ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесский порт: как вернуть упущенное время?
25.11.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 132-133(11122-11123) / Тираж: 10407

Первое интервью для «Вечерней Одессы» Алексей Мясковский дал в начале прошлого года — по истечении трех месяцев, как вступил в должность исполняющего обязанности директора ГП «Одесский морской торговый порт» (публикация «Ситуацию в порту стабилизировали, надо восстанавливать позиции», номер газеты за 20 февраля 2020 г). Следующая встреча состоялась осенью того же года. Тогда Алексей Михайлович подвел промежуточные итоги своей работы (в частности, порту удалось выйти из убытков и вернуться к прибыльной деятельности), рассказал о планах развития предприятия, а также ответил на вопросы читателей («Я — за критику, но конструктивную. А не замечать достижения порта — абсурд», номер газеты за 24 сентября 2020 г.).

Предполагалось, что в начале этого года сможем обстоятельно поговорить о результатах работы Одесского порта за 2020-й. Но не получилось. 16 января тогдашний министр инфраструктуры Владислав Криклий вдруг инициировал внеплановую проверку хозяйственной деятельности государственного предприятия. При этом Алексея Мясковского на время этой процедуры от должности отстранили. И отстранение продлилось ровно до того момента, пока не произошла смена министра инфраструктуры. В начале июня новый руководитель ведомства Александр Кубраков приказ своего предшественника отменил.

Правда, за пять месяцев, что длился министерский «аудит», порт опять ушел в убыток…Поэтому очередное интервью с Алексеем Мясковским началось с вопроса о том, удалось ли выровнять финансовую ситуацию. И как наверстать упущенное время?

— Год еще не закончен, поэтому можно говорить только о предварительных результатах того, что удалось сделать после возвращения в должность, — рассказывает и. о. директора ГП «Одесский морской торговый порт» А. Мясковский. — Когда ознакомился с показателями финансово-хозяйственной деятельности, то увидел, что за пять месяцев моего отсутствия предприятие получило убыток почти 23 миллиона гривен. При том, что 2020 год мы заканчивали с 60 миллионами прибыли. К убыткам привели, по моему убеждению, как определенные ошибки в хозяйственной деятельности, так и кадровая политика на предприятии.

Справедливости ради замечу, что часть негативного финансового результата принесла курсовая разница, ведь у порта есть средства на счетах в иностранной валюте, а курс гривни по отношению к доллару в нынешнем году укреплялся. И все же, отбросив данный фактор, следует констатировать, что чистый убыток предприятия за первое полугодие составил более 10 миллионов гривен.

Но самое печальное даже не это. А то, что убыточными оказались те подразделения порта, которые всегда работали стабильно в плюс. Ситуацию надо было срочно исправлять.

— И с чего же вы начали?

— Мы провели серьезную реорганизацию, полностью заменили управленческий состав предприятия, проанализировали расходную составляющую хозяйственной деятельности и внесли коррективы в тарифную политику. Все эти меры, проведенные комплексно, позволили уже с июля генерировать прибыль и существенно улучшать финансовое состояние предприятия.

Можно сказать, что сейчас каждый месяц порт идет в стабильном плюсе. Все подразделения потихоньку исправляют негативные тенденции, которые были.

— Даже судоверфь?

— По судоверфи еще два месяца назад удалось выйти на нулевой результат. Это достижение, без сомнения. Ведь судоверфь никогда не была прибыльным подразделением порта, она всегда дотировалась за счет другой деятельности. Но судоверфь — это историческое достояние Одессы: по мнению некоторых историков, судоремонтный завод был основан ранее города. Поэтому говорить о возможной ликвидации данного подразделения не корректно. Тем более, что у нас есть свой флот, который нуждается в ремонте. Так, в прошлом году порт отремонтировал пять судов на своей судоверфи, к подрядчикам обращаться необходимости не было. Кроме того, когда на предприятии будет восстановлена секретная часть, начнем полноценно ремонтировать военные корабли, предварительные переговоры о заказах уже ведутся.

Владимир ВельчевВладимир Вельчев

Но в целом работа судоверфи требует оптимизации. Так, в ее составе есть два дока. Один из них находится в очень плохом техническом состоянии. По оценкам специалистов, износ некоторых его компонентов составляет более 50 процентов, металл сильно проржавел. Ремонт будет стоить колоссальных денег. И при этом гарантировать постоянную загрузку и прибыльность этого дока достаточно сложно. Поэтому еще в 2019 году было принято решение о нецелесообразности восстановления. Док выставили на аукцион. Правда, с первого раза продать не удалось. Победитель аукциона не смог выполнить свои финансовые обязательства. Поэтому процедуру придется повторить, наверное, уже в следующем году. К объекту есть стабильный интерес, в том числе, со стороны иностранных предпринимателей. Поэтому не сомневаемся, что этот док сможем успешно продать, а это позволит получить средства, необходимые для технического переоснащения судоверфи.

— Прибыльным подразделением, которое обеспечивало позитивный финансовый результат порта, всегда считался портофлот. Но в последнее время к эффективности его работы тоже были вопросы. У вас есть на них ответы?

— Все, о чем мы сказали ранее о проблемных моментах в работе судоверфи, можно повторить и в отношении портофлота. Это совершенно нормально — избавляться от старой техники, чтобы за счет полученных средств ремонтировать ту, что активно эксплуатируется, и строить планы на приобретение новой. Так, в распоряжении портофлота есть плавсредства очень солидного возраста. В силу своего технического состояния и характеристик они не задействованы в работах. Чтобы их отремонтировать, нужны очень большие и абсолютно неоправданные вложения. При этом эти суда могут быть интересны, например, малому бизнесу. Поэтому в ближайших планах — продажа на аукционах семи плавсредств: трех буксиров и четырех бункеровщиков.

Что же касается приобретений на вырученные средства, то надо хорошо проанализировать, на что собираемся потратить эти деньги. Впрочем, определенное понимание уже есть. Так, хотим заниматься реализацией реальных проектов. Один из них — оптимизация потребления буксирами топлива, возможно приобретение новой перегрузочной техники. Также есть проекты по тепломодернизации зданий. Наступивший отопительный сезон принес резкое подорожание тарифов на коммунальные услуги. Для бюджета порта — это существенные деньги. Лучше инвестировать в модернизацию, в результате чего потом меньше тратиться на оплату коммунальных услуг.

Возвращаясь к портофлоту, отмечу, что главная задача сейчас — выйти на стабильный финансовый результат.

Если говорить о ситуации на рынке буксирных услуг, то она не изменилась по сравнению с 2020 годом. В акваториях портов по-прежнему работают как частные компании, так и государственные. Наш портофлот занял свою нишу, это порядка 15-20 процентов от всех работ. По сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, — конечно, мало. Но портофлот стабильно работает, выплачивается зарплата, выполняются социальные обязательства перед работниками. Дальнейшая судьба портофлота зависит от множества факторов, в том числе от стратегических решений органа управления.

— Надо понимать, что задача по достижению стабильного финансового результата стоит перед всеми подразделениями порта?

— Совершенно верно.

— И что этому может препятствовать?

— Необходимо оптимизировать расходную часть, в частности, избавляться от непрофильных активов, от объектов, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия. Так, у порта есть база отдыха в Чабанке, которая давно не эксплуатируется, но это же 9 гектаров территории! Аквапарк, что находится там же, печально известная гостиница на морвокзале, два детских лагеря, детский садик, здания бывших билетных касс в Лузановке и Аркадии…

Все это имущество подлежит приватизации, бизнесу данные объекты могут быть очень интересны, а город получит современную, работающую социальную инфраструктуру. Ведь благодаря продаже та же гостиница обретет вторую жизнь. Надеемся, что Фонд госимущества даст добро.

— Не так давно министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков презентовал президентскую программу «Большая стройка» в морской и речной отрасли. Говорилось о том, что ряд портов, в том числе, Одесский, ждет концессия. Прокомментируйте эту информацию.

— Речь идет об отдельных концессионых проектах на территории Одесского порта. Прежде всего, это касается морского вокзала, сейчас осуществляется работа по подготовке ТЭО проекта. Также были предложения о переходе компаний, которые давно работают на территории порта, с арендных отношений на концессию. Правда, здесь есть нюансы юридического характера. Надо, чтобы предмет концессии был интересен концессионеру. А сегодня причалы находятся в ведении Администрации морских портов Украины, теоретически этими причалами может пользоваться любой, и никто не имеет права ограничивать к ним доступ. Но концессионер берет на себя ряд обязательств, ему нужна определенность в порядке пользования объектами портовой инфраструктуры комплексно. Сегодня законодательство не предусматривает безболезненную и плавную трансформацию из аренды в концессию с учетом тех нюансов, о которых я упомянул.

Правда, на рассмотрении в Верховной Раде сейчас находится законопроект, который должен внести определенные изменения в законодательство о концессии, приватизации, аренде. После его принятия ситуация по этому вопросу должна измениться. И тогда разговор о передаче того или иного объекта порта в концессию будет возможно более предметным.

— Инвестиционные проекты предприятия: насколько пандемия внесла коррективы в эти планы, какие из проектов уже, как говорится, на выходе?

— Практически вся территория порта находится в долгосрочной аренде. Продолжается реализация дорогостоящих инвестиционных проектов. Так, практически завершен проект по реконструкции причала 1Z. Последний визит министра был посвящен знакомству с этим инвестиционным проектом. Там практически все готово, проходят испытания работы судопогрузочной машины. Готовят последние документы, и скоро будет открытие. Проект оказался очень долгосрочным — около 10 лет не могли закончить этот причал.

Сейчас идет реконструкция 7-го причала, продолжаются работы по контейнерному терминалу. Рынок портовых услуг на месте не стоит, конкуренция не ослабевает, поэтому нужно следовать всем появляющимся трендам. Благодаря этому порт сможет динамично развиваться.

— И несколько слов о будущем. Есть ли у порта финансовый план на следующий год?

— Есть. Более того, он уже утвержден! Причем в сроки, определенные законодательством. Не помню, когда такое было. Безусловно, в том, что финансовый план порта оперативно утвержден, громадная заслуга Министерства инфраструктуры. Заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков уделяет много внимания именно портовой сфере, и мы это чувствуем. Есть обратная связь, есть понимание проблем и задач. Сдвинулись с места вопросы, которые годами находились в подвешенном состоянии. Для качественного развития отрасли это очень важно.

Возвращаясь к финансовому плану Одесского порта на 2022 год, отмечу, что жизнь, понятно, может вносить коррективы в любые наши программы и проекты. Но наличие плана, утвержденного министерством, позволяет увереннее смотреть в будущее.

Послесловие

Год назад был создан профсоюз «Первичный профессиональный союз Одесского порта». Насколько оправданно было его создание?

— Правильней задать этот вопрос работникам предприятия, но у меня есть своя точка зрения, — комментирует Алексей Мясковский. — За минувший год профсоюз зарекомендовал себя сформировавшейся и вполне зрелой организацией, которая приносит пользу работникам предприятия. На профсоюзе лежит важная миссия — защита интересов сотрудников и перераспределение части доходов, которые зарабатываются коллективом. Он финансирует медицинское страхование всех работников, а также другие установленные в коллективном договоре статьи, которые помогают поддерживать высокую планку социальных стандартов. По моему убеждению, работу профсоюзной организации можно оценить, как достаточно эффективную. Понятно, что пандемия коронавируса добавила хлопот и необходимости принятия жестких мер, однако эти меры — только во благо коллективу, мы не можем допустить, чтобы работники порта подвергали свое здоровье и здоровье окружающих опасности. Отмечу, что на предприятии уже достигнут 80-процентный рубеж вакцинированных и, к счастью, нет смертельных случаев в этом году.

— Согласен с тем, что оценку работы профсоюзной организации должны давать люди, трудовой коллектив, который голосовал за нас и выбирал актив, — к разговору подключается председатель первичной профсоюзной организации Одесского порта Владимир Вельчев. — За год работы нашего профсоюза было сделано не мало полезных дел для коллектива, но есть очевидные проблемы, и их невозможно игнорировать. 15 октября прошлого года был принят устав нашего профсоюза и подписан коллективный договор с администрацией предприятия. Администрация направляет на нужды профсоюза большие средства, задача профсоюза состоит в справедливом распределении этих средств на решение социальных проблем коллектива. Конечно, первая половина года, когда портом «руководили» случайные люди, нарушила активную фазу развития профсоюза, но сейчас все восстановилось. Мы стараемся выполнять все поставленные перед нами задачи.

В связи со всеобщей проблемой коронавирусного заболевания бюджет профсоюза расходуется в основном на компенсацию средств тем, кто перенёс это заболевание, а также на материальную помощь членам профсоюза на профилактически-оздоровительные мероприятия, связанные с вакцинацией. К тому же, наш профсоюз заключил договор медицинского страхования с медицинской компанией «Одрекс», что позволило перевести заботу о здоровье портовиков на качественно иный уровень.

Наконец, в августе этого года наш профсоюз подписал четырехсторонний «Меморандум о партнерстве» с участием начальника Одесского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Максимом Лапаем, председателем Профсоюза работников морского транспорта Одесского морского порта Владимиром Зайковым и и.о. директора ГП «Одесский морской торговый порт» Алексеем Мясковским. Этот документ декларирует стремление всех участников единым фронтом решать наиболее актуальные и наболевшие вопросы, которые стоят перед отраслью и портом.

Автор: Интервью вел Олег Суслов


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту