ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Легендарный «Буревестник»: вымысел и реалии
22.07.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 80-81(11070-11071) / Тираж: 10407

Любимый катер генсека ЦК КПСС со дна акватории Одесского порта помогли поднять натовские военные

На днях в Одессе завершились международные учения «Си Бриз-2021», ставшие самыми масштабными за историю проведения. В ходе «учебных» мероприятий корабли прошли свыше 13 тысяч миль, пилоты налетали более 80 часов, а водолазы более 330 раз спустились под воду. В водолазном компоненте Sea Breeze участвовали, по словам начальника поисково-спасательной службы ВМС ВС Украины, капитана первого ранга Алексея Нестерова, 52 украинских водолаза и их зарубежные коллеги — из США, Польши, Канады, Латвии и Грузии.

«Затонул в результате ракетного обстрела…»

Именно водолазной группе предстояло довести до конца необычную «спасательную» операцию в Одесском морском порту — поднять раритетный 37-метровый катер бывшего руководителя СССР Леонида Брежнева. Задействованы были в этом украинские и американские специалисты, для чего заокеанские гости разбили — прямо рядом с причальной стенкой гавани, где на дне лежало судно — небольшую базу со специализированным оборудованием.

— У них много инструментов и приспособлений: подводная сварка, барокамера и прочее, — рассказала главстаршина, инструктор Екатерина Никитенко. — Все это коллеги привезли с собой, и это им здорово помогает в работе, которая очень непростая.

Этот комментарий дополняет Алексей Нестеров:

— Когда водолазы с помощью плавучего крана, другого специального оборудования освободят Практическую гавань порта — сегодняшнюю главную базу отечественных ВМС от этого старого судна, военные моряки смогут пользоваться ею полноценно. Пока же более 50 метров причальной стенки попросту недоступны: невозможно маневрировать и швартовать корабли. Это настолько серьезно, что для учений и работы водолазной группы в рамках «Си Бриз-2021» придумали специальную легенду, согласно которой катер якобы затонул в результате ракетного обстрела.

Это только легенда, но в нее почему-то охотно верят многие представители ВМС ВСУ. Во всяком случае, они заранее «похоронили» подводный объект и утверждают, что «его предварительное обследование показало: корпус затонувшего судна находится в очень плохом состоянии, и, даже если его удастся поднять, он вряд ли подлежит восстановлению…».

Катер в полузатопленном состоянии в Практической гавани порта (2016 год)Катер в полузатопленном состоянии в Практической гавани порта (2016 год)

Что же это за «объект», и кто вселил в моряков уверенность в его дальнейшей полной непригодности? Как оказалось, речь — о некогда боевой единице военного флота, а затем — любимой яхте генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Роскошное прогулочное судно партийной верхушки пошло ко дну после многих лет стоянки без эксплуатации.

Теплоход «Буревестник» был построен в 1961 году на судоверфи завода № 5 Минсудпрома в Ленинграде как корабль связи для советского Военно-морского флота. Это был модернизированный спецпроект 360, его строительный номер 1202. По словам военного историка Виктора Томина, «Буревестник», длина корпуса которого составляет более 37 метров, а водоизмещение — около 150 тонн, обладал отличными техническими характеристиками. Два дизеля типа «Звезда» по 3300 лошадиных сил каждый позволяли ему развивать скорость около 36 узлов (порядка 70 километров в час). На корабле была установлена одна из самых надежных в то время радиостанций — «Рейд-1», система кондиционирования воздуха.

Внутренние помещения и главную палубу оборудовали мебелью из ценных пород дерева, а на стене десятиместной кают-компании (при численности команды-обслуги в 14 человек, во главе с капитаном первого ранга, и возможностью комфортного размещения еще до десятка пассажиров) красовалось инкрустированное орехом панно на космическую тематику. Сработано оно было за год до полета Юрия Гагарина. Позднее в районе верхней прогулочной палубы оборудовали еще один салон и солярий, а затем судно переделали «для нужд» VIP-персон.

— Катер стал очень неплохой, можно сказать, престижной яхтой, — говорит нынешний судовладелец, он же — капитан-директор благотворительной организации «Фонд золотой истории и возрождения флота Черного моря «Буревестник» Валерий Ильенков. — Поверьте, высшие руководители Советского Союза знали толк в хорошем отдыхе и не упускали возможности прокатиться с комфортом по морю. Именно на «Буревестнике» любил ходить — и часто это делал — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Собственно, не удивительно, если принять во внимание, что сработана эта яхта из добротного, экологически чистого материала.

«Буревестник» прослужил почти три десятилетия. В начале 1990-х государство сочло нецелесообразным тратить деньги на эту прогулочную яхту. В 1995 году ее, уже списанную с «основного места работы», купил некий одесский бизнесмен, перегнал из Крыма в Одессу, но вернуть в рабочее состояние не смог и был вынужден перепродать. Приобрел ее В. Ильенков, тогдашний глава судоходной компании, который организовал вышеупомянутую благотворительную организацию — «Буревестник». Он пытался создать на борту катера музей истории флота специального назначения, однако новое (с мая 2015 года) командование Западной военно-морской базы не сочло нужным допускать активистов фонда на «Буревестник».

С тех пор «корабль-памятник» гнил на приколе в Практической гавани, оставаясь беззащитным перед вандалами. Ряд раритетных экспонатов с него успели передать в ялтинский Музей истории флота, а вот остальные...

«Разворованный склад перед ревизией поджигают, изуродованный катер — проще затопить»

— За это время «Буревестник» не раз пытались уничтожить, — утверждает Валерий Николаевич. — На теплоходе взламывали замки, разворовали судовые системы, оборудование, испортили интерьеры внутренних помещений. Вынесли все самое ценное, включая посуду и элементы меблировки салонов. Об этом сообщалось в обращениях активистов и историков к командованию ВМС Украины. Реакция отсутствовала, безобразия продолжались. Дошло до того, что экипаж «Буревестника», да и меня самого перестали пускать на борт раритетного судна, хотя оно принадлежит и является собственностью нашей благотворительной организации. Тем не менее, когда в 2014 году, в канун Дня независимости, мне позвонили и попросили разрешить использовать антенну с катера — для обеспечения связи на предстоявшем параде ВМС, я дал добро. Антенну демонтировали и установили на катер «Скадовск», однако потом так и не вернули…Затем по распоряжению тогдашнего командующего Западной военно-морской базы ВМС ВС Украины А. Доскато катер переместили, установив у другого причала. В ходе отбуксировки и швартовки корпус судна несколько раз «поцеловал» причал. «Буревестник» дал небольшую течь. Однако причина затопления — не в этом. Ведь корабль имеет девять отсеков, снабженных водонепроницаемыми дверьми, и даже при полном затоплении трех из них сохраняет свои мореходные качества. Система откачки была во всех отсеках и при необходимости удаляла до 20 тонн забортной воды в час. А вот медные трубы — основу системы откачки воды — попросту украли. Естественно, удержаться на плаву при такой ситуации катер не мог: и 8 января 2016 года около двух часов ночи он затонул.

Леонид Брежнев на борту любимого катераЛеонид Брежнев на борту любимого катера

Со слов военных моряков, они видели, что судно тонет, даже привели в готовность аварийно-спасательную партию, но задействовать ее не успели. Катер ушел на дно буквально за пять минут. Официально же сообщалось, что катер не входил в состав Военно-Морских сил, и ответственность за него там не несли, хотя и пытались спасти. Ильенков категорически отклоняет рассуждения о том, что корабль, дескать, старый и его корпус сгнил.

— Замечу, что срок службы древесины для яхт составляет порядка 90 лет, — констатирует капитан-директор. — Борта корпуса «Буревестника» сработаны из двух слоев высококлассной древесины, толщина каждой доски — 16 миллиметров. Для полной водонепроницаемости между ними проложен пропитанный специальной мастикой слой ткани. Потому утверждать, что катер «сам ушел под воду», может только человек абсолютно некомпетентный либо пытающийся замести следы преступления.

Ильенков возмущен произошедшим ЧП, он убежден: сделано это намеренно. Сейчас же, по его мнению, «Буревестник» и вовсе стремятся уничтожить, не оставив от него и следа. Потому, дескать, нарочито распространяют (в том числе и в СМИ) дезинформацию о том, что судно, дескать, полностью прогнило, и потому его следует доставать со дна морского «по кускам», которые затем утилизировать.

— Для этого организуют операции по спасению фактически бездарно и нагло затопленного раритетного корабля истории морских погранвойск и Военно-морского флота, — подчеркивает глава фонда «Буревестник». — В момент его затопления в январе 2016 года надо было максимум несколько часов, чтобы судно спасти. Однако тогдашний командир Западной военно-морской базы флота в Одессе Алексей Доскато (ныне — замкомандующего ВМС ВСУ — Авт.) просто «умыл руки». Несмотря на мои конкретные предложения о помощи, он палец о палец не ударил. Напротив, перекрыл доступ на судно. Нынче же необходимо проводить целую аварийно-спасательную операцию, с привлечением заокеанских специалистов. При этом замечу: годами ни у капитана, ни у экипажа «Буревестника» нет доступа к нему.

Заметим, в апреле 2016 года «Буревестник», вроде бы, пытались поднять при помощи самого большого украинского несамоходного плавкрана — Захарий LK-600, грузоподъемностью 680 тонн, но безуспешно. Судно кое-как зацепили 10-миллиметровым тросом, оторвали его от грунта, но трос лопнул, и катер снова ушел под воду. Поначалу — наполовину, затем его просто перетащили на мелководье, где и оставили, с выступающей из воды ходовой рубкой. Потому новый, окончательный уход корабля под воду был вполне предсказуем — он лег на грунт черноморского дна. Как выяснилось, на долгих пять лет…

Помнится, тогда, отрицая упреки в бездействии, ссылались на отсутствие необходимого мощного подъемного плавкрана. Странно, но в марте 2016-го Администрации морских портов Украины рапортовала о завершении модернизации на Ильичевском СРЗ мощного самоходного плавкрана «Богатырь».

Июль 2021 года: «Извлекли по частям»Июль 2021 года: «Извлекли по частям»

«На сегодняшний день завершен весь комплекс работ по ремонту и модернизации «Богатыря». В связи с необходимостью составления графика работ, администрация Ильичевского морского порта просит заинтересованные организации заблаговременно подавать заявки на предоставление услуг», — сообщал начальник службы флота администрации порта Олег Почивалов.

«Богатырь» — уникальное сооружение, мощность которого 2000 л.с. С помощью самоходного плавкрана такого класса можно осуществлять перегрузку тяжеловесного оборудования весом до 300 тонн, выполнять судоподъемные и спецмонтажные работы. «Богатырь» может транспортировать на своей палубе 600 тонн груза…Возникает логичный вопрос: почему не был использован потенциал «Богатыря» и не спасен «Буревестник»?

Ильенков убежден: причиной затопления катера стала именно попытка скрыть следы вандализма и резюмирует: «Разворованный склад перед ревизией поджигают, изуродованный катер — проще затопить. За это надлежит отвечать, в соответствии с уголовным кодексом».

Как пояснил руководитель нынешней подъемной операции мастер-дайвер ВМС США Шон МакКоннелл, американские специалисты провели предварительные процедуры по обследованию объекта. Они уверены, что поднимут раритет. Рядом стоит плавкран, но план подъема предусматривает использование специальных понтонов, чтобы «оторвать» судно от дна. По предварительной информации, на подготовительные работы потребуется время, всю операцию планируют завершить уже к 1 августа.

А вот украинский полпред Алексей Нестеров настаивает: даже, если катер удастся поднять целиком, он, по всей вероятности, восстановлению не подлежит, так как пять лет под водой — это приговор для деревянного судна.

Престижная яхта для VIP-персон, или О чем умалчивает история

Как оказалось, «Буревестник» изначально проектировали как судно представительского класса. Официально оно значилось пограничным сторожевым кораблем специальной службы. Однако эксперты в области морского флота констатируют: в 1960-е годы корпуса таких кораблей уже не изготавливали из дерева. Здесь же он набран по «поперечной системе» из пяти видов отборных древесных пород. Шпангоуты, бимсы, стойки переборок — из дуба; днище, борта, надстройка, рубка — сосновые; днище и борта — из лиственницы; переборки, надстройка, рубка — береза; открытые участки палубы — тик. Последний, к слову, специально закупили в Индонезии, у госкомпании Perum Perhutani. Внутренние помещения отделаны самыми современные на тот период времени материалами.

Судно предназначалось для проведения на его борту встреч высшего руководства страны с различными делегациями, переговоров и отдыха, а также для обслуживания командующих флотами. Конструировали его на базе боевых катеров с улучшенными условиями обитания и привлекательным внешним видом. Один из основных критериев — бесшумность хода и отсутствие вибрации корпуса.

В сентябре 1959 года тогдашний Первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев отбыл в США с долгосрочным визитом. Увиденное там несказанно его поразило, особенно факт перемещения по стране президента Америки на салонном вертолете HUS-1Z Seahorse и скоростных катерах. Потому по личному указанию первого руководителя СССР судостроительному и проектно-конструкторскому бюро ЦКБ-5 было выдано техническое задание на разработку проекта правительственной яхты (проект 360, класс «М»). Оговаривались также автономность плавания — не более трех суток, дальность — 460 морских миль, удаление от берега: до 100 миль при допустимом волнении моря в 5 баллов.

Главным конструктором проекта стал известный военный инженер-кораблестроитель и создатель скоростных торпедных катеров Павел Гойнкис. Именно по этому проекту на Приморском судостроительном заводе в период с 1960-го по 1963 год были построены в спецкомплектации 4 катера, три из которых предназначались для базирования на Кавказе и в Крыму. На территории баз пограничных катеров КГБ СССР, с последующим использованием руководством страны при их летнем отдыхе на государственных дачах.

По свидетельству бывших офицеров — ветеранов дивизиона катеров Сочинского погранотряда, с 1961 года, белоснежный «Буревестник» постоянно курсировал с руководством Политбюро ЦК КПСС (в том числе, с Н. Хрущевым). Маршрут — от крымских госдач до Кавказа, причаливая к пирсам в Бочаровом Ручье — летней резиденции первых руководителей СССР, расположенной в одноименной лесопарковой долине в микрорайоне Новый Сочи. Также — к комплексу «Пицунда» и громадному причалу на госдачах высокопоставленных чиновников в Новом Афоне.

«На эти госдачи закрытого типа в Пицунде на катере проекта 360, с 1961 года, возили не только Н. Хрущева, но и практически всех его зарубежных гостей, включая Госсекретаря США Дина Раска, в августе 1963 года, — уточняют ветераны. — Для швартовки этих судов напротив каждой госдачи в Пицунде СМУ-15 построило из железобетонных блоков двухсекционные 30-метровые пирсы.

При этом только два катера из вышеупомянутой «четверки» предназначались исключительно для отдыха руководителей страны. Это — «Буревестник», входивший тогда в состав Потийского погранотряда. Он «зимовал» на базе Очамчира, а к лету переходил поближе к правительственным дачам. Еще — «Стрела», активно обслуживавшая «правительственное» Крымское побережье.

Следующим Vip-пассажиром стал Леонид Брежнев. Как и Никита Хрущев, он любил отдыхать в Крыму на роскошных госдачах «Глициния», «Малая Сосновка» и других. Говорят, Леонид Ильич буквально облюбовал «Буревестник», на котором нередко катался «с ветерком», в компании близких друзей. Да еще мог и «чарочку пригубить», и на ночь остаться на борту скоростного судна.

Быстроходная «Стрела» была списана со «спецбаланса» в 1982 году и еще целых девять лет являлась служебным катером крупнейшего в Союзе Черноморского морского пароходства. На борту этого роскошного судна в разные годы можно было видеть нескольких министров морского флота, начальников пароходств, крупных портов.

«Буревестник» списали в 1995-м, после чего его перегнали в Одессу и ошвартовали в Практической гавани порта. Однако кораблю не было суждено ни стать плавучим музеем, о чем мечтал его новый хозяин, ни просто уцелеть. Через какое-то время, после бессмысленной стоянки у причала, стали появляться объявления о продаже этого судна за 500 тысяч долларов. По свидетельствам экспертов, «эта яхта тогда стоила таких денег».

Когда материал готовился

к печати, стало известно, что «Буревестник» удалось поднять со дна морского, но… по кускам. Обломки, составляющие корпус некогда престижной правительственной яхты, переместили на берег. Все же для дальнейшей их утилизации.

Выяснять криминальную составляющую в изложенной истории с «Буревестником» — дело правоохранителей. Парадокс ситуации в том, что для подъема совсем небольшого судна сегодня Украина вынуждена прибегать к помощи своих заокеанских партнеров. В то время, как в описанный выше советский период в составы пароходств Минморфлота входили специализированные экспедиционные отряды аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСПТР). Они были отлично оснащены мощными буксирами, плавкранами, уникальными приборами и оборудованием, а главное, имелся высококвалифицированный персонал. Потому им под силу было выполнять практически любую операцию по спасению либо подъему терпевших бедствия судов. В том числе очень солидных размеров.

Достаточно вспомнить один из таких подъемов — грузового теплохода «Моздок», столкнувшегося 13 января 1972 года на дальнем рейде Одесского порта с болгарским танкером «Лом». Последний в результате сильного удара взорвался и разлетелся на куски. Советский сухогруз затонул на глубине 23 метра, на расстоянии 2,5 мили от берега, в 4,5 мили от Воронцовского маяка. На его борту находилось 10 тыс. тонн груза, в том числе мешки с ядохимикатами (более тысячи тонн дуста) и свыше 1600 тонн нефтепродуктов (топлива и масла), а его общая масса с учетом самого судна составляла 18 тысяч тонн.

Оперативно развернули работы по извлечению 306 видов разнообразных грузов из трюмов затонувшего судна. Это требовало применения большого числа различных приспособлений, разработки множества непростых технологических процессов. Ведь в неполном перечне грузов были вертолеты, радиоаппаратура, огнеупорный кирпич, гидротурбины, асбест, электродвигатели, бумага в рулонах, реакторы, электропечи, кислородные баллоны, медицинское оборудование, приборы, радиолампы, силовые трансформаторы, кинооборудование, тракторы, автомобили, запчасти, станки и т.д. К работам по выгрузке приступили 26 апреля 1972 года и завершили ее 10 сентября следующего года. Наиболее опасный груз — мешки с ядохимикатами — выгрузили уже после окончательного подъема судна и захоронили в 15 км от Одессы.

Проработали три варианта судоподъема, выбрали наиболее реальный и приступили к работам весной 1973 года. Их проводили, в сложных метеорологических условиях открытого моря, в течение двух лет — в летние месяцы и до поздней осени. Завершающий этап подъема теплохода был начат на рассвете 18 августа 1974 года продувкой носовых понтонов и междудонных отсеков. В тот же день около полудня всплыл нос судна, а в ночь с 18 на 19 августа сняли с грунта и корму. Всплывшее судно немедленно отбуксировали на глубину 14 метров, где 19 августа продолжалась продувка понтонов и начата откачка воды из машинного отделения и комингсов, а затем и из самих трюмов.

20 августа «Моздок» завели в акваторию Одесского порта и отшвартовали на причале № 39. Вот что значит экспедиционный отряд АСПТР, грамотные профессиональные инженерные кадры.

Нынче же, в 2020 году, ржавую баржу типа «Delfi» стаскивали с волнолома на популярном одесском пляже в течение почти года, понадобилось даже личное вмешательство президента Владимира Зеленского. А катер бывшего «главного коммуниста планеты», генсека ЦК КПСС достают со дна морского полпреды «клятых, загнивающих империалистов» — натовцы. Словом, ломать — не строить…

Автор: Александр ЛЕВИТ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту