ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Юрий Крук: «Наша задача — сохранять стабильность в регионе. И эту задачу мы выполним»
15.04.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 42-43(11032-11033) / Тираж: 10407

Одесский район. Уверен, что многие наши читатели еще не до конца уяснили, что представляет собой новая административно-территориальная единица. Хотя на недавних местных выборах, что прошли в конце октября прошлого года, мы впервые выбирали депутатов Одесского районного совета.

Затем была создана Одесская районная государственная администрация. Чуть больше месяца назад ее возглавил Юрий Юрьевич Крук, об этом газета сообщила в номере за 2 марта.

В той же публикации упоминалось о значительном управленческом опыте руководителя Одесской райгосадминистрации. Напомним, что в свое время Юрий Крук руководил двумя крупнейшими морскими портами страны — «Южный» и «Черноморск», работал заместителем городского головы Черноморска. Был депутатом IV, V, VII созывов Одесского городского совета, осенью прошлого года был избран депутатом Одесского областного совета, сейчас возглавляет постоянную комиссию по вопросам транспортно-коммуникационной инфраструктуры, морехозяйственного комплекса и цифрового развития.

В общем, поводов для встречи было предостаточно. Если кратко, то хотелось узнать о том, какие задачи поставлены перед Одесской районной государственной администрацией, что входит в зону ее ответственности, сформирована ли структура, в чем особенности Одесского района, ну и так далее. Впрочем, интервью началось несколько неожиданно…

— Принято считать, что Одесский район — абсолютно новая административно-территориальная единица, но на самом деле это не так: через два года у нас будут все основания отметить 100-летие района! — подчеркнул глава Одесской райгосадминистрации Юрий Крук. — Удивлены? А ведь это история нашего региона. Одесский район был образован 7 марта 1923 года в составе Одесского округа Одесской губернии на территории ранее существовавших Дальницкой и части Усатовской волостей. Административным центром района была Одесса, но в его состав не входила. Правда, через два года губернии в Украине были упразднены, и Одесский округ перешёл в прямое подчинение Украинской ССР. В состав района тогда входил и особый Ольгиевский немецкий национальный сельсовет. В 30-м году прошлого века Одесский округ был ликвидирован, как и Одесский район. Его территории перешли в прямое подчинение Одесскому городскому совету, а Одесса — в подчинение центральным органам власти республики.

— А что сегодня представляет собой Одесский район? Насколько вы его хорошо знаете?

— Район я знаю хорошо. Но продолжаю с ним знакомиться, так как относительно недавно на его территории были образованы новые объединенные территориальные громады, с которыми сейчас необходимо установить крепкие рабочие отношения.

И, наверное, опять удивлю, если сообщу, что Одесский район — один из самых больших в Украине. Напомню, что новый Одесский район был образован 17 июля 2020 года в рамках административно-территориальной реформы, в его состав вошли города областного значения Одесса, Беляевка, Теплодар, Черноморск, Южный и территории ликвидированных районов: Беляевского, Овидиопольского (кроме Каролино-Бугазской сельской территориальной общины Овидиопольского района, включённой в Белгород-Днестровский район) и Лиманского (кроме Курисовской сельской территориальной общины Лиманского района, включённой в Березовский район).

В состав района входят 22 территориальные громады, из них 5 — городские, 6 — поселковые и 11 — сельские. В Одесском районе проживает 1 миллион 382 тысячи человек. Как видите, масштаб немаленький.

— Какие главные особенности Одесского района? В чем его неповторимость?

— Одесский район — это зеркальное отражение структуры области, это сформировавшаяся десятки лет назад промышленная, аграрная и торговая агломерация. Экономику региона во многом определяет морехозяйственный комплекс. Три крупнейших морских порта Украины создают огромный инвестиционный, транспортный, транзитный и экспортно-импортный потенциал Одесского района. Агросектор — он также определяет экономическую «погоду» в регионе. И заметьте: в структуре обработки грузов в портах сельхозпродукция занимает одну из главных позиций. Таким образом, синергия моря и аграрного бизнеса является определяющей для реализации экономического потенциала Одесского района. Третий «кит» нашего региона — торговля и вся необходимая для ее функционирования инфраструктура. И опять-таки развитие торговли во многом зависит от успешной работы морехозяйственного комплекса, морских портов, в частности.

И, наконец, курортно-рекреационное направление, туризм. Карантин, вызванный пандемией коронавируса, внес свои коррективы в данный сегмент региональной экономики. Украинцы стали гораздо меньше ездить за границу на отдых. Значит, необходимо создавать такие условия, чтобы отечественный турист в массовом порядке ехал к нам, в Одесский район, а не в Турцию, допустим, или в Египет. Что для этого нужно? Создать соответствующую инфраструктуру — а это возможно, если привлечь инвесторов для строительства современных туристических объектов, а также поднять качество оказываемых услуг. Ведь туристический потенциал Одесского района огромный. Прежде всего, это морское побережье от Коблево до Каролино-Бугаза. Это Днестровский лиман и заповедник «Днестровские плавни». Создается Национальный природный парк «Куяльницкий». Есть возможности для повышения туристического потенциала у городов Южный, Черноморск. Какие у нас привлекательные курортные поселки, как Грибовка, Санжейка! Они тоже требуют к себе внимания, так как должны, по моему глубокому убеждению, развиваться не только в дачном формате.

Большой туристический потенциал у Овидиопольской, Беляевской, Маякской, Ясковской ОТГ. И, конечно, у нашей «жемчужины» Одессы.

— Вот мы и подошли к главному вопросу: очертите зону ответственности Одесской районной государственной администрации. Какие главные направления работы?

— Сегодня работа районных государственных администраций сфокусирована на трех основных позициях. Это координация деятельности территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти, обеспечение законности на территории района и осуществление функций исполнительного органа районного совета в рамках тех бюджетных расходов, что проходят через райгосадминистрации. Но на сегодня деятельность РГА регулируется старым законом «О местных государственных администрациях», что был принят еще в 1999 году. Ему на смену должен прийти новый закон, в котором функции и полномочия районных государственных адмиистраций будут расписаны с учетом состоявшейся территориальной реформы.

Ведь что произошло? Территориальные громады получили самостоятельность. Децентрализация принесла в регионы деньги и возможность распоряжаться землей. Чтобы не было перекосов и злоупотреблений, должна эффективно работать государственная вертикаль, необходим действенный контроль, иначе децентрализация может переродиться в «малую федерализацию», небезопасную, как предостерегают некоторые аналитики.

Поэтому областные и районные администрации должны получить соответствующие полномочия. В частности, предполагается, что одной из функций РДА будет именно функция общего надзора, которая ранее была у прокуратуры. Именно предоставление областным и районным государственным администрациям новых полномочий станет логическим завершением территориальной реформы.

В Одесской районной государственной администрации мы уже определились, что данным направлением будет заниматься один из моих заместителей. Это Ярослав Семенович Заворотный, в прошлом работник прокуратуры. В райгосадминистрации будет создан мощный правовой отдел, который возьмет на себя работу по анализу всех решений, принимаемых громадами и соответствующими советами на предмет соблюдения законодательства и Конституции Украины. Есть обоснованная надежда, что новый закон о районных государственных администрациях депутаты Верховной Рады примут до ухода на летние каникулы.

— Получается, что, по сути, районные государственные администрации превратятся в префектуры, о которых в последнее время идет оживленная законодательная дискуссия?

— Дело не в названии, поверьте. Главное — функционал обновленного органа власти. О новых полномочиях районной государственной администрации мы уже сказали — ждем принятия соответствующего закона. Второй важный момент — бюджет района. Ведь как такового бюджета у Одесского района пока нет. Те 37,8 миллиона гривен, что 2 апреля на сессии районного совета распределялись, — это остатки бюджетных средств из бюджета прошлого года. И если финансирование РГА предусмотрено по защищенным статьям из государственного бюджета, то нормативная база, принятия которой мы ждем, определит источники формирования бюджета района в части реализации соответствующих программ социально-экономического и культурного развития.

Наличие средств позволит районной власти реализовывать намеченные программы не декларативно, а действенно, подкрепляя реальным финансированием. Если этого не произойдет, то районные государственные администрации будут иметь только контрольно-надзорные функции. Это действительно функции префектов. Но для превращения РГА в префектуры нужно вносить изменения в Конституцию Украины. Возможно ли по этому вопросу собрать в парламенте необходимые 300 голосов? Действительно, вопрос. Более того, считаю, что это не так важно, так как внимание нужно акцентировать не столько на названии органа, сколько на функционале.

— Сформирована ли структура Одесской районной государственной администрации, насколько она оптимальна, есть ли кадровый голод?

— Что сделано за месяц с небольшим? Прежде всего, пройдена вся процедура регистрации райгосадминистрации как юридического лица — органа публичной власти. Как отдельные юрлица зарегистрированы финуправление, управление социальной защиты населения, служба по делам детей, архив. Утверждена структура, назначены заместители головы РГА. Занимаемся оргвопросами. По штату в Одесской райгосадминистрации — 181 человек. Им надо выделить помещения для работы, оснастить рабочие места. Ну и самый главный вопрос — районная государственная администрация будет по-настоящему дееспособным органом власти тогда, когда там будут трудиться профессионалы. Однако те заработные платы, что предусмотрены в штатном расписании, существенно усложняют набор кадров. По моему глубокому убеждению, люди, пришедшие на государственную службу, должны получать достойное вознаграждение за свой нелегкий, поверьте, труд. Поэтому вопрос материального обеспечения также стоит передо мной, как перед главой Одесской РГА. На сессии районного совета, что прошла 2 апреля, была принята программа взаимодействия между райсоветом и райгосадминистрацией, где, в том числе, предусмотрено дополнительное стимулирование работников Одесской РГА

И вот на фоне бесконечного числа организационных вопросов мы выполняем всю необходимую текущую работу: занимаемся передачей основных фондов с баланса ликвидируемых Лиманской, Беляевской и Овидиопольской райгосадминистраций на баланс Одесской РГА, проводим аналитическую работу и выполняем те задачи, что ставятся на селекторных совещаниях с участием Офиса Президента Украины, Кабинета Министров, Одесской облгосадминистрации, профильных министерств. В общем, все делаем одновременно — создаем структуру, осуществляем текущую работу.

— Кстати, вы принимали участие в недавнем выездном заседании парламентского комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования. Какие задачи по борьбе с ковидом возложены на Одесскую районную государственную администрацию?

— Мы выполняем те задачи, которые ставятся Президентом, Верховной Радой, Кабинетом Министров перед регионом в целом. На выездном заседании парламентского комитета основной акцент был сделан на развертывании дополнительных койко-мест для заболевших коронавирусом, на обеспечении кислородом. Уже закуплено 496 кислородных концентраторов, скоро будет приобретено еще 500. Излишне эмоциональными мне показались выступления общественников. Эмоции понятны. Но надо понимать и то, что простого рецепта, как одолеть ковид, нет. Даже в экономически развитых странах с высоким уровнем медицинского обслуживания населения уровень заболеваемости и смертности от коронавируса выше, чем в Украине. Поэтому надо работать. А для начала искренне поблагодарить врачей, которые трудятся, как на передовой. Также отмечу, что в рамках президентской программы «Большая стройка» выделяются средства на строительство приемных отделений. За каждым руководителем закреплен тот или иной объект.

Ну, и самое главное — при всех усилиях, что прилагает государство для обуздания пандемии ковида, никто не снимал ответственности с граждан, с малого и среднего бизнеса по выполнению несложных, но очень важных профилактических мер. Что же касается вакцинации, то в ближайшее время в наш регион поступят вакцины, и мы рассчитываем, что уровень вакцинации повысится, так как это один из самых эффективных путей борьбы с пандемией.

— Как будет строиться диалог с объединенными территориальными громадами, что находятся на территории Одесского района, в чем вы можете быть помощником ОТГ?

— Диалог будет строиться на основе партнерства и сотрудничества при соблюдении законности и социальной справедливости. Один из примеров — застройка земель территориальных громад, которые граничат с Одессой. Вырастают целые жилые массивы без социальной инфраструктуры. Нет школ, детских садов… Это приводит к тому, что обитатели таких жилых массивов вынуждены пользоваться инфраструктурой Одессы. Это неверная концепция. В этих и многих других вопросах необходимо наводить порядок.

Второй пример — тревожные тенденции в структуре пополнения местных бюджетов. Так, в структуре поступлений от НДФЛ преобладают поступления бюджетной сферы. Это свидетельствует о том, что существенная часть заработных плат реального сектора экономики находится в тени. В этой связи председатель Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий поставил задачу продумать стимулы для бизнеса, способствующие детенизации зарплат.

— Какая судьба ждет масштабные инфраструктурные объекты, которыми вы занимались, будучи вице-мэром Черноморска?

— Проект постройки мостового перехода через Сухой лиман находится в стадии реализации. К Дню независимости Украины объект должен быть сдан в эксплуатацию. Вопрос находится на контроле. Что же касается берегоукрепительных работ, то городской власти необходимо обновить проектно-сметную документацию, актуализировать ее и подать по процедуре, чтобы иметь возможность претендовать на финансирование из резервного фонда государства. Реализация программы берегоукрепления предполагает софинансирование. Это означает, что городские власти Черноморска обязаны проделать определенную работу, чтобы войти в эту программу. В частности, выделить средства из городского бюджета на берегоукрепительные работы. По Черноморску мы также будем помогать в завершении строительства гимназии, реконструкции ДК «Юность», в разработках проектов, строительстве трассы здоровья, реконструкции школьного стадиона, автовокзала и т.д.

— Несмотря на колоссальную нагрузку, вы остаетесь депутатом Одесского областного совета, по-прежнему возглавляете постоянную комиссию по вопросам транспорта, связи и морехозяйственного комплекса. Как удается совмещать две должности? Расскажите, какие решения принимает комиссия, какие проблемы находятся в поле ее зрения?

— Как удается совмещать? Ну, во-первых, законодательством это разрешено. Во-вторых, многие вопросы, которыми занимается постоянная комиссия облсовета, входят в мою зону ответственности, как главы Одесской районной государственной администрации. Так что от подобного совмещения больше пользы. К слову, на очередном заседании постоянной комиссии, что состоялось 31 марта, было рассмотрено 14 вопросов повестки дня. И многие из них напрямую касались жизнедеятельности Одесского района.

— Недавняя сессия Одесского районного совета ознаменовалась скандальной ситуацией, которая продемонстрировала, что консенсуса между депутатами от различных политических сил будет достичь непросто. То, что случилось, — это болезнь роста?

— Я не вхожу в состав депутатского корпуса районного совета и могу выразить сугубо личную точку зрения. По моим наблюдениям, некоторые депутаты использовали информационный повод, чтобы напомнить о себе. Сыграло роль и то, что у большинства депутатов новосозданного районного совета нет опыта в депутатской деятельности. По процедуре запрос в форме депутатского обращения председатель райсовета обязан был поставить на голосование, и депутаты могут голосовать «за» или «против», таким образом выражая свою позицию. Но часть депутатов решила проигнорировать важный вопрос принятия бюджета, зато использовала повод для яркой пиар-акции.

В этой связи хочу обратить внимание: моя задача, как главы Одесской райгосадминистрации, — защищать государственные интересы, независимость, территориальную целостность, суверенитет, не давать повода для политических провокаций. Поэтому будем проводить работу с депутатами, дабы уходить от таких моментов, которые радикализируют общество. Наша задача — сохранить стабильность в регионе. И эту задачу выполним.

Автор: Интервью вел Олег Суслов.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту