ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Валентин Симоненко: «Время успешного строительства новой Украины не за горами»
16.09.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 103-104(11093-11094) / Тираж: 10407

Два месяца назад, когда газета праздновала свой очередной день рождения и награждала новых лауреатов конкурса «Люди дела», удалось договориться о большом интервью с Валентином Константиновичем Симоненко (отчет о празднике опубликован в номере за 8 июля).

Тему беседы, как всегда, подсказали читатели газеты. Их интересовало, что думает Герой Украины, Почетный гражданин Одессы и многолетний мэр города, доктор экономических наук, заслуженный экономист Украины, член-корреспондент НАН Украины и большой друг «Вечерней Одессы» о последних событиях в стране, как оценивает путь, пройденный государством за 30 лет независимости, какие перспективы развития есть у нашего города.

Но жизнь внесла свои коррективы. Встреча для подготовки интервью состоялась только на днях. Как выразился мой собеседник, «река моей жизни все еще находится в турбулентном состоянии». И это здорово! Валентин Константинович по-прежнему в работе, в движении. Тем не менее, обещанное время для общения с «Вечерней Одессой» было найдено. Ну, а начали мы беседу с подведения итогов 30-летия независимости Украины.

— Валентин Константинович, в ваших книгах, где вы подводили итоги каждой прошедшей пятилетки независимости и давали оценку социально-экономического и политического развития страны за истекший период, оптимизма практически нет. Напомню названия этих книг: «От перестройки к руине» (1992-1996 гг.), «Бег на месте» (1997-2001 гг.), «Противостояние» (2002-2006 гг.), «Пятилетка «враздрай» (2007-2011 гг.), «Пятилетка крутого пике» (2012-2016 гг.) и другие. Так вы оптимист или пессимист относительно будущего нашей страны?

— Прежде всего, мне приятно, что вы знакомы с моими книгами. Изложенные в них материалы, выводы и размышления — это результат проведенного причинно-следственного анализа социально-экономических процессов, происходящих в Украине за каждую прожитую пятилетку независимости. Более того, прежде чем рукописи сдавались в печать, они рецензировались знаковыми, общественно признанными авторитетами нашей страны. Это Борис Евгеньевич Патон, Борис Ильич Олейник, Виктор Иванович Суслов, Михаил Борисович Погребинский и другие. Во всех вышеперечисленных вами книгах есть их рецензии в виде вступительных статей.

Что касается конкретного ответа на вопрос «вы оптимист или пессимист?», то вспомним народный афоризм: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». А информации у меня было (да и есть) больше, чем достаточно. Львиную долю лет нашей независимости я проработал в органах государственного управления, около 15 лет возглавлял высший орган финансово-экономического контроля нашей страны — Счетную палату. При этом всегда придерживался принципа — счастье хорошо, а правда лучше.

Все эти моменты в концентрированном виде и определили оценочные критерии социально-экономического положения за прожитые пятилетки независимости и нашли отображение в названии моих книг. Ведь их литературный жанр — научно-публицистический. Они написаны мной для всех небезразличных к судьбе Родины граждан нашей страны.

Не могу судить удачно или неудачно получилось, но судя по многочисленным откликам читателей, достаточно «емко и выпукло».

— Если честно, оптимизма в названии ваших книг не просматривается. Так верите ли вы в светлое будущее Украины?

— Безусловно, верю, и убежден, что время успешного, результативного строительства качественно новой Украины не за горами. И не потому, что вера и надежда, как говорится, умирают последними. Нет. Моя страна имеет громадный внутренний потенциал для своего успешного развития.

По территории и населению (из официальной статистики) Украина — одна из самых больших стран Европы. Две трети территории составляют черноземы, и это самая плодородная почва в мире. Страна, минерально-сырьевая база которой имеет 20 010 различных месторождений. Мы занимаем ведущее место в мире по запасам железной руды (14%), марганца 43% общемировых запасов, угля, титана, циркония, урана, лития и других полезных ископаемых. Разве можно не гордиться такими природными богатствами?

Но это еще не все. Географическое положение и природно-климатические условия жизни, которые являются комфортными и даже уникальными.

И самое главное. Наш человеческий потенциал — главная производительная сила любой экономической системы. Это свободолюбивые, миролюбивые, трудолюбивые, профессиональные и самоорганизующиеся наши люди.

Сегодня, в год тридцатилетия нашей независимости, горько и до боли обидно констатировать, что Украина — беднейшая страна в Европе и находится в серой зоне всех важнейших социально-экономических процессов, происходящих в мире. От финансового и экономического коллапса удерживает одно — уверенное и прогрессирующее сидение на игле непосильных иностранных кредитов и пожертвований. Слава Богу, что сохранилась вера в светлое будущее страны, что не все еще потеряно.

— Безусловно, причины такой трансформации страны не могут не волновать общество, каждого гражданина Украины. О них написано немало, они неоднозначны и противоречивы. Вы, как информированный оптимист, сформулируйте свое виденье причин происходящего. А, точнее, дайте ответ на наши сакраментальные вопросы обсуждаемой темы: «кто виноват?» и «что делать?».

— Прежде всего, нужно четко и осознано понимать, что за годы независимости построено здание нашей государственности — страна Украина. О ней узнали во всех уголках земного шара. Помню, как в 1992 году рассылали по всем посольствам книгу Л.М. Кравчука «Есть такая страна Украина» (на русском языке). Сегодня нас признали практически все страны мира, мы стали равноправными членами многочисленных международных организаций.

Окрыленная таким приемом в мировое сообщество, тогдашняя власть, не выработав и не определив системы четких стратегических целей, не решив как рационально использовать на благо страны и народа громадный экономический, научный, культурный, человеческий потенциал, который нам достался в наследство от Украинской Советской Социалистической республики, по настоятельным рекомендациям и под присмотром иностранных «советников», стала разрушать и дерегулировать все общественные системы государства. Но, прежде всего, экономическую.

Под лозунги и заклинания: «возвращаемся в европейскую семью», «Украина — это Европа», «Запад нам поможет», «Нам все должны», взяв за основу своих действий одну из категорий власти — принуждение всех субъектов общественной системы (экономической, правовой, идеологической), власть предержащие бросили страну в омут так называемых радикальных экономических реформ. При этом направили усилия на слепое копирование чужого опыта, уходя от построения собственного независимого государства к зависимости от более сильного, одновременно направляя свою энергию на обеспечение личного благополучия. Из пятилетки в пятилетку власть становилась и в итоге стала самым прибыльным бизнесом.

В процессе такого государственного строительства власть особое внимание уделяла возведению фасадных стен здания страны. А на строительство фундамента — независимой, эффективной экономики обращали внимания меньше всего.

Был перечеркнут и забыт общемировой постулат государственного строительства — что государство, как факт, является независимым только с независимой, эффективной экономикой.

Как итог и результат такой системы государственного строительства, моя страна Украина сегодня полностью интегрирована во все мировые структуры, но в качестве деградирующего сырьевого придатка. Произошло беспрецедентное расслоение общества на бедных и богатых. Мы самая бедная страна Европы. Центр принятия основных решений, касающихся настоящего и будущего, находится за пределами Украины.

Вот такой, по моему мнению, печальный итог тридцатилетнего строительства здания нашего независимого государства. Здание построено, но стоит оно не на фундаменте динамического социально-экономического развития страны, согласия, благополучия и достоинства, а на зыбком грунте нищеты, бедности, ощущения утраты будущего у подавляющего большинства населения страны.

— Подождите, отвечая на вопрос «кто виноват?», вы употребляете слова «власть предержащие», «властные структуры», «власть». Но в Конституции Украины в статье 5 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Какова была его роль в этом печальном процессе?

— Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить народную мудрость о рыбе, которая портится с головы. Или: «лучшим учителем для народа является поведение руководителей страны». И эта мудрость подтверждается реальными событиями.

Те, кто находится во власти, создали миф о бескомпромиссной войне с коррупцией. По всем каналам демонстрируются хорошо отрепетированные «экспромты» этой борьбы. Вспомните, как надевали наручники на руководителя центральной государственной службы. И не где-нибудь, а на заседании Кабинета Министров. Правда, спустя некоторое время его полностью оправдали.

В итоге, как заверяют все у нас в стране и за рубежом, — в Украине есть тотальная коррупция, а коррупционеров нет.

Общество на такое положение дел реагирует адекватно. Так, согласно социсследованиям, каждый пятый лично давал в ушедшем году взятку для решения определенных вопросов. А 46% опрошенных считают, что коррупция — это механизм, без которого наше общество не может существовать. Эти результаты опроса подтверждаются и цифрами роста теневой экономики. Ее уровень достиг 50% годового ВВП страны.

Именно поэтому народ безмолвствует.

А что касается двух майданов, как волеизъявления народа, то истинная, непредвзятая, честная оценка событий, которые дважды потрясли страну и круто развернули ее в историческом, экономическом, социальном развитии, еще впереди. Ведь общеизвестно, что люди всегда бывают недовольны достигнутым. А обездоленный народ, не имеющий жизненных перспектив к лучшему, всегда является орудием в руках олигархов, которые борются за власть и перераспределение государственных всенародных ресурсов.

— Давайте вернемся к вопросу — так что же делать?

— Ответ на этот судьбоносный для страны вопрос кроется в практической реализации ряда концептуальных положений построения независимого современного государства, основываясь на историческом опыте успешных стран.

Прежде всего, необходимо понять и убедиться, что причина бедственного положения нашей страны не в «ужасном тоталитарном прошлом», не в происках внешних сил и «агрессивного агрессора», не в оказании нам недостаточной материально — финансовой помощи ведущими странами мира в решении наших проблем, и не в вине «попередников».

Основная причина кроется в системе власти, в людях, кто эту власть олицетворяет, ведет страну по пути бесконечных и безрезультатных реформ вместо определения стратегических целей развития и создания механизмов их достижения.

Обществу, остаткам настоящей элиты, бизнес — сообществу надо понять и усвоить, что Украине был навязан не органичный для нее, не отвечающий её истории и ментальности путь развития, который может привести страну к самоликвидации как государства.

Необходимо консенсусом в обществе выработать и утвердить стратегические цели и задачи развития на долгосрочный период. Понять, что членство, вступление в ЕС — это не стратегическая цель, это один из инструментов, средство построения современного государства.

Бесконечно повторяя фразу «Мы идем в ЕС» практически везде во всех своих выступлениях и обращениях, как ежедневно повторяют буддийские монахи свои мантры, власть предержащие отмахиваются от реальных, порой жутких, неотложных проблем, которые нужно решать сегодня.

Необходимо помнить и знать, что в достижении намеченных стратегических целей основной движущей силой является энергия общества, конкретного человека, его пассионарность. Использовать эту энергию можно через заботу о социально — экономическом благополучии конкретного человека, главное — вера в будущее его самого в своей стране, в её развитие.

В Украине за тридцать лет независимости этот процесс происходит с точностью до наоборот. Моя страна — Украина превратилась в страну мигрантов. Если не возражаете, приведу по памяти несколько цифр: на начало 2021 года нас официально было 41,6 млн. человек (это с Донбассом и Луганском (4,1 млн. человек), Крымом (2,3 млн.)), а фактически — 34,9 млн. человек. Для сравнения — в 1991 году нас было 52,1 млн. человек. Но самое неприятное, что средняя продолжительность жизни в нашей стране ниже, чем было в 60-70 годы прошлого столетия. А этот интегрированный в оценке социально — экономического развития показатель важнее, чем ВВП. Это глубочайший демографический кризис.

Но, к счастью, Украина пока еще обладает достаточно мощным интеллектуальным и человеческим потенциалом, остатками былой промышленной мощи, а также весьма выгодным географическим положением. На этой базисной основе надо сделать общество не соучастником, а самым активным участником, движущей силой намеченных преобразований. Именно для этого, для формирования и исполнения стратегии необходимо обобщить все многочисленные предложения госуправленцев, практиков реального производства, невостребованных сегодня властью. Слава Богу, они пока ещё есть.

Власть должна понимать, что парадигма развития страны — это не план мероприятий по решению тех или иных проблем сегодняшнего дня, не строительство дорог или мемориалов, не показательная борьба с коррупцией или выполнение мероприятий, согласованных с ЕС, и даже не процесс децентрализации. Это модель решения проблем, стоящих на пути современного «устойчивого развития» страны на 20-25 лет. Повторюсь, стратегия будущего должна быть нацелена не на выполнение тех или иных соглашений и договоренностей на различных уровнях, даже не на возрождение (время упущено), а на строительство качественно новой Украины на основе её устойчивого развития.

Она, утвержденная стратегия, должна стать ключевым документом, основой деятельности любого правительства, находящегося у власти в период её действия. Центр принятия стратегических решений должен быть в стране, а не за рубежом. Их заказчиком должно быть исключительно государство.

— Валентин Константинович, вы говорите о новой стратегии. Но за годы независимости их было несколько. Правда, об их существования, а тем более об итогах реализации, знали немногие. Не постигнет ли подобная участь и предлагаемую вами стратегию?

— Да, вы правы, за годы независимости стране, обществу было представлено президентами Украины и правительствами 19 программ деятельности правительств, в том числе 6 Стратегических программ развития государства, большая часть которых была утверждена Верховной Радой.

Из года в год оттачивалось мастерство их написания, внешняя привлекательность и отсутствие конкретных целей, задач, конкретных критериев и возможностей судить о проделанной работе.

И, как показывает анализ (об этом я писал в ряде статей), все эти программы и стратегии имели свои отличия, но их объединяет ряд важнейших концептуальных положений: ни в одной не было пунктов об обеспечении выполнения общих и специальных функций госуправления структурами власти, практически все они были продуктами не украинского производства, а коктейлями из положений, рекомендаций, требований иностранных советников, были оторваны от реалий, в которых находится общество.

Итоги реализации всех этих стратегий и программ более чем печальны. Все они бесследно и бесславно канули в Лету.

Этот процесс «творчества» не остановила волна событий, накрывшая нашу страну в 2014 году. Они не стали отрезвляющим душем для власти, не заставили разобраться в причинно — следственных связях между происходящими событиями и проводимой политикой. Власть пошла по линии наименьшего сопротивления и на сложнейшие вопросы, дала однозначный ответ: «Во всех бедах виновен внешний фактор в лице «агрессивного агрессора», породив тем самым практически неразрешимую сегодня проблему. Ее несколько веков назад сформулировал Макиавелли: «Не найдется такого безумца, который предпочел бы иметь соседом не могущественного друга, а еще более могущественного врага». Как видно, Макиавелли ошибался, у нас в стране такие люди нашлись…

В 2015 году была утверждена Стратегия устойчивого развития «Украина-2020», затем Стратегия экономического роста под броским названием «Путь процветания». Основа, базовые принципы, идеология этих так называемых стратегий — неукоснительное выполнение положений подписанного Меморандума между Украиной и МВФ, Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.

Скажите, кто сейчас вспомнит об этом? Никто. Как видите, «стратегии» были, но они разрабатывались не для конкретных действий, а для проформы, для имитации якобы государственного подхода к проводимым реформам, ход реализации которых никем из власти, тем более обществом, не контролировался. О результатах их реализации знали не больше двух-трех десятков функционеров. Такой подход к выработке, принятию и реализации стратегических документов развития государства — прямая дорога к консервации нынешнего состояния страны в качестве деградирующего сырьевого придатка мировой экономики. Путь к поглощению моей страны транснациональными компаниями, путь к самоликвидации собственной независимости.

Достижение поставленных стратегических задач и целей, от которых зависит устойчивое социально — экономическое развитие страны, будет невозможно без создания и эффективного функционирования системы государственного управления и регулирования. Та, которая у нас сегодня функционирует, находится в эмбрионально — зачаточном состоянии. Она сформировалась не как единая система, а представлена отдельными узлами и агрегатами в виде государственных структур, навязанных нам из вне иностранными кураторами, они не соединены между собой ни функциональными, ни административными, ни производственными связями. Либо попросту скопирована по подобию структур других стран.

Более того, у власти, которая сегодня управляет страной, нет даже понимания, что государственное управление — это системное общественное явление, целенаправленное, организующее воздействие государства на общественные процессы, обеспечивающие динамическое развитие страны.

В демократических и социально — экономически развитых странах мира неотъемлемой составляющей действий власти является постулат: «Без государственного управления и регулирования, помимо управления, вопреки управлению не могут быть решены никакие стратегические цели и проблемы, стоящие перед обществом и страной».

И, пожалуй, самое главное в практической реализации концептуальных положений, которые должны изменить ошибочную траекторию развития страны — это кадры. Кадры органов государственного и муниципального управления. В развитых странах системно и постоянно ведется подготовка кадров для государственного и местного самоуправления в ведущих университетах. Подчеркиваю — в ведущих университетах. Среди них: школа управления им. Джона Ф. Кеннеди в Гарварде, школа Вудро Вильсона — в Принстоне, Ли Куан Ю в Сингапуре и целый ряд других. Действует система подготовки на основе принципа и убеждения, что для управления требуются особые люди — по уровню профессиональной подготовки, практическому опыту работы, школе жизни, авторитету в обществе. Работающих в системе госуправления и самоуправления правомерно считают становым хребтом государства.

Если по этим критериям оценивать кадры государственного управления нашей системы, то её «становой хребет» в сплошных грыжах. Логично и естественно возникает вопрос: «По каким критериям формируется, прежде всего, кадровый состав высшего эшелона власти в Украине?» Анализируя эту проблему, невольно приходишь к заключению, что подбор кадров происходит по резюме — характеристике кандидатов, где есть виза — заключение куратора внешнего управления страной: «характер европейский, предан делу евроинтеграции и Госдепу». Все остальные критерии не в счет. Без визы внешнего куратора, несмотря на требования парламентских фракций, общества никого нельзя ни уволить, ни назначить.

Дополняет эту картину так называемый принцип «квотного формирования» правительства и других органов государственного управления. На практике это означает передачу министерства, ведомства или службы в управление представителям политических партий, вошедших в правящую коалицию. По сути и жизненной практике этот принцип существует, прежде всего, для «кормления партии», по чьей квоте пришли к власти госуправленцы.

На другом уровне управления практика подбора кадров еще более радикальна, хаотична и абсолютно безответственна. Главный критерий — личная преданность. Болезнь усугубляется отсутствием действенной системы в подборе и воспитании кадров всех уровней государственного и муниципального управления. Кадров, которые не разрушают, а решают все вопросы и проблемы на благо страны. И эту систему надо создавать не по предлагаемым лекалам из-за рубежа, не путем слепого копирования систем других стран, даже успешных, а на основе научных разработок и практики. Основа лечения — национальные кадры, знающие и любящие страну.

Надеюсь, что я понятно и доходчиво ответил на вопрос: «что делать?». К сожалению, власти сегодня не до того, она занята полной и поголовной децентрализацией и дерегуляцией как по горизонтали, так и по вертикали. Снимая тем самым с себя ответственность за происходящее в нашей стране.

— Давайте теперь поговорим о децентрализации. Есть мнение ряда авторитетных специалистов, что данная реформа приведет страну в очередной тупик. Вы согласны с этой точкой зрения?

— Уважаемый Олег Станиславович, я с удовольствием отвечу вам на этот и другие вопросы. Но мы беседуем уже 2,5 часа. Давайте встретимся еще раз и поговорим об этих проблемах. Тем более, что они прямо и непосредственно касаются жизни нашего любимого города Одессы.

— Договорились! Встреча через две недели!

Автор: -


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту