Такой основной месседж был у Одесского делового форума, что состоялся в минувшую пятницу. Участвовали в нем лидеры бизнеса нашего города, авторитетные эксперты и ученые с мировым именем, дизайнеры, урбанисты, архитекторы. А привлекло заседание Одесского делового форума интерес тем, что оно было посвящено презентации Бизнес-стратегии Большой Одессы до 2050 года, которую разработали участники Odessa Business Club, заявившие о своей готовности не только генерировать идеи, но и взять на себя ответственность за реализацию амбициозного проекта и коммуникацию между всеми заинтересованными сторонами.
Примечательно, что днем ранее в том же концерт-холле ТЦ «Сады Победы» состоялся Международный инвестиционный форум (Форум 5T), где также обсуждалось будущее нашего города. Однако между двумя событиями есть существенное отличие. Если основными спикерами Форума 5T были представители городской и областной власти, высокопоставленные государственные чиновники и народные депутаты, то Одесский деловой форум стал площадкой для проявления инициативы предпринимателей, неравнодушных к тому, каким будет завтрашний день города.
Тон дискуссии форума задал его модератор, ведущий украинский маркетолог Андрей Федорив. Он пояснил, почему необходимо было разработать Стратегию развития Одессы аж до 2050 года. Прежде всего, в мире сейчас идет соревнование городов. Каждый ищет свою нишу. Есть города для жизни, есть — для работы, для получения образования, для инвестиций, для отдыха в уикенд и так далее. От того, насколько удачным окажется выбор пути развития, зависит дальнейшая судьба и благосостояние города.
— Успех будет заключаться в том, чтобы украинцы бесчисленное количество раз сказали «да» в пользу Одессы в самых разных жизненных ситуациях, — отметил Андрей Федорив.
При этом слепое копирование чужого пути нужного результата не даст. Как заметил модератор Одесского делового форума, стратегия развития города — это, образно говоря, индпошив. Чужой костюм, скорее всего, не подойдет. Поэтому стратегия только тогда становится таковой, когда она не спущена директивой сверху, а является обобщающим документом инициатив тех, кто ее готов воплощать в жизнь. «Для дальнейшего движения вперед необходимо ответить на вопросы: кто мы? для кого мы? зачем мы? куда мы идем?», — подчеркнул Андрей Федорив, добавив, что бизнес-стратегия, кроме того, что должна быть четко сформулированным и понятным всем планом действий, является динамическим, а не статичным документом, требуя постоянной актуализации в соответствии с меняющимися условиями, и гибкости в реализации ее положений.
Вот такая получилась интеллектуальная преамбула к презентации Стратегии развития Одессы до 2050 года. Представляли документ три человека: основатель и главный исполнительный директор Advanter Group, доктор экономических наук, эксперт по формированию стратегий бизнес-прорывов Андрей Длыгач, председатель Odessa Business Club Дмитрий Казавчинский и председатель правления банка «Восток», депутат Одесского городского совета, меценат и благотворитель Вадим Мороховский.
Главной отправной точкой для формирования проекта стало понимание того, что Одесса — это не только и не столько три месяца летнего отдыха на пляже. У города должно появиться современное звучание. В качестве примеров приводились Стамбул, превратившийся за 10 лет в центр технологий и крупнейший транспортный узел. Копенгаген, где появился термин «to Copenhagenise» — приспособление городских пространств для более здоровой и комфортной жизни. Лиссабон, ставший Меккой для проведения всевозможных конференций, симпозиумов, тренингов. Валенсия, выбравшая путь экоразвития. Барселона, сумевшая за последнее время увеличить свой ВВП в четыре (!) раза. Еще один пример из это ряда — Порту. Город уже прошел путь реновации, приведя в порядок фасады зданий, наладив работу городского транспорта, отремонтировав дороги, реконструировав беднейшие районы и наполнив промышленные кварталы новым содержанием.
А что мы можем? Как заметил Андрей Длыгач, Одесса слишком своеобразна и уникальна, чтобы делать ставку на одно направление развития. Поэтому рестарт города должен включать следующие приоритеты: новаторство, развитие креативной индустрии, коммерция, логистика, превращение Одессы в центр культурного притяжения, развитие электротранспорта, поддержка спорта и здорового образа жизни. Правда, не стоит за все браться сразу. Как было позже отмечено в ходе дискуссии, нужно создать пирамиду приоритетов, определив, что нужно сделать сейчас, а что можно сделать позже, сосредоточив все усилия на достижении главной цели.
— Мир стремительно меняется, человеку сегодня, по сути, все равно, где он, в каком городе находится со своим компьютером, — отметил в своем выступлении Вадим Мороховский. — Более того, по статистике, человечество в целом стало работать меньше на 15 процентов, чем работало еще десятилетие назад. Поэтому актуальной становится задача сделать Одессу настолько привлекательной, чтобы ее выбирали и для жизни, и для работы, и для отдыха. А чтобы этого достичь, необходимо стать современным и безопасным городом.
Почему именно сейчас оказался возможным предметный разговор о стратегическом видении Одессы через 10—20—30 лет? Первый фактор назвал Дмитрий Казавчинский. «Бизнес должен не только генерировать прибыль, но и делать социально значимые вещи. Когда предприниматель выходит в уровне ответственности за пределы только бизнеса, это говорит о его зрелости и осознанности. Именно таких людей объединяет Odessa Business Club и будит в них тягу к работе на благо города», — отметил Дмитрий Казавчинский. В общем, одесский бизнес обрел гражданскую ответственность — и это первый фактор.
А Вадим Мороховский добавил два других: устойчивое равновесие и взаимопонимание между городской и областной властью, чего так долго была лишена Одесса, и реформа децентрализации, давшая городам совершенно иные бюджетные возможности и другую ответственность.
Примечательно, как участники Одесского делового форума выразили свое отношение к возможной позиции государства и местной власти к тому, что закладывается в стратегию развития города. Действительно, а вдруг властным структурам предлагаемые преобразования будут не по душе? На этот вопрос последовал следующий ответ: критическая масса идей, генерируемых бизнесом, сделает неизбежным движение вперед. И власти эти перемены придется только принимать, уверены участники Одесского делового форума.
— Вместе с Odessa Business Club мы в Advanter Group много месяцев работали над бизнес-видением и стратегией Одессы, — рассказал Андрей Длыгач. — Мы копали и вглубь, и на 30 лет вперёд. Мы отнеслись критично и к одесской кухне, и к туризму, и к будущему порта, и к фестивалям, и к инфраструктуре, и к сотням различных проектов. Мы согласовали стратегию с векторами Национальной экономической стратегии, собрав в одну команду десятки предпринимателей и экспертов. В Одессе и раньше были предприниматели, которые любят город, мечтают видеть его комфортным, динамичным, европейским городом и вкладывали в это время и собственные деньги. Что-то вышло, что-то не очень, но наверно, не пройдя этот путь, не выкристаллизовалось бы понимание, как двигаться дальше.
Из конкретных примеров грядущего преобразования Одессы упомяну два. Первый — это самый настоящий вызов местному бизнесу. Так, предприниматели вышли с инициативой в Кабинет Министров о проведении в Одессе в 2030 году Всемирной выставки Expo, являющейся символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений. К слову, в этом году она пройдет в Дубаи (ОАЭ). Понимание у Кабмина уже есть, заверил В. Мороховский. И абсолютно неконструктивно говорить о том, что для проведения Expo нет соответствующей инфраструктуры. Закон бизнеса таков: инфраструктуру надо создавать. И когда она появится, сразу находятся люди, готовые ее использовать.
Второй проект — создание культурного пространства на территории завода шампанских вин. Можно было бы построить тут высотки, продолжая уродовать город, заметил Вадим Мороховский. Но это неправильно. Поэтому было принято решение создать на этих 10 тысячах квадратных метров международную резиденцию для художников. Тут будут проходить выставки, сюда переедет Музей современного искусства Одессы, разрабатывается большая образовательная программа, которая позволит привлечь в наш город молодых художников со всего мира.
— У нас нет розовых очков, мы прекрасно понимаем, что предстоит много работы по превращению Одессы в современный мегаполис, который при этом не утратит своей исторической уникальности и своеобразия, — подытожил презентацию один из разработчиков Стратегии развития Большой Одессы до 2050 года, председатель правления банка «Восток» Вадим Мороховский. — Но все перемены мы хотим увидеть, как говорится, при своей жизни.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |