ИА «Контекст Причерноморье»
Одесса  >  Мониторинги
Крах образования — это крах нации
21.09.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 105(11095) / Тираж: 10407

Павел Виктор популяризирует физику и в своих книгах

У входа в Стелленбосский университет в ЮАР (это один из 500 лучших университетов мира) висит следующее сообщение:

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».

Разместил у себя на Facebook это сообщение и наш земляк, преподаватель физики Ришельевского научного лицея, заслуженный учитель Украины, известный видеоблогер Павел Виктор. Он вышел в финал престижной национальной премии для педагогов Global Teacher Ukraine 2021 по версии Global Teacher Prize Ukraine 2021. Павел Андреевич выложил в YouTube свои уроки физики с 7-го по 11 класс. Количество их просмотров перевалило за 43 миллиона, а количество подписчиков канала превысило 800 тысяч. Это прекрасно иллюстрирует тот факт, насколько интересна физика учащимся. Если они видят яркий, интересный урок с большим количеством экспериментов, активно участвующими в решении поставленной задачи учениками, урок, на котором педагог максимально включен во все происходящее и старается донести до учеников тончайшие нюансы физических явлений и процессов, остаться равнодушным невозможно. Физика мультидисциплинарна по своей сути (ведь она рассматривает явления природы как совокупность механических, тепловых, электромагнитных и других явлений, описывая их и языком алгебры, и языком геометрии, порой привлекая сведения из химии и биологии). И если ученик почувствует это, она неизбежно становится одним из самых любимых его предметов.

И, конечно, чтобы сразу видеть, какие предметы даются ребенку лучше, а какие — хуже, нельзя отказываться в младшей школе от оценок. Дети любят соревноваться. Это их естественное состояние. И в учебе, превращенной в занимательную игру, оно проявляется очень ярко. Попытки же «поберечь» детей, не расстраивать их плохими оценками, приведут лишь к тому, что когда оценки все-таки начнут ставить, многие ребята окажутся безнадежно отставшими в освоении многих дисциплин. И время, чтобы исправить ситуацию, ликвидировать пробелы в знаниях, будет уже безвозвратно потеряно.

Павел Андреевич работал преподавателем на физическом факультете ОНУ им. И. И.Мечникова, затем стал педагогом в Ришельевском лицее. То есть на протяжении многих лет он имеет возможность наблюдать, как нескончаемые эксперименты над отечественной системой образования, гордо называемые реформами, в буквальном смысле калечат детей, лишая их возможности развивать свои таланты и на высоком уровне осваивать математику, физику, химию. Нередко дети теряют интерес к точным дисциплинам практически сразу после начала их изучения. Лишнее тому доказательство — 31% выпускников школ, которые в этом году не смогли набрать даже минимума на ВНО по математике.

— Я бы не ставил знак равенства между результатами ВНО по конкретной дисциплине и ее реальными знаниями у учеников, — говорит Павел Виктор. — Введение ВНО позволило исключить коррупционные моменты, связанные со сдачей экзаменов. Но при этом стало ориентировать учащихся на формальное запоминание материала. Это как дрессура собачек в цирке: прыгнула на нужную тумбу — получила вкусняшку, перепутала тумбы — наказали. Любая наука имеет свою структуру, свою внутреннюю логику. Знание науки предполагает способность свободно ориентироваться в ее внутреннем содержании, умение выстраивать цепочку логических рассуждений, понимать, что из чего проистекает. Если ученик овладел этим умением, то, даже что-то забыв, он сможет восстановить цепочку рассуждений и получить необходимый ответ.

Павел Виктор во Всемирном клубе одесситовПавел Виктор во Всемирном клубе одесситов

Кроме того, нельзя полностью уходить от устных экзаменов. Проговаривая тему, ученик представляет, о чем говорит, представляя — лучше понимает. В этом заключается важность и значимость умения доказывать теоремы, решать качественные задачи. Мышление ученика становится объемным, многоуровневым.

Только на устных экзаменах педагог может оценить, насколько глубоко учащийся освоил ту или иную тему, так как чем четче его представления о ней, тем легче удается рассказ. Именно поэтому в ведущих вузах мира не по результатам ВНО принимают студентов. Там надо сдать полноценные экзамены. На них оценивают глубину знаний, широту кругозора, способность аргументированно отстаивать свою точку зрения. Чрезмерно сосредотачиваясь на ВНО, мы сегодня существенно сужаем для наших выпускников обычных школ шансы на поступление в серьезные вузы.

Не могли мы в разговоре не затронуть тему введения интегрированных курсов, в рамках которых будут объединять несколько школьных дисциплин — химию, физику, астрономию, биологию и географию. Честно говоря, пытаясь разобраться в этом, я так и не смогла понять, по каким принципам намерены объединять предметы, как будут распределены их доли в общем курсе. И главное — зачем? Ведь интегрированные курсы адресованы тем учащимся, которые не собираются сдавать ВНО по перечисленным предметам. А если в старших классах ученик все-таки передумает выбирать гуманитарный профиль вузовского образования и захочет пойти в технический вуз? Тогда как? Его подготовка окажется явно недостаточной для успешной сдачи ВНО, позволяющего стать студентом технического вуза.

— Для меня интегрированный курс — это как борщ, плов и компот, поданные в одной тарелке. Каждое из блюд может быть прекрасным. Но в одной тарелке — совершенно несъедобное блюдо получается, — считает Павел Виктор. — Изучение отдельной дисциплины предполагает освоение свойственных ей понятий, внутренней логики, структуры. Интегрированный курс может привести к тому, что ни об одной из включенных в него дисциплин ученик никакого представления иметь не будет. В его голове поселится хаос. А изучение физики, как никакого другого предмета, как раз помогает систематизировать мышление, научить ученика логически мыслить, формулировать оценочные суждения. Эти способности в равной степени необходимы любому человеку вне зависимости от того, каким видом деятельности он занимается. Это способности, необходимые не только в профессии, но и в обычной жизни, где приходится иногда решать задачи с нечетко поставленным условием.

Существенно осложнило жизнь школьных педагогов нововведение Минобразования и науки Украины, когда учителей в нормативных документах стали называть «лицами, предоставляющими образовательные услуги». Раз услуги, значит, это обслуживающий персонал. Педагоги сразу почувствовали эту перемену статуса, а по сути — своей социальной участи. Многие родители сочли для себя возможным заказывать учителям, какие оценки они должны поставить их детям. Новой формулировкой педагога лишили прерогативы самому определяться, какой оценки достоин тот или иной ученик. Павел Виктор уже не раз сталкивался с подобными непростыми ситуациями. И считает, что формулировку «лица, предоставляющие образовательные услуги» надо немедленно убирать из законов и подзаконных актов, регламентирующих работу школьного учителя.

Уроки Павла Виктора в период пандемии стали еще более популярными. Их начали смотреть даже взрослые. И благодарили Павла Андреевича, что, наконец, смогли разобраться в каких-то темах, которые им были совершенно непонятными в школе. Кому-то из выпускников они помогли получить 200 баллов на ВНО по физике, кто-то только благодаря им смог освоить предмет, потому что в родной малокомплектной школе физику преподает учитель труда…

Анализируя феномен своих уроков, ставших популярными по всему миру, Павел Виктор пришел к интересным выводам:

— Для ребенка серьезное увлечение чем-либо — физикой, музыкой, спортом начинается с удивления, — говорит Павел Андреевич. — Я когда-то в детстве обожал запах разогретой канифоли, когда отец дома паял самодельные радиоприемники. Он собирал их из разрозненных деталей. А потом происходило чудо — в хитросплетение проводников, конденсаторов, таинственно светящихся красноватым светом радиоламп словно вселялась жизнь — сквозь треск электрических разрядов начинала звучать музыка, голоса на разных языках. И мне не терпелось понять, как же это происходит. Любопытство помогает ребенку понять, что его на самом деле интересует. Надо возвращаться к кружкам, факультативам, исследованиям малой академии наук. Все эти формы индивидуальной работы помогают ребенку разобраться в себе, начать познавать мир тем путем, который ему наиболее близок. Раньше такую работу вели на станциях юных техников, юных натуралистов, в домах творчества. Сегодня она даже более важна, чем лет двадцать — тридцать назад. Дело в том, что социализация в современном мире стала сложнее. Чтобы справиться с ней, надо четко знать, что тебя интересует, что ты умеешь делать хорошо. А еще — уметь настойчиво и прилежно трудиться. Научить этому — не менее важная задача педагога, чем научить доказывать теоремы и решать физические задачи. Опыт показал, что нередко трудяги-середнячки, окончив школу, достигают в жизни значительно больших успехов, чем звезды предметных олимпиад.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2021 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2021 S&A design team / 0.009
Перейти на полную версию сайта