В этом номере мы завершаем публикацию беседы с известным фотожурналистом Олегом Владимирским (начало см. «Порто-франко» от 12 и 19 августа). Поводом для встречи стал полувековой юбилей фильма Киры Муратовой «Долгие проводы», в котором наш коллега, тогда еще 16-летний школьник, сыграл главную роль. Она осталась единственной в его биографии. После службы в армии, окончания исторического факультета университета имени Мечникова и нескольких лет поиска своего призвания Олег Владимирский пришел в журналистику...
В поисках ракурса съемки
Джаз-фестиваль.
Сентябрь 2020 г.
— Кира Муратова как-то призналась, что ей так нравится снимать кино, что, когда за это платят деньги, она даже испытывает некоторую неловкость. Эта мысль меня вначале поразила, а потом я понял, насколько она была права. Я получаю такое большое удовольствие от самого процесса фотографирования, что тоже никогда не думаю о гонораре, а думаю только о том, чтобы сделать хороший снимок.
— Кто из коллег был для вас примером?
— Моими первыми наставниками стали, естественно, фотокорреспонденты «Черноморки» Анатолий Александрович Князев и Владимир Мефодиевич Курицын. У них было чему поучиться. Михаил Борисович Рыбак также был для меня во многом примером. Хотя, если совсем по правде, то, с одной стороны, они всегда были готовы помочь, поддержать, посоветовать, но, с другой стороны, особо растить конкурента никто не хотел. Поэтому учился я, в основном, глядя на их работы и делая нужные выводы. Еще я учился на фотожурналах, таких, как «Советское фото», а также польских, немецких, чешских и венгерских, которые можно было иногда купить в киосках. А большей частью ходил в филиал научной библиотеки имени Горького, в отдел иностранной литературы, который находился на нынешней Екатерининской площади, и просматривал там все фотожурналы, какие только были. До сих пор дома у меня лежат стопки вырезок из фотожурналов с понравившимися фото.
— Интересно, а как удается сочетать репортажную и художественную фотографии? Разные жанры, разные задачи, да и стилистика, наверное, разная...
— Не вижу особых трудностей. Дело в том, что газетная фотография, по моему убеждению, не может носить только информационный характер, она должна быть и художественной. Я, по крайней мере, всегда стараюсь делать не просто снимок, а снимать любое событие так, чтобы фотография сама по себе представляла некий эстетический интерес. Поэтому я не делю свои работы на художественные и репортажные. Просто всегда пытаюсь делать интересные снимки. А если они таковыми выходят, думаю, что они тогда и становятся вполне художественными.
— Фоторепортер, как правило, не выбирает героев и события: что-то случилось и это следует отразить. Зато у того, кто делает снимки, так сказать, по велению души, есть любимые темы, сюжеты, герои или героини. А с кем вам больше всего нравится работать?
— С красивыми девушками, конечно! Они всегда наиболее интересны как фотографу. У меня даже одна из выставок так и называлась «Основной инстинкт фотографа».
— Сколько обычно приходится делать снимков, чтобы получился один по-настоящему хороший?
— Это дело случая. Бывает, что уже первый снимок оказывается самым лучшим.
А вот в совсем старые советские времена, которые, правда, я уже не застал, старшие коллеги рассказывали, что был стандарт: «не более трех кадров пленки на один снимок для газеты». Поскольку «цифра» сейчас никак, по сути, не ограничивает количество кадров, которые можно снять, я стараюсь отснять все возможные варианты, которые можно придумать для данного сюжета. Как я уже говорил, фотосъемка для меня — это способ получения удовольствия. И я себя в этом не ограничиваю.
— А что, кроме девушек, вы еще особенно любите фотографировать?
— Очень люблю фотографировать джаз. Когда проходят джазовые фестивали, это самый кайф. Там идет дополнительный драйв от музыки, которую очень люблю, да и от самих музыкантов. Еще очень приятно, что на таких мероприятиях можно как угодно бегать вдоль сцены, и даже порой забираться на нее для того, чтобы найти интересный ракурс.
Также очень люблю фотографировать генеральные репетиции премьер в театре. Публики нет. Никто не мешает. Лазишь, как и где хочешь, в поисках лучшего кадра.
А вот фестиваль классической музыки я перестал любить и даже начал его избегать, так как организаторы постоянно ставят какие-то условия, запреты, не дают нормально работать.
— И что делать, если видишь ракурс, с которого может выйти отличный снимок, а тебе не дают пройти на это место?
— Преодоление всевозможных запретов — постоянная составляющая работы журналиста. Но, с другой стороны, это и добавляет определенный кайф. Как охрана Президента не старалась, а ты все же пролез и сделал классный снимок! Хотя иногда бывает и очень больно. Но меня же никто не заставляет этим заниматься. Сам выбрал! Выучился бы на бухгалтера, сидел бы всю жизнь в теплом и уютном месте, и никаких проблем. Так что жаловаться не на кого и не на что.
— Вот приходит к вам новичок, хочет стать фотографом, просит совета, с чего начинать. Что вы отвечаете в таких случаях?
— У меня всегда один простой ответ: найдите себе дело, которое вам доставляет удовольствие. Других рецептов нет.
Просто смотрите внутрь себя, будьте внимательны и ищите то, что именно в первую очередь вам нравится. И неважно, как это воспринимают окружающие. Найдите свой внутренний кайф от какого-то дела. Освойте его наилучшим образом, только тогда все ваши усилия станут путём к получению удовольствию от работы и все начнет получаться.
— Кроме того, что занимаетесь фотожурналистикой, вы еще и преподаете этот предмет будущим коллегам. Что вас привлекает в преподавании?
— Мне нравится преподавать в силу того, что я говорю о любимом деле. Я рассказываю студентам о том, что люблю, и хочу научить их получать удовольствие от этого дела.
— Есть ли разница между преподаванием в школе и вузе?
— Конечно, и очень большая.
Водные баталии 14 июля 2014 г.
Со школьниками намного сложнее, они неуправляемые, потому что их переполняют эмоции, сдержать которые очень трудно. Самое жуткое мое воспоминание — это когда я вел уроки в 5-6 классах 80-й школы, что на улице Ильфа и Петрова. В каждом классе было по 40 человек, а у меня было шесть таких классов. Мне иногда приходилось орать, стучать указкой, чтобы хоть как-то их контролировать.
А на журфаке все легче и приятнее. И люди постарше, и пришли они сюда сами, чтобы освоить профессию, значит, им должно быть интересно то, что я преподаю.
— У каждого фотографа есть какая-то особо яркая, памятная да просто любимая фотография. Какая у вас?
Жаркое лето в Одессе
— У меня есть очень удачный снимок «Жаркое лето в Одессе». После какого-то мероприятия во Всемирном клубе одесситов, что на Маразлиевской угол Базарной, мы с коллегами вышли покурить, и тут увидели, что прямо на нас идут по улице две шикарные девицы в купальниках, ну я их спонтанно и сфотографировал.
Эту фотографию даже в качестве рекламы брали для Балтийских авиалиний.
— А есть ли такой кадр, который вы не сняли, но очень хотите снять?
— К сожалению, много кадров я ещё не сумел снять. Мне кажется, чтобы не упустить классный кадр, я должен быть более сосредоточенным и более профессиональным. Лучший мой кадр еще впереди!
Беседу вели Анна КАПЛИНСКАЯ и Александр ГАЛЯС.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |