О реформе образования размышляет известный одесский педагог Дмитрий ЖДАНОВ.
Согласно новой реформе все школы страны разделят на три уровня: начальная школа (1–4 классы), гимназия (5–9 классы) и лицей (10-11 классы). Лицеи планируют сделать профильными. Идея правильная, так и должно быть. Но...
Первые мысли по этому поводу:
1. Безопасность детей. Я работаю в 82-й школе, возле нас есть школы №№ 63, 72 и 80. Но тем, кто живет в нашем микрорайоне, придется в час пик переходить от одной до трех дорог с очень оживленным движением. Во сколько раз возрастет количество ДТП? Сколько детей будут перебегать дорогу на красный свет, опаздывая в школу?
2. Профильные лицеи — это хорошо. Но неэффективно. Предположим, ребенок хочет идти в физико-математический лицей, а ближайший лицей такого типа будет на поселке Котовского. И как быть? Профильность лицея будет определяться составом учителей. Поэтому лицеев одного профиля может быть много, а другого — мало. Эффективнее было бы развивать профильные классы в школах.
3. Как быть с олимпиадами и Малой Академией наук? МАН — этот конкурс для старшекласников (минимум с девятого класса). Олимпиада по географии начинается только в восьмом классе. Получится так: учитель гимназии готовит будущих учеников лицея, а учителя лицея будут присваивать чужую работу. Нужно продумать этот вопрос.
Кстати, еще одна проблема: большинство олимпиад и научных конкурсов проводятся только для старшеклассников. Средняя школа (5–9 класс) обделена такими возможностями. Результат — старшие классы перегружены конкурсами, а в средней школе их в разы меньше. Начинать нужно именно с пятого класса, а не с 9–10-го.
И еще вопрос: как быть с аттестацией учителей гимназии, если они лишатся возможности выставлять своих учеников на олимпиады и другие конкурсы? Значит, нужно пересмотреть и положение про аттестацию учителей.
4. Реформа предполагает создание интегрированных курсов. Например, интегрированного курса естественных наук. На практике это означает, что в непрофильных классах больше не будет химии, физики, географии, биологии и астрономии. Будет единый интегрированный курс. Идея очень хорошая и здравая. Есть положительный опыт в США и Европе. В нынешней школьной программе межпредметные связи есть только на бумаге, на практике они не работают. Дети получают мозаичную картину мира. Этот курс может стать очень эффективным. Я уже проводил интегрированные уроки географии с элементами астрономии, физики и химии.
Но где взять учителей, которые смогут вести этот курс? Начинать нужно с изменения программы подготовки учителей в вузах. Новую программу в вузах еще не ввели, а реформу уже хотят воплощать в жизнь. Эта реформа предполагает долгую предварительную работу, которую никто не провел. Если начать сейчас, то лет через 10 можно будет переходить к такому курсу. Обсуждается вопрос переподготовки учителей на курсах. Но можно ли за две недели курсов научить химии, физики, биологии, астрономии, географии одновременно? За два года — можно. Но есть ли у учителей столько времени? Учителей не хватает, у многих одесских учителей нагрузка до 30 часов включительно, а это очень много. Да и прожить на зарплату за 18 часов (ставка) невозможно. Выход: повысить зарплату учителям в два раза (чтобы у учителя была всего одна ставка, а не две) и открыть в вузах двухгодичные курсы для учителей, которые будут вести интегрированный курс естественных наук.
От редакции. Предлагаем нашим читателям подключиться к обсуждению данной темы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |