ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Две недели до катастрофы». Объявят ли в Украине национальный локдаун
12.10.2021 / Газета: Вести / № s / Тираж: 350000

В середине октября ожидается пик заболеваемости. Но мест в реанимациях не хватает

Ковидные прогнозы неутешительны — к концу октября нас ожидает пик заболеваемости, в то же время катастрофически не хватает мест в реанимациях и кислорода. В таких условиях, как говорят врачи, учитывая более стремительное течение болезни нового штамма «Дельта», уже к ноябрю Украину может ждать катастрофа. Тем временем в ОП уже изучают возможность объявления тотального локдауна.

Украина снова в топе антирейтинга

Темпы распространения коронавируса в Украине растут буквально по часам. К концу прошлой недели, 10 октября, уже 16 регионов оказались на оранжевом уровне, а в ближайшие дни, впервые с мая этого года, в стране могут появиться красные зоны карантина. Так, самый высокий уровень заболеваемости коронавирусом в Черновицкой области — 817 человек на 100 тыс. населения, Луганской — 802, Харьковской — 571 и Сумской — 583. Также уровень госпитализаций превышен в 14 областях: Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Луганской, Львовской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черновицкой, Черниговской.

Киев пока в желтой зоне по всем показателям. Но это пока. По прогнозам СНБО, пик заболеваемости ковидом ожидается уже в конце этого месяца — начале следующего. В Минздраве готовятся к тому, что самые высокие нагрузки на систему здравоохранения будут с середины ноября по середину декабря.

В то же время, как говорит глава комитета здравоохранения ВР Михаил Радуцкий, если темпы распространения вируса не будут снижаться, то через 10 дней в Украине не останется регионов с желтым уровнем. А по данным Национальной академии наук, пиковые нагрузки на систему здравоохранения будут через две-три недели. И тогда ожидается 25–30 тысяч новых больных в сутки.

«Пора объявлять локдаун»

При этом, как говорит «Вестям» стратег, инфекционист Вадим Аристов, в то время как чиновники здравоохранения заявляют о готовности противостоять ситуации, в реальности пациенты и их родственники вместе с благотворительными фондами не могут найти, куда госпитализировать больных. «Мы достигли частоты восемь смертей на миллион населения, что в пересчете — 300 смертей в день. Это тот уровень, исходя из которого в мире объявляют национальный локдаун, потому что нужно гасить скорость передачи инфекции в обществе. Сейчас в стране уже заполнено порядка 2/3 реанимационных коек. В некоторых регионах, особенно в Харьковской и Одесской областях, наблюдается переполненность обычных коек с кислородом. Соответственно, это все приводит к повышению процента летальности и к избыточным смертям, что мы уже видим по отчетам аналитиков или международных журналов», — сказал «Вестям» Аристов.

Очередь на госпитализацию

Одним из самых проблемных регионов сегодня является Харьков. Как рассказала «Вестям» волонтер из Харькова Наталья Попова, в городе и области пациенты вынуждены ждать по несколько дней госпитализации.

«99% наших коек заполнено. 1% остается в «ковидном» роддоме, который стоит практически пустой, поэтому у нас в статистике могут отображаться пустые койки. Но по факту их практически нет. Вчера до ночи стоял «ручной режим» госпитализаций, несколько дней была тяжелейшая ситуация в регионе. Забрать пациентов физически было некуда. Сегодня открылись для приема ковидных пациентов еще две городские больницы и одна областная. Поэтому до вечера, до ночи у нас будут места. А потом опять мест не будет. Рост запросов на госпитализацию у нас просто сумасшедший. К примеру, за вчера у нас был 481 вызов по скорой. Из них удалось госпитализировать 162 человека. Остальные — это более-менее стабильные. Но есть и такие, кто остался в очереди. Скорые отрабатывают нереально. У них переносные кислородные баллоны, они приезжают — отдышали и поехали дальше следующих «раздышать», — рассказывает «Вестям» Попова.

При этом ключевая проблема как раз не в койках, а в кислороде. «Одна из больниц в области не может открыться уже несколько дней, потому что не хватает мощностей поставщиков кислорода», — говорит «Вестям» Попова.

При этом, по ее словам, учитывая особенность нового штамма, сама болезнь развивается намного стремительнее. «Дельта» не позволяет пациенту пролечиться дома. Это штамм, который работает на уничтожение. Если в прошлую волну мы наблюдали ухудшение состояния пациентов в течение 10–14 суток, то сейчас это день-два: сегодня у него сатурация 96 и он закашлял, на следующий день сатурация уже 65 и срочно нужна реанимация», — отмечает Попова.

По ее словам, новый штамм сильно отразился и на потреблении кислорода больными. В качестве примера она привела разницу в расходе кислорода в Чернобыльской больнице. «Там установлено две бочки с кислородом. В прошлую волну на 140 точек этих бочек хватало на двое суток. А в эту волну на то же количество точек бочки надо заправлять раз в сутки. Потому что пациенты поступают тяжелее — они больше и чаще дышат. А за все это время никто новые заводы не построил и кислородные станции массово не закупил. Сейчас уже поздно. Мы буквально на днях планировали объявить всеобщий сбор средств, чтобы в еще одну больницу поставить оксигенатор. Он стоит 4,5 млн грн. Мы связались со всеми поставщиками, но минимальный срок поставки 28 недель. Никак мы не успеем. Если бы волна была такая же, как прошлый штамм, и течение болезни было бы такое же, то мы бы с натягом, но прошли. А так как это новый штамм, новая симптоматика, новое течение и моментальное поражение больного, то ни одна госпитальная база не справится, так как либо не хватит врачей, либо не хватит мест и кислорода. То есть мы уже сейчас не можем открыть больницу, так как нет кислорода. Через две недели нас может ждать общенациональная катастрофа. Ситуация в Индии нам покажется цветочками. У нас будет больница и лекарство, но не будет кислорода», — говорит «Вестям» Попова.

Похожая ситуация и в Одессе. Только там вместо кислорода в дефиците реанимационные койки и медикаменты. «Практически во всех стационарах люди покупают медикаменты самостоятельно. На днях у нас открыли два отделения на 90 и 80 коек. А завтра открывают еще два — вводят больницы второй линии. С местами более-менее. А вот с реанимационными местами плохо уже в течение двух недель. То есть их почти нет. И развернуть их невозможно. Не хватает специалистов, которые могут работать в них. Нет анестезиологов, реаниматологов и реанимационных сестер», — сказала «Вестям» волонтер Екатерина Ножевникова.

«Или надбавки, или медикаменты»

Хватает проблем в регионах и с финансированием. Как рассказал «Вестям» депутат Житомирского горсовета, директор КНП «Чудновская больница» Игорь Лукашенко, в Житомирской области ситуацию пока можно назвать контролируемой.

«На сегодняшний день по Житомирской области с ковидом работает девять больниц первой волны и две — второй. И две резервных. Загруженность 80–85%. Это в среднем по области. Что касается врачей, то учитывая, что задействованы все лечебные учреждения, ситуация более-менее. Заведения лучше подготовились. А вот что касается кислорода, то есть проблемы. У меня, например, в больнице установлено два генератора плюс баллонная система. Поэтому с натягом, но пока справляемся».

Мощности производства кислорода, как жидкого, так и в баллонах, ограничены. Но из-за того, что много больниц установили кислородные генераторы, закупили концентраторы, а некоторые перешли на жидкий кислород, которые дешевле и легче в транспортировке, пока кислорода для нашей области с трудом, но хватает. Но если интенсивный прирост пациентов продолжится, то, по прогнозам, уже через неделю могут быть проблемы», — сказал «Вестям» Лукашенко.

А вот с финансированием проблемы наблюдаются уже сейчас. Причем, как говорит Лукашенко, в отличие от кислорода, где срез по областям отличается, ситуация с финансированием едина по всей стране. «Ковид»-пакеты финансируются без задержек. Но есть важная проблема: согласно формуле, по которой НСЗУ насчитывает финансирование на бригаду и пациентов, денег хватает. Буквально вчера я подписал отчет за 30 полностью пролеченных пациентов. На них я получил 500 тыс. грн. Но, честно говоря, если насчитать 300%, а это 12 врачей и 56 медсестер, то этих 500 тыс. грн едва ли хватит на зарплату. А сюда еще нужны медикаменты и средства индивидуальной защиты тысяч на сто гривен. Поэтому я официально заявляю, что согласно действующей формуле денег не хватает. Если так пойдет дальше, то мы не сможет эффективно предоставлять медицинскую помощь. Пока еще медикаменты есть. Но при таком финансировании, боюсь, что уже в ноябре я не смогу обеспечить пациентов медикаментами. «Конечно, я буду отдавать приоритет зарплате медсотрудников. Потому что если не будет работников, то и медикаменты будут не нужны», — говорит «Вестям» Лукашенко.

Сделали ли выводы?

Складывается впечатление, что за два года борьбы с коронавирусом, ни власти, ни граждане не сделали никаких выводов. Как отмечает Аристов, вместо того, чтобы работать на опережение, власти постоянно вынуждены догонять.

«У нас сначала возникает дефицит, некуда класть пациентов, и через неделю-две местные власти только открывают больницу или отдают под ковид другие отделения. А после этого проходит еще некоторое время, чтобы заказать баллоны с кислородом и привезти их в этот регион. И только через несколько дней НСЗУ подключает новую больницу к своему пакету. Получается, это каскад задержек», — сказал «Вестям» Аристов.

В то же время из положительных моментов можно выделить разве что массовую закупку кислородных концентраторов, хотя они уже превратились в «злой рок» для пациентов. «Злой рок» в том плане, что пациенты на дом получают кислородные концентраторы и с ними же на дому и умирают. А власти таким образом поддерживают иллюзию остатка коек в больницах и улучшают летальность в больницах», — говорит «Вестям» Аристов.

В свою очередь, опрошенные «Вестями» волонтеры в один голос утверждают, что куда большую ответственность за свое здоровье в этой волне несут не власти, а сами граждане. «Было многое подготовлено и многое закуплено. Ковидные отделения хотя и были свернуты, но достаточно оперативно развернулись. То, что нет финансирования, — это проблема отсутствия денег в стране. Поэтому сейчас главные претензии остались к населению. На протяжении полугода была дана возможность привиться. Было завезено множество разных вакцин. Но люди не вакцинируются. У нас 98% пациентов, которые обращаются к нам за концентраторами, — непривитые пациенты. Так к кому предъявлять претензии? Можно бесконечно открывать отделения, но не нужно забывать, что есть и другие болезни, где также нужно лечить пациентов», — говорит «Вестям» Ножевникова.

Автор: Антон ДРАННИК, Игорь ТЕЛЕЖНИКОВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту