Нынешняя весна, помимо очередной короновирусной волны, принесла в Одессу и новую моду. Сейчас буквально на каждом шагу стоят электросамокаты, которыми может воспользоваться практически любой, у кого имеется в наличии банковская карточка. Схема проста: эта самая карточка привязывается к мобильному приложению — и катайся, сколько хочешь, точнее, сколько хватит средств на карточке (оплата за пользование самокатом взимается поминутно). Естественно, что в наибольшей степени новое увлечение коснулось молодых людей, которые лихо гоняют по улицам, демонстрируя свою удаль. Но занятие это вовсе не безопасно; уже произошло несколько аварий, что заставило даже мэра повести речь об опасности нового увлечения и необходимости ввести какие-то ограничения.
«Пора не просто задуматься о роли электросамокатов и прочего персонального транспорта в уличном движении, но и предпринять некие конкретные действия для того, чтобы максимально избежать подобных и других инцидентов. Ведь ситуация, когда человек на электросамокате окажется, например, под колесами грузовика или врежется в стену, или произойдет что-то еще, в том числе с летальным исходом — дело времени. И это время уже наступило» — считает известный журналист и урбанист Александр Вельможко.
Он обращает внимание на некоторые важные моменты.
Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса — это персональный электротранспорт, способный развивать скорость до 20–30 и более километров в час. Однако «водители» этих средств передвижения, как правило, не имеют шлемов и наколенников, которые могли бы защитить их в случае столкновения или падения. И что хуже всего, не имеют навыков езды на подобном транспорте. На массовое увлечение электросамокатами и иже с ними пока еще никак не отреагировали стражи уличного порядка. В действующих правилах дорожного движения (ПДД) использование этих видов транспорта никак не регламентировано, в отличие, скажем, велосипедов. И если не обратить на это внимание, справедливо замечает журналист, то опасность происшествий резко увеличивается. Тем более, что невозможно проконтролировать, в каком состоянии находится «водитель». Даже если он вдребезги пьян или находится под воздействием наркотиков.
Можно, конечно, попытаться запретить движение электросамокатов, но ввиду отсутствия законодательной базы у местных властей нет такой возможности.
Что же реально можно сделать, какие принять меры?
Урбанист справедливо полагает, что навести порядок в использовании таких видов персонального электротранспорта, внести соответствующие изменения в ПДД, должен Центр — Верховная Рада или Кабинет Министров. Причем сделать это как можно быстрее. Тогда и местные власти смогут регулировать это движение вплоть до запрета.
Ничего нового в этой ситуации нет. Европа уже прошла пик увлечения электросамокатами. Во избежание аварий и травм в исторических центрах многих городов (например, в Праге) движение персонального электротранспорта попросту запрещено. «Это мотивировано режимом пешеходной зоны с запретом движения любых моторных транспортных средств. В то же время электросамокатчики имеют возможность использовать велосипедную инфраструктуру — это оправдано схожим скоростным режимом движения с велосипедистами. Особенно жесткими сделали правила совсем недавно в Польше — где пользователи электросамокатов, велосипедов, моноколес, гироскутеров и прочего несут полную ответственность за нарушения правил дорожного движения, вплоть до реальных сроков заключения и высоких штрафов. Также там ограничена скорость электросамокатов до 20 км/час, лимитирована возможность их движения либо по велодорожкам, либо при их отсутствии, по тротуарам — но со скоростью пешеходов».
Будем надеяться, что и в Украине достаточно быстро используют опыт ЕС. И пешеходы на тротуарах не будут шарахаться, видя, как навстречу мчатся возбужденные скоростью подростки.
Таким образом, в Одессе и других городах Украины рано или поздно персональный электротранспорт «загонят в рамки». Надеюсь, что это сделают на основе решения центральных властей на уровне закона или изменения в правилах дорожного движения — по принципу «любые правила лучше, чем их полное отсутствие». Далее у местных властей и полиции появятся легальные механизмы регламентировать движение персонального электротранспорта.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |