Дом игристых вин SHABO является частью Центра культуры вина
В Украине издавна занимались виноделием. У винодельческих регионов страны — Крыма, Закарпатья, Одесской области — славная многовековая история. В годы советской власти производство вина занимало достойное место в общем объеме продукции пищевой промышленности, правда, главный упор в то время делался на количество, а не на качество. Ну, а 35 лет назад, во время антиалкогольной кампании, отрасль вообще чуть не загубили.
И только в годы независимости Украины виноделие получило возможности для качественного, в соответствии со всеми стандартами цивилизованного рынка, развития. Винодельческая отрасль стала одним из драйверов интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство, а также своеобразным презентером нашего государства, так как словосочетание «украинское вино» за последние несколько лет стало общепризнанным брендом.
Приятно осознавать, что в число флагманов отечественного виноделия, по продукции которых и наш, и иностранный потребитель судит о качестве украинского вина, входит компания SHABO, созданная семьей Иукуридзе. Напомним, что Важа Иукуридзе за свою многогранную деятельность по развитию украинского виноделия недавно был удостоен звания Почетного гражданина Одесской области, а «Вечерняя Одесса» назвала его лауреатом конкурса «Люди дела» в далеком уже 2010 году. Примечательно, что компания SHABO родилась именно в годы независимости Украины, в декабре нынешнего года ей исполнится 18 лет. И вот за неполных два десятилетия проделана колоссальная работа, которая позволяет сегодня называть компанию SHABO гордостью украинского виноделия.
О том, как это было, с чего все начиналось, чего удалось добиться, и каковы перспективы развития, мы попросили рассказать совладельца компании, главного исполнительного директора Гиорги Иукуридзе. И первый вопрос был такой:
Знаменитый фонтан Диониса, символ компании SHABOЗнаменитый фонтан Диониса, символ компании SHABO
— Какую сверхзадачу ставили перед собой основатели SHABO, создавая компанию?
— Двадцать лет назад бренд «украинское вино» только формировался, и многие специалисты не верили, что наша страна сможет делать Великие Вина, — говорит Гиорги Иукуридзе. — Мы хотели доказать обратное, хотели дать украинцам повод гордиться своими винами, которые будут признаны мировым винодельческим сообществом.
Я не хочу сказать, что эта работа завершена. Она продолжается, ведь формирование бренда «украинское вино» и поддержание его репутации требует каждодневных усилий в режиме 24/7. Но есть главное — украинское виноделие движется в правильном направлении. И мне очень приятно, что компания SHABO во многом определяет вектор развития отрасли.
Полным ходом идет уборка урожая, сегодня рабочее место — на виноградникахПолным ходом идет уборка урожая, сегодня рабочее место — на виноградниках
— Вспомните, как все начиналось, как рождалась компания SHABO. Кстати, а почему было выбрано именно Шабо — село на берегу Днестровского лимана?
— Определяющим фактором стал терруар. Изначально было понимание того, что виноградные лозы, которые плодоносят на этих уникальных землях, способны реализовать мечту о производстве Великих Вин. Знали мы и о невероятной истории Шабо, о том, как двести лет тому назад швейцарские колонисты потратили несколько месяцев на дорогу в Бессарабию, преодолели 2,5 тысячи километров для того, чтобы заняться виноделием. Хотя и до швейцарцев в этих краях занимались виноделием, но именно колонисты основали здесь культуру виноделия.
Таким образом, потенциал терруара стал главным фактором, который определил наше решение, когда предприятие советской эпохи — Шабский винзавод — было выставлено на продажу.
— А в каком состоянии был завод?
— К 2003 году предприятие не работало несколько лет, за виноградниками никто не ухаживал. Поэтому фактически нам пришлось начинать с нуля. Но мы были к этому готовы.
У нас 1200 гектаров виноградников, за первые 4 года, начиная с 2003-го, на 900 гектарах были высажены новые саженцы винограда, привезенные из Италии и Франции. В нашем терруаре высажены 20 традиционных европейских сортов, а также сорта «саперави», «ркацители». Растет здесь и уникальный местный сорт «тельти-курук», который появился на наших землях еще при турках-османах. В Шабо самые большие (около 40 гектаров) и самые древние его насаждения. Подобного корнесобственного сорта нет нигде больше в мире. Это действительно визитная карточка не только компании, но и страны. Именно из этого сорта сделано первое и единственное в Украине вино со статусом Контролируемых наименований по происхождению (аналог фр. Appellation d’Origine Controlee).
Также пришлось сразу же заниматься кардинальной реконструкцией предприятия, закупкой и установкой нового, современного оборудования. И формировать команду специалистов, которые разделяли нашу мечту о создании Великих Вин.
— С какими основными трудностями пришлось столкнуться на первом этапе? Был ли момент отчаяния, что, мол, напрасно взялись за все это, ничего не получится?
— Создание компании SHABO — это был вызов. Самый настоящий. А вызов только прибавлял драйва и укреплял веру, что все у нас получится. Может, какие-то решения начального этапа были авантюрными. В частности, своих финансовых возможностей катастрофически не хватало, поэтому приходилось глобально инвестироваться за счет кредитных ресурсов. Но мы верили в потенциал шабской земли, потенциал команды.
Иногда возникали неожиданные проблемы. К примеру, умудренные опытом виноградари поначалу в штыки восприняли новую технологию выращивания урожая, позволяющую за счет контролируемой нагрузки на грозди добиваться максимального качества ягод. Ну, не поднималась у них рука срезать лозу! Долго переучивали, убеждали. Но это уже в далеком прошлом.
Виноградник уходит за горизонтВиноградник уходит за горизонт
— К слову, а много ли осталось в вашей команде специалистов, с которыми вы начинали этот путь 18 лет назад?
— Очень много. И в управленческом аппарате компании, и среди работников завода. Назову нескольких. Сергей Рыдош в 2004 году был рядовым мерчендайзером, представлял компанию SHABO в торговых сетях. Сейчас он — коммерческий директор. Василий Куруч — руководитель нашей агрофирмы. В этом году он принимает 42-й урожай винограда. Юрий Шелехов — исполнительный директор компании, тоже трудится с первого дня.
— А когда вы присоединились к работе компании SHABO?
— Я всегда увлекался виноделием и, безусловно, мечтал продолжить семейное дело. У меня очень понимающий отец: когда мне было лет 13—14, состоялся мужской разговор. И мы договорились, что до 30 лет я могу пробовать себя в различных сферах.
Получил образование политолога-международника в University of Nottingham, в University of Reading (Великобритания), закончил магистратуру Instituto de Empresa (Испания). В свое время прошел винодельческую практику: работал в виноградниках и на винодельне в Domaine de Chevalier, Pessac Leognan (Франция). Знания по энологии и дегустации развивал на юге Франции, в Montpellier. Параллельно в это же время работал в SHABO по участию в международных выставках, развитию экспорта, наращиванию и модернизации производства. Три года вел офис Shabo Georgia и расширял наши виноградники в Грузии. Параллельно успел реализовать себя в направлении международных отношений и политики. Возглавлял проекты гражданского общества при Совете Европы в Страсбурге, после чего перешел на работу в Европарламент (Брюссель) в качестве political advisor. Сегодня являюсь представителем неправительственной организации Atlantic Council (США) в Восточной и Западной Европе.
Вот она, волшебная гроздь, которая подарит Великое ВиноВот она, волшебная гроздь, которая подарит Великое Вино
Но мечту о виноделии никогда не забывал. Ведь чем интересно это занятие? Оно сродни волшебству — каждый год новый урожай винограда, абсолютно другой, чем был годом ранее. Значит, и вино будет совершенно иным. И для того, чтобы оно получилось отменным, радующим не только вкусовые рецепторы, но и душу, приходится прикладывать много усилий сотням людей. Мечта отца, Важи Георгиевича — создавать украинские Великие Вина — стала и моей мечтой. Поэтому, когда пришло время, я присоединился к команде SHABO. С 2019 как главный исполнительный директор активно участвую во всех процессах жизнедеятельности компании — от операционных до стратегических.
— Когда появилась уверенность, что трудности преодолимы?
— Уже через год после запуска компания показала хороший рост, а растущий тренд укрепил доверие банков-партнеров. В нас поверили! В 2009 году был открыт Центр культуры вина SHABO, который начали создавать сразу после основания компании. Данный проект позволил нам заявить еще об одной миссии нашей компании — воспитании культуры потребления вина, восприятии вина как феномена человеческой культуры и продукта питания.
Идея создания Центра культуры вина SHABO принадлежит моим родителям. Этот проект очень дорог нашей семье. Для нас стало большим открытием, что культура вина в Украине существовала тысячи лет. Уже 12 лет Центр позволяет всем желающим открыть богатый мир украинского виноделия. Узнать, увидеть, попробовать на вкус, стать его частью. Украина дала нашей семье возможность реализоваться, а мы взяли на себя миссию — обеспечить право каждого украинца гордиться вином своей страны.
«Компания SHABO своей деятельностью неоднократно давала повод украинцам гордиться своим вином, добывая золотые медали на самых престижных международных выставках и конкурсах. Будем это делать и дальше. Сегодня основная миссия компании — доказать отечественному потребителю, что украинское вино отличное, им стоит гордиться»
Центр культуры вина SHABO был признан «Культурным наследием Европы» и включен в европейскую Карту музеев вина, став, таким образом, туристическим объектом международного уровня.
Ну, и по-настоящему судьбоносным оказался 2011 год, когда компания SHABO приняла участие в международной винодельческой выставке в Германии, в Дюссельдорфе. Называлась она ProWein. Затем мы приняли участие в выставке Vinexpo во французском Бордо. Это был самый настоящий прорыв! Ведь компания SHABO первой из украинских винодельческих предприятий стала участником этих самых престижных международных выставок, где представлены тысячи виноделов со всего мира. Именно на таких, если можно так выразиться, смотринах, участниками которых являются только профессиональные потребители винодельческой продукции, — предприятия-импортеры, рестораны, сомелье и так далее, формируется имидж страны как винодельческой державы. На такие выставки посетители приходят с конкретной целью — увидеть новинки, уловить тенденции рынка. И представляете — об украинском вине сразу заговорили! Мы с гордостью на нашем стенде писали — «Вина Украины». И когда видели непонимающий взгляд, сразу же предлагали бокал вина. И все становилось на свои места. Рассказываю так подробно потому, что я представлял нашу компанию на этих выставках. Вино из Украины стало открытием, оно было объектом внимания как искушенных специалистов, так и требовательных потребителей. Фактически компания SHABO выступила амбассадором виноделия Украины, заложив первый кирпичик в основание фундамента бренда «украинское вино».
Таким образом, от дня основания компании до международного признания продукции прошло всего восемь лет. А за последние пять лет компания SHABO завоевала более 500 наград самых различных международных выставок и конкурсов.
— В каких странах мира можно приобрести ваши вина?
— Сегодня мы системно экспортируемся в 20 стран. Экспорт вообще очень медленный процесс, от переговоров до поставки проходит достаточно много времени. К тому же, очень непросто найти хорошего партнера, который поверит в украинской продукт, его качество и потенциал. Который так же горел бы твоей идеей, как ты сам. Определились с четырьмя основными направлениями экспорта. Китай — там у компании SHABO открыто уже три фирменных магазина. Если раньше в этой стране отдавали предпочтение крепким полусладким винам, то теперь резко вырос интерес к красным сухим. В США очень хорошо продаются премиальные вина, основные потребители — Нью-Йорк и Флорида, в планах открыть рынки Калифорнии и Иллинойса. Достойные результаты продаж показывают страны Скандинавии и Прибалтики. Наконец, наш многолетний постоянный партнер — Казахстан, где в последнее время просто бум на игристые вина SHABO. Ну и, безусловно, развиваем новые экспортные направления. Возвращаемся на рынок Японии, открываем для себя Африку — поставки продукции уже начались в Нигерию, ведем переговоры с Южной Африкой.
Секрет экспортного успеха общеизвестен. Во всем мире люди хотят попробовать что-то новое, они устают от однообразия. И компания SHABO может это предложить. У нас есть несколько поистине уникальных вин. Прежде всего, флагманский автохтонный сорт винограда «тельти-курук». Он есть только в Шабо. Из винограда этого сорта получается очень видовое вино с изумительным вкусовым профилем. Нам понадобилось несколько лет, чтобы добиться нужного качества.
Мы очень вдумчиво работаем над купажами, внимательно прислушиваясь к потребительским ожиданиям, и творчески подходим к традициям виноделия. Так, в 2013 году мы создали очень интересный купаж, который составили в равных пропорциях «каберне» и «совиньон» из украинских виноградников и «саперави» наших виноградников, что расположены в Грузии. Получилось изумительное вино! Этот купажный тренд уже подхватили многие наши коллеги-виноделы.
Также компания SHABO приступила к производству натуральных полусладких вин. Это линейка по технологии киндзмараули, когда холодом останавливается процесс брожения, и в вине остается натуральная сахарность самой виноградной ягоды. Технология сложная, дорогая. В прошлом году мы сделали тестовый эксперимент, всего 5 тысяч бутылок вина. И их за месяц расхватали! Работу в этом направлении продолжаем.
Хочу быть правильно понятым. Мировой рынок потребления вина очень живой, он находится в постоянном движении. При этом одни клиенты ждут новых купажей, с восторгом встречают каждую новинку, а другие хотят видеть на своем столе понятную классику. Поэтому в своей работе компания SHABO старается учитывать вкусы всех категорий потребителей.
— В следующем году исполнится 200 лет с того момента, как в Шабо прибыл первый отряд швейцарских колонистов во главе с Луи-Венсаном Тарданом. Как идет подготовка к этой знаменательной дате?
— Наверное, детали раскрывать не буду. О том, как собираемся отмечать 200-летие этого события, поговорим чуть позже отдельно. Замечу, что часть проектов мы начали давно, когда приглашали потомков швейцарских колонистов на празднование 190-летия экспедиции Луи-Венсана Тардана в Шабо. Признаюсь, тогда, десять лет назад, швейцарцев пришлось буквально уговаривать. Откровенно — немного побаивались наши иностранные гости. И все же тогда в Шабо прибыла делегация из 50 человек — члены правительства кантона Во, меценаты, потомки переселенцев. Прибыли — и искренне удивились. Были впечатлены и самим производством вина, и качеством вина, и комплексом Центра культуры вина. Мы восстановили швейцарское кладбище, привели в порядок архивы.
— К слову, как за эти годы, что трудится компания SHABO, изменилось село?
— Перемен за 18 лет произошло много, это видно невооруженным глазом. Компания SHABO исповедует принципы социальной ответственности бизнеса. Поэтому постоянно занимаемся благоустройством села. Построили дороги, провели уличное освещение, вокруг Шабо высадили 5 тысяч деревьев. Помогаем школе, занимаемся благотворительностью. Компания зарегистрирована в Шабо, а это означает, что налог от доходов физических лиц поступает в бюджет территориальной громады. Ну, и самое главное изменение — в село стали возвращаться жители, которые ранее уехали в город в поисках работы.
— Завершая беседу, наверное, логично будет вернуться к теме, с которой началось наше общение, — о бренде «украинское вино». Почему работа над его формированием не завершена? Какие существуют препятствия?
— Сегодня самый главный вызов — обывательский стереотип. Ведь что получается? Украинские вина все активнее получают признание за границей, завоевывая потребительские рынки чужих стран, а отечественный потребитель в свой национальный продукт пока до конца не верит. Согласитесь, парадокс какой-то. Как изменить ситуацию? Компания SHABO своей деятельностью неоднократно давала повод украинцам гордиться своим вином, добывая золотые медали на самых престижных международных выставках и конкурсах. Будем это делать и дальше.
Сегодня основная миссия компании — доказать отечественному потребителю, что украинское вино отличное, им стоит гордиться. Необходимо сломать все отжившие стереотипы, перечеркнуть негативные ассоциации. Надо, как сейчас говорят, перезапуститься, наполнить бренд «украинское вино» абсолютно иным смыслом, который не тянет за собой шлейф негатива и обывательских мифов. Понятно, что работа по завоеванию доверия — не быстрая. Но компания SHABO готова заниматься реализацией своей миссии ровно столько, сколько нужно для того, чтобы украинцы поверили в свои возможности быть в числе ведущих мировых винодельческих держав.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |