В Одессе проходил открытый форум «OsvitaOdesa2021». Его работа была организована в 2 этапа: сначала в разных учебных заведениях заседали фокус-группы, на которых обсуждались наиболее актуальные вопросы существования современной школы, а затем на общем собрании подводились итоги.
Главной целью мероприятия было обсуждение изменений, необходимых современной школе, а также обмен опытом по воспитанию конкурентоспособных учеников, которым без труда удастся найти себя в условиях современного информационного общества и европейско ориентированной Украины.
На базе УВК № 13 фокус-группа обсуждала вопрос: «Качественное образование — стандарт нового поколения: опыт, реализация, перспективы». Директор гимназии № 5 Ирина Болгарина предложила поразмышлять, что сегодня всеми участниками образовательного процесса — учащимися, педагогами, родителями понимается под качеством образования? Да, многое решают рейтинги учебного заведения, то, как его учащиеся сдают ВНО, но постепенно все больше внимания уделяется тому, как после окончания школы выпускникам удается применять полученные знания и компетентности. Показатель успешности постепенно становится синонимом качества образования.
Лауреаты конкурса «Вечерней Одессы» «Люди дела» директор лицея № 9 Сергей Копач и директор УВК № 90 им. А. С. Пушкина Сергей Иванов посвятили свои выступления системам оценки качества образования. Сергей Копач говорил о внешней системе. Постепенно все большую роль в этом вопросе начинает играть общественная экспертиза — очень популярный индикатор оценки качества работы учебного заведения за рубежом. Сергей Иванов напомнил, что до конца 2022 года все учебные заведения должны разработать свои внутренние системы оценки качества образования — этакий внутренний аудит.
Выступает Сергей КопачВыступает Сергей Копач
Лицей «Приморский» стал местом работы фокус-группы № 2, на которой обсуждали финансовую самостоятельность учебного заведения. Это очень важный момент с точки зрения оптимизации управленческого процесса и внедрения инновационных технологий, позволяющих делать стиль работы каждого учебного заведения уникальным.
В лицее «Европейский» фокус-группа № 3 сосредоточила свое внимание на обсуждении составляющих школьного питания. От качества питания во многом зависит уровень умственной деятельности школьников, снижение риска развития у них язв желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритов, пиелонефритов, ожирения. Участники фокус-группы анализировали первый опыт организации безглютенового питания в Одессе.
Для обеспечения учащихся 1-4 классов, кто нуждается в особом питании, была проведена процедура закупки безглютенового и безлактозного питания. Она состоялась в Киевском и Малиновском районах, а вот в Суворовском и Приморском не состоялась из-за отсутствия участников. В этих районах торги проведут повторно, чтобы все-таки найти предприятия, которые помогут обеспечить безглютеновым и безлактозным питанием учащихся с особыми потребностями.
Фокус-группа № 4 работала на базе лицея № 81. «Действуй именно сейчас! Парламент старшеклассников города Одессы — орган управления образовательным процессом».
Директор лицея Татьяна Завтур справедливо подчеркнула, что именно в школе должна формироваться активная жизненная позиция взрослеющего человека, раскрываться его способности в общественной жизни.
Если исходить из норм нового Закона Украины о полном общем среднем образовании, то органы самоуправления могут создаваться педагогами, родителями и учащимися. Это совершенно новая практика для отечественных школ. И всем предстоит учиться работать в новых системах координат, где отчитываться придется, в том числе, и перед органами школьного самоуправления — равноправными участниками процесса демократизации учебно-воспитательного процесса. Окажется ли школа готова к этому, покажет время.
В УВК «Гимназия № 2» заседала 5-я фокус-группа «Общественно-активная школа — качественное образование и успешная громада». В ее работе приняли участие представители родительского комитета и общественности города. Речь шла о том, что демократические моменты должны все активнее внедряться в учебный процесс, делая его максимально открытым для обсуждения и оценки.
Форум «OsvitaOdesa-2021» показал, что стремительные изменения, происходящие в мире, оказывают колоссальное влияние и на школу. Так, пока педагоги не могут однозначно ответить на вопрос, приведет ли дистанционное обучение к ухудшению или улучшению знаний их учеников. Но необходимость осваивать дистанционные формы — это жесткая реальность, от которой, учитывая перспективы новых пандемий, пока уйти не удастся. Это очень важный срез существования школы в ХХI веке, к которому, чего греха таить, оказались не готовы и многие педагоги. Им тоже нужно помогать адаптироваться к новым условиям и формам работы. Без такой успешной адаптации говорить об эффективности учебно-воспитательного процесса будет сложно.
В рамках форума не раз звучали вопросы: «Какие знания и компетентности сегодня наиболее важны для учащихся? И какие пригодятся им во взрослой жизни?». Школа действительно находится в поиске новых смыслов и ориентиров подготовки учащихся, чтобы как можно лучше подготовить их ко взрослой жизни.
Тема буллинга — тоже одна из наиболее часто обсуждаемых в последнее время. И здесь есть над чем задуматься. С одной стороны, максимальная открытость современной школы, казалось бы, помогает увидеть перспективу насильственных действий по отношению к тому или иному ребенку на самом начальном этапе. Но, с другой, детский коллектив умеет прекрасно прятать истинные взаимоотношения между группами ребят и отдельными членами коллектива. Поэтому особый вес приобретает работа школьного психолога, способного увидеть то, что не заметят педагоги, родители, сами учащиеся.
Как это ни парадоксально, но учиться сегодня необходимо всем: учащимся, которые задумываются о будущей профессии. Родителям, постепенно привыкающим к роли экспертов в оценке работы школы, куда ходят их дети. И педагогам, которые пока даже не могут предположить, какие новые задачи поставит перед ними жизнь. А то, что эти задачи появятся и могут оказаться посложнее организации дистанционного обучения, — в этом не сомневается сегодня никто. Так что успешной учебы, господа педагоги!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |