ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Украина — мать морских держав
22.04.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 45-46(11035-11036) / Тираж: 10407

Это притом, что наша «нэнька», имевшая мощнейшее Черноморское морское пароходство и крупнейшее на Дунае Украинское (изначально Советское) Дунайское пароходство, из морской державы превратилась в страну у моря. Почему так? Почему мы заботимся о чужих интересах больше, чем о собственных?

Непоследовательность — единственный принцип, которому следует украинская держава. Вот несколько примеров.

Остров Змеиный

Шумим о возвращении в лоно государства украинских земель или хотя бы контроля над ними, но, как говорится, без второго слова отдали соседней Румынии газоносный шельф черноморского острова Змеиный. А ведь за эту сушу и воду заплачено жизнями украинских военных и штатских.

Напомним, что 27 марта 2008 года в 20 километрах от Вилково, что в дельте Дуная, потерпел крушение вертолет Госпогранслужбы Украины, направлявшийся на Змеиный. Из 14 человек, находившихся на борту, включая практически все командование Измаильского погранотряда во главе с полковником Владимиром Кузьменко, погибли 13 человек. Широкой общественности до сих пор ничего не известно о причинах трагедии.

А ей к тому же предшествовала колоссальная работа по обустройству на острове поселка Белый, относящегося к Килийскому району Одесской области, чтобы доказать, что Змеиный — не скала, а обжитой украинский остров. Это давало бы нашей стране право претендовать на расширение исключительной экономической зоны Украины при определении серединной линии для делимитации континентального шельфа.

Но его, газоносный шельф, мы потеряли. Точнее, отдали, ибо тогдашний президент Украины Виктор Ющенко заявил, что заранее согласен с любым решением Гаагского суда по этому вопросу. Решение было в пользу Румынии.

Рени

А десятью годами раньше так же, но без суда, наша страна отдала соседней Молдове 400-метровый отрезок прибрежной полосы на Дунае, выше города Рени. Движение здесь началось в середине 90-х годов, когда стало известно о планах Молдовы построить рядом с некогда мощнейшим отечественным портом на Дунае нефтетерминал.

В Рени уже тогда забили тревогу, предупреждая украинские власти о губительных последствиях такого соседства для Украинского Дунайского региона и всей морехозяйственной отрасли Украины — как в экологическом, так и в социально-экономическом отношениях. Не прислушались, отдали. Получили под боком морскую державу, полноправного члена Дунайской Комиссии.

Получив такого конкурента, Ренийский порт еще больше «нарастил падение» производства. В январе—феврале текущего года грузооборот сократился почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. За первые два месяца в порту переработали лишь 121 тысячу тонн грузов. Это при проектной мощности предприятия в 15 миллионов тонн!

Вместе с портом приходит в упадок и Рени, который всегда обоснованно считался городом-портом. Однако Рени, начиная с мэра Сергея Колевича, всегда отличался и своим креативным, смелым руководством. Нынешний ренийский городской голова Игорь Плехов сдул пыль с, казалось бы, похороненной проблемы и поднял вопрос о Джурджулештах. Его позиция такова. 400-метровый украинский участок берега Дуная был передан Молдове для строительства Джурджулештского порта незаконно. В то время эта земля была частью Ренийского района. Никаких документов о том, что местные власти отказались от участка дунайского берега в пользу соседней республики, найти не удалось. Следовательно, территория молдавского порта остается собственностью ренийской громады, и мэр города намерен добиваться, чтобы молдавский порт хотя бы платил украинскому городу за аренду его земли. Раз уж в Украине децентрализация власти — рассуждает Игорь Плехов и апеллирует к самым высоким государственным инстанциям.

Как, однако, легко Украина расставалась со своими землями, недрами и людьми! И делала это надежно и бесповоротно. Ренийцы — молодцы, но при всем уважении к их принципиальности и решительности, надежды на успех мало.

Измаил

Впрочем, как и у измаильчан, пытающихся отстоять остатки своего Украинского Дунайского пароходства. А происходит вот что. Очередное киевское руководство судоходной компании передает полтысячи единиц речного флота некой частной венгерской фирме.

Именно передает. Безвозмездно и безвозвратно. Так что традиция одаривания соседей по Дунаю государственным, народным добром жива и бесславно продолжается. Общественность, профсоюзы, органы местного самоуправления вяло протестуют, запуская «в верха» бумажные самолетики своих петиций и заявлений. Безрезультатно. Знающие люди говорят, что все давно решено, оформлено документально и передано физически.

Венгрия

Остается утешаться тем, что мы способствуем появлению и укреплению еще одной морской державы! Даром что Венгрия не имеет выхода к морю, но ее амбиции — океанских масштабов. Пока мы раздаем свое побережье и свой флот (а теперь еще и ищем, кому бы сдать в концессию свои порты), маленькая, но гордая центрально-европейская страна развивает свой водный транспорт и создает свой порт на Адриатике. В рамках проекта стоимостью 131 миллион евро Венгрия строит в итальянском Триесте морской порт с подъездными путями. Для этого Венгрия купила у двух итальянских фирм, Teseco и Seastok, территорию в порту — 300-метровой длины отрезок береговой линии и 32-гектарную площадку, которую, как пишет index.hu, венгерские предприятия смогут использовать для своей экспортной деятельности, объём которой, как ожидается, составит 2 миллиона тонн в год.

Венгерское государство наряду с территорией приобрело и концессию на портовые операции (после того, как имеющая концессию итальянская фирма Aquila поступила в 100-процентную собственность Adria Port). Так что у Венгрии снова есть морской порт! — торжествует index.hu, размещая фото из Google Maps территории, на которой он будет расположен.

Венгерское правительство рассчитывает, что порт в итальянском Триесте даст Венгрии выход к морю и будет содействовать азиатскому экспорту страны. «Уже нужно ожидать, что Венгрия будет морской державой», — пишут венгры.

И кто после этого назовет разумной Украину, которая разбрасывается своим богатством в то время, как другие собирают его по крупицам? Хотя, возможно, это и благородно — за свой счет способствовать процветанию соседей, поддаться слабым, чтобы потом просить у них помощи. Украина любит упиваться своим «страдальчеством». Только страдают-то не все…

Автор: Наталья МЕССОЙЛИДИ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту