации зрителей) и спрашиваю: «Как абхазские дети принимают наши спектакли?». Он подозвал девочку, спрашивает: «Ты из абхазской или из русской школы, как тебе наши спектакли?». Она ответила: «Из абхазской. Красиво и все интересно». Он позвал мальчика и задал тот же вопрос. Мальчик ответил: «Из русской. Нормально».

Ночной выездной спектакль в селе (линорит). 1958 г.Ночной выездной спектакль в селе (линорит). 1958 г.

И вот мы уже работаем в Эстонии, в Таллинне. Я опять подхожу к Захару, задаю тот же вопрос. Он опять подзывает девочку, спрашивает: «Ты из абхазской или из русской школы?».

Мне пришлось вмешаться и напомнить, что мы уже в Эстонии, а не в Абхазии.

Приезжавшие в наш город считали площадку Одесского украинского музыкально-драматического театра самой удобной для работы по размерам сцены, по техническому оснащению, по вместимости зала и потому, что ничего не отвлекало внимание зрителей от главного спектакля.

Гастроли были разные — между республиками, городами, театрами и по обслуживанию сельского населения своей областью.

По селам ездили одной группой, с одним спектаклем. Старались подобрать интересный и любимый спектакль. Не было халтурного отношения к этой благородной миссии. Труженики села реально приобщались к искусству. Артисты переезжали из села в село автобусом, а декорации везли грузовой машиной. Гастроли для театров были глотком свежего воздуха, происходило как бы обновление коллектива.

Актеры возвращались уставшими, но вдохновленными на новый сезон. А технические работники узнавали что-то новое в своей деятельности.

Николай Вылкун. Заслуженный художник Украины, главный художник Одесского ТЮЗа

Автор: Николай Вылкун. Заслуженный художник Украины, главный художник Одесского ТЮЗа


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту