Три с половиной десятка лет отделяют нас от события, которое поделило жизнь сотен тысяч украинцев на «до» и «после». Катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в 1.23 ночи 26 апреля 1986 года, показала всему миру, насколько зависимым может оказаться человек от физических процессов, насколько зыбки любые наши планы — не только на год или месяц, но и на секунду вперёд…
Знали ли жители молодого и прекрасного города Припять, расположенного в трех километрах от электростанции, что в ночь с 26 апреля, когда случился взрыв на 4 энергоблоке АЭС, начат отсчет их последним суткам в любимом городе? На следующий день – 27 апреля – припятчан в спешном порядке эвакуировали, позволив взять с собой лишь самое необходимое. Им обещали, что через три дня они смогут вернуться домой. Но этого не случилось — ликвидаторы не сумели справиться с тем колоссальным количеством радиации, которая обрушилась на город…
Припять, которой на момент аварии было всего 16 лет, в последующие годы, устав от ожидания возвращения своих жителей, резко постарела, подурнела, её аккуратные улицы беспорядочно позарастали деревьями и кустарниками. В школах и детских садах уже никогда не были слышны детские голоса. Вообще, дети никогда больше не ступят на эту проклятую атомом землю: несмотря на открытие туристических маршрутов в Зоне отчуждения, сюда допускают лишь посетителей старше 16 лет.
Чернобыльская трагедия – это потеря, масштаб которой невозможно будет оценить никогда. Ибо каким мерилом можно определить размер горя и боли людей, утративших в один миг всё, что они имели, всё, о чём мечтали? Чем измерить отчаяние женщин, чьи мужья, не раздумывая, первыми шагнули в огнедышащую пропасть, заслонив в прямом смысле слова человечество от смертельной опасности? Во сколько можно оценить вред, нанесенный здоровью ликвидаторов? Экономический ущерб, вызванный последствиями аварии, подсчитать тоже нереально: ведь это навсегда утраченная инфраструктура городов, полностью эвакуированные 162 села в 30-километровой зоне. А ещё – это сотни тысяч домашних животных, оставленных там и обреченных на верную гибель. Чернобыль — это безграничная боль, незаживающая рана на теле нашей Украины.
Сегодня города и сёла Зоны отчуждения – это место, где время остановилось, и, приезжая сюда, можно ненадолго вернуться в прошлое, увидеть и вспомнить, каким был быт людей в том уже далеком году. Детские игрушки и книжки, газеты и журналы, бытовая и электронная техника, мебель в магазинах – всё это, порядком истлевшее, ещё можно найти там. Но при виде этих вещей нет ностальгии, а всякий раз щемит сердце об утраченном, о невозможности вернуть хотя бы когда-нибудь жизнь на эти мертвые улицы.
В Чернобыле 10 лет назад – к 25-летию трагедии — появился мемориальный комплекс «Звезда Полынь»: огромная фигура Третьего ангела из библейской книги Апокалипсис и 162 таблички с названиями ушедших в небытие названиями населенных пунктов. Ангел взывает к живущим — быть ответственными в своём деле и понимать, что могут быть такие ошибки, цена которых окажется непомерной для человечества.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |