ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Школа 2024: приказано выжить
17.06.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 67-68(11057-11058) / Тираж: 10407

Недавно на своей странице в фейсбук журналистка Антонина Бондарева разместила информацию о том, что произойдет в Ренийской громаде в связи с необходимостью исполнения требований Закона Украины «О полном общем среднем образовании». Он был принят Верховной Радой 16 января 2020 года. И предполагает серьезные изменения как в самой системе образовательных учреждений района, так и в подходах к учебному процессу, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года.

Так, с 1 сентября 2024 года в Ренийской громаде из 13 школ должна остаться только одна 12-летка (лицей), а остальные двенадцать станут 9-летками, гимназиями. Интересно, знают ли родители, что многим из них через три года придется думать, куда переводить детей — в лицей поступят не все, а только те, кому хватит мест. Остальным придется перебираться в учебное заведение в других населенных пунктах или завершать образование на 9 классах. В поисках мест обучения, для начала, придется перебираться туда, где они есть. Скорее всего — в Одессу. Да и созданный в районе лицей может оказаться не той специализации, которая необходима старшекласснику для получения в дальнейшем высшего образования. Так что еще меньше ребят в силу складывающихся обстоятельств смогут после получения образования остаться дома, чтобы трудиться на благо своей малой родины. И эта проблема встанет перед родителями школьников по всей Украине. Да и перед педагогами тоже. Куда идти учителям, которые останутся не у дел в школах, «потерявших» старшие классы? Или их коллегам, работавшим в начальной и средней школе того учебного заведения, где теперь будут учиться только 10—12-классники? Вопросов очень много. И знакомство с текстом нового закона ставит их все больше и больше.

В погоне за лицеем

Новый закон, в связи с тем, что многим школьникам придется перейти на учебу в гимназию, лицей, колледж, находящийся в другом населенном пункте, вводит понятие «пансион». Его надо открывать за счет средств местной громады для обеспечения приезжающих учащихся жильем, питанием, формой. А в нынешних условиях нельзя забывать еще и о безопасности пребывания в пансионе. Появление подобной структуры потребует средств, кадров и оборудования. Местным громадам придется непросто, так как подобные немалые расходы изначально предусмотрены не были. Как и затраты на организацию подвоза школьников к месту учебы и обратно. Тем более, что теперь школьные автобусы станут гораздо дороже: они должны быть специально оборудованы для перевозки детей с нарушением слуха, зрения, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и колясочников. Доставка другим транспортом возможна только при условии, что количество подвозимых учащихся и педагогических работников не превышает 8 человек.

В Законе также идет речь о том, что в населенных пунктах с населением более 50 тысяч человек местные органы власти могут инициировать создание дополнительных лицеев. Решение подобной задачи в нынешних условиях, скорее всего, окажется по силам только очень крупным городам.

Статья 4 «Уровни, сроки и формы получения полного общего среднего образования» закрепляет понятия начального образования (1—4-й классы), базового среднего (5—9-й классы) и профильного (10—12-й классы).

Полное общее среднее образование может быть получено в очной (дневной и вечерней), дистанционной, сетевой, экстернатной, семейной (домашней), патронатной, заочной формах.

В связи с этим возникает главный вопрос: знают ли педагоги, что им придется работать в совершенно иных, чем сейчас, условиях? Для работы с подопечными в разных формах обучения (а это уже совершенно иная нагрузка), необходима способность к высокой степени профессиональной вариативности, которая присуща немногим. И готовят ли будущих учителей ко всем этим новациям в педагогических вузах? Сомневаюсь. Адаптироваться и выживать им придется самостоятельно.

Кроме того, неясно, что такое сетевая форма получения полного общего среднего образования. Да и вообще, насколько четко на законодательном уровне прописаны все вышеперечисленные формы получения образования в школе.

Языком получения полного среднего образования Закон определяет государственный, то есть украинский язык (статья 5). Это касается государственных, коммунальных и корпоративных учебных заведений. Представители национальных меньшинств могут изучать свой родной язык наряду с государственным только в начальной школе. При этом образовательные программы могут предусматривать преподавание одного или нескольких учебных предметов (интегрированных курсов) на английском или другом официальном языке Европейского союза наряду с украинским.

В несколько иное положение Закон ставит частные лицеи, гимназии и колледжи . Если они обеспечивают получение полного среднего образования за счет средств физических и юридических лиц, то могут сами определять язык обучения. Но при этом обязаны обеспечить освоение учащимися государственного языка на уровне утвержденных стандартов.

Данная ситуация обязательно уже в ближайшее время приведет к росту количества частных учебных заведений, где основное время обучения будет идти на родных языках национальных меньшинств.

К сожалению, жесткое закрепление нормы обучения на государственном языке, введенное новым Законом, противоречит ряду зарубежных тенденций. Например, в США пришли к выводу, что люди лучше интегрируются в общество, если начинают обучение на родном языке. Это уже привело к росту в США количества школ, где обучение ведется не на английском, а на родных языках семей маленьких школьников.

Игра, игра, игра…

Статья 10 Закона закрепляет циклы образовательного процесса. На них стоит обратить особое внимание.

Первый цикл начального образования — адаптационно-игровой (1—2-й год обучения), второй цикл начального образования — основной (3—4-й год).

Первый цикл базового среднего образования — адаптационный (5—6-й год), второй цикл базового среднего образования — базовое предметное обучение (7—9-й год).

Первый цикл профильного среднего образования — профильно-адаптационный (10 год), второй цикл профильного среднего образования — профильный (11—12-й год обучения).

Похоже, любимым словом разработчиков Закона является слово «адаптация». Сначала к школе, потом — к изучаемым предметам, потом — к профильной специализации. В общем, одно привыкание. Но непонятно, чему же во всех этих циклах детей собираются учить? Не знаю этого не только я, но и педагоги, с которыми удалось поговорить.

Дело в том, что идею объединить различные предметы в один, в Минобразования начали озвучивать еще в 2017 году. Даже разрабатывали концепцию реформы, по итогу которой предлагалось, например, химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию объединить в дисциплину «Человек и природа», а алгебру и геометрию в один предмет — «Математика». Но пока так и не определились с интегрированными курсами, которые должны прийти на смену отдельным предметам. По ним нет ни учебников, ни методрекомендаций, ни понимания того, как будут расставляться акценты в курсах, основанных на нескольких дисциплинах сразу?

Статья 12 Закона определяет количество учащихся в классе. В начальной школе их может быть не меньше 5 и не больше 24. В средней и старшей школе — не более 30.

Вводится понятие «класс-комплект». «Начальная школа может обеспечивать получение начального образования детьми одного или разного возраста в объединенном классе (классе-комплекте). Образовательный процесс в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями или в любой другой форме, которая является наиболее удобной и целесообразной для обеспечения получения учащимися начального образования, соответствующего государственному стандарту».

Фраза «учителями или в любой другой форме» вызывает сначала недоумение, а потом вопрос: кто учить-то будет, если не учителя? Онлайн консультанты из других учебных заведений? Или дети 1—4-х классов получат методички для самостоятельной работы?

Дальше — еще интереснее. С целью обеспечения надлежащего качества изучения отдельных учебных предметов (интегрированных курсов) класс может быть разделен не больше, чем на 3 группы с количеством учащихся не больше 8 человек. Порядок разделения класса на группы в этом случае определяется…центральным органом исполнительной власти в области науки и образования. При этом для изучения отдельных предметов и интегрированных курсов могут формироваться межклассные группы, в которые входят учащиеся разных классов одного или разных уровней обучения. Но распределение учащихся в межклассные группы почему-то возложено уже не на центральный орган исполнительной власти, а на руководителя учебного заведения. Представляю, сколько жалоб полетит в разные инстанции, когда дойдет до реального создания групп, которым будут заниматься чиновники, не учитывая уровень подготовки детей и их межличностные взаимоотношения. Недооценка подобных моментов может свести на нет усилия самых высококвалифицированных педагогов.

Также вводится понятие «индивидуальной образовательной траектории ученика» (статья 14). Она формируется на основании выбора форм получения общего среднего образования, учебных планов и программ, предметов и интегрированных курсов, последовательности их изучения, темпов усвоения учебного материала.

Получается, что педагогу придется работать с классами, группами в классах, межклассными группами, учащимися, находящимися на инклюзивной форме обучения, а также с учащимися по их индивидуальным образовательным траекториям. Это совершенно разные подходы к работе, огромная нагрузка, нести которую, думаю, согласятся немногие.

Новым Законом вводится ограничительная норма пребывания на посту директора коммунального учебного заведения. Это не более двух сроков подряд по 6 лет, то есть 12 лет. Тем самым уйдут в прошлое времена, когда выпускники, представители двух-трех поколений одной семьи, называли школы по именам директоров.

Кроме того, теперь не обязательно, чтобы директор школы имел высшее педагогическое образование. Достаточно просто высшего. Эксперты прогнозируют: человек, не имеющий педагогического образования, не знающий особенностей каждого детского возраста и более озабоченный своей адаптацией к новой сфере деятельности, чем делами учебного заведения, может наломать много дров в той сложной системе взаимоотношений, которую предлагает новый Закон.

Многие надеются, что принятый Закон все-таки отменят. Уж слишком опасную игру на выживание системы образования он закладывает. Как известно, место разрушенной системы занимает хаос. Допустить его в школах, где обучаются и воспитываются дети, мы не имеем права.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.037
Перейти на повну версію сайту