Театр в локдауне подобен зерну, брошенному в землю. Никто его не видит. Но впотьмах что-то прорастает...
ОДЕССКОМУ театру юного зрителя имени Юрия Олеши, как и всем городским театрам, пандемический карантин отсрочил радость от встречи с публикой. Тем приятнее будет собраться, наконец, в семейном кругу. Потому что и театральная труппа — большая семья, и творчество ее ориентировано на семейные ценности, на совместный просмотр спектаклей детьми, подростками и их родителями. Проектов много. Покуда они в работе, расскажем о тех, кто эти замыслы осуществляет.
Для самых маленьких... и, подозреваю, не только для них: народные сказки в современной интерпретации подразумевают неслабое чувство юмора! Львовская писательница и поэт Марта Гурин написала именно такую пьесу и назвала ее «Клубок сказок». В пьесе действуют давно знакомые и любимые детьми персонажи, от жильцов коммунальных «Рукавички» и «Теремка» до Царевны-лягушки. Ставит современную сказку режиссер Ирина Цыпина. Декорации и костюмы придумала львовский сценограф Ася Кравчук.
Творческий послужной лист 38-летней Ирины Цыпиной заслуживает внимания. Она окончила режиссерский факультет Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского по специальности «режиссер театра кукол»; работала в харьковском театре кукол «Птах».
Что весьма интересно в опыте Ирины Цыпиной: с 2008 года она являлась президентом Харьковского областного объединения аниматоров «Птах», одним из важных направлений деятельности которого была творческая работа c детьми с ограниченными возможностями, — в частности, это были воспитанники интернатов для детей с отставанием в развитии, детей-аутистов и интерната для детей с дефектами зрения. Заботилась общественная организация «Птах» и о культурном развитии детей-сирот.
Именно для этих категорий юных зрителей режиссер-педагог Ирина Цыпина поставила спектакли «Ночь перед Рождеством», «Питер Пен», «Белоснежка».
Полный же творческий список Ирины Цыпиной включает кукольные спектакли и постановки на драматической сцене, как для детей, так и для взрослых. Вот с каким материалом она работала: «Призрак замка Кентервиль», «Ангелы так близко»; «Как это делается в Одессе»; «Домовенок Кузя», «По щучьему велению», «Мэри Поппинс», «Алиса»; «Отражение. Шагал». Постановки были осуществлены в театрах Беларуси, Эстонии, Украины; в Шри-Ланке.
С мая 2020 года Ирина Цыпина — режиссер львовского «Первого театра».
А НУ, ПОСОРЕВНУЕМСЯ с Джорджем Оруэллом — при нашей действительности нам что, слабо?! Да мы еще «забьем Мике баки»!
Антиутопию современного украинского автора Ольги Анненко «Present Perfect» ставит в ТЮЗе Полина Коробейник. Сценограф — Елена Штепура.
Украина, год 2073-й. Презентуем общество, в котором всё и вся — сплошной перфект. Люди палец о палец не бьют, потому что всё делают роботы. А о генофонде нации печется некий проект «Возрождение» (гм! гм!.. что, жив курилка?..) — он скрещивает ДНК «пересичного» гражданина с ДНК выдающихся личностей из прошлого...
Сама автор пьесы призналась, что на многие мысли и ходы навел ее материал, почерпнутый в социальных сетях. Ольга Анненко — уроженка Донецкой области, экономист по первому вузовскому диплому, режиссерское образование получила в Киевском университете имени
И. Карпенко-Карого. Ее комедия «Поцелуй Монро» в 2019 году стала лауреатом фестиваля современной пьесы «Амплуа» в Киеве; пьеса «Сумасшедший из дома напротив» была напечатана в журнале «Дніпро» в 2016 году; пьеса «Вероятности» была включена в шорт-лист международного фестиваля «Евродрама» в 2020 году.
Режиссер, педагог и актриса Полина Коробейник окончила Харьковский национальный университет искусств, ей тридцать один год. Ставила спектакли в киевском театре-студии «SPLASH» («Всплеск»). В частности, «Кофе и сигареты» по Дж. Джармушу; «Пищевая цепочка» по собственному сценарию; «Нервы» по А.П. Чехову; «Дом» по С. Довлатову.
О театре, в котором работает Полина Коробейник, в Сети сказано следующее: «Спектакли «SPLASH» были представлены на международных фестивалях в Польше, Германии, Литве, Грузии, Испании, Беларуси, Латвии. Педагоги «SPLASH» проводили обучение студентов африканских стран (в Египте, 2018). В 2017 году стали первыми представителями Украины на одном из старейших театральных фестивалей (существует с 1957 года) «Mondial du theatre» в Монако».
НЕ ЗАБУДЕМ: существует творческий дворик ТЮЗа. И есть надежда, что летом он откроется для артистов и публики.
Запланировано участие Одесского ТЮЗа во всеукраинском фестивале-лаборатории «Украинский театральный детектив — детям». Цель: а) увлекательное авантюрное сценическое действо; б) игровое обучение детей украинскому языку — потому что охота к учебе возникает, когда учиться весело.
Оказалось: вот безобразие — в репертуаре современных украинских театров для детей нет ни одного детектива! Поэтому драматурги и режиссеры Украины приглашены к состязанию: подавайте свои предложения. На украинском языке. По адресам: tuz_odessa@ukr.net; tuz.od.ua@gmail.com; заведующей литературной частью ТЮЗа Лилии Штекель (Фейсбук, Телеграмм, Вайбер к вашим услугам). Срок подачи пьесы: 1 июня — еще не поздно, не пиши в стол!
Хорошее дело — восстановить хороший спектакль, если он по сей день актуален. Таким откровенным, бескомпромиссным воспитательным разговором с подростками и взрослыми был на рубеже миллениума спектакль нашего ТЮЗа «Игры на заднем дворе», поставленный Анатолием Антонюком по одноименной пьесе израильской писательницы Эдны Мазии. Главную роль в том спектакле играла нынешний директор и художественный руководитель ТЮЗа, теперь заслуженная артистка Украины Оксана Бурлай-Питерова. Выросло новое поколение артистов, но тема спектакля не устарела — она, похоже, вечная, как вечны вопросы секса даже там, где его «нет».
На что еще «кладет глаз» руководство ТЮЗа имени Юрия Олеши? Есть амбициозные планы! В них нашлось место «Яме» А. Куприна, «ОБЭЖ» Бранислава Нушича и даже «допотопной», «винтажной» «Поллианне» — бестселлеру прапрабабушек, проливающих умильные слезы в синематографе: роман американской писательницы Элинор Портер, опубликованный в 1913 году и экранизированный в 1920 году режиссером Полом Пауэллом с Мэри Пикфорд, великой «золушкой» Великого Немого в главной роли...
Но уж эти проблемы станем освещать по мере их поступления.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |