ИА «Контекст Причерноморье»
Одесса  >  Мониторинги
Кто поможет студенту?
09.12.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 138-139(11128-11129) / Тираж: 10407

Когда-то доктор психологических наук, руководитель центра психологии времени Борис Цуканов предложил идею создания в университете психологической службы.

Мудрый ученый прекрасно понимал: стремительное развитие технологий в современном мире не сделает людей более счастливыми. Ощущение одиночества и ненужности, депрессии станут постоянными спутниками очень многих, даже тех, кто, на первый взгляд, кажется очень общительным, позитивным и всегда окруженным ватагами друзей-товарищей. Потому что под внешней оберткой успешности все чаще будут скрываться сложные конфликты в общении с собой, родными и близкими, окружающими. А еще — проблемы самореализации, поиска счастья и той гармонии, которая помогает человеку справляться со всеми испытаниями судьбы.

В 90-е годы необходимость психологической службы, куда могли бы обратиться подростки, подтвердили «телефоны доверия». Туда обращались десятки молодых людей. И большинству именно общение с подготовленным консультантом помогло избежать суицида и раннего ухода из жизни.

Идею Бориса Иосифовича о создании психологической службы поддержал ректор ОНУ им. И. И. Мечникова Валентин Смынтына. И в 2003 году в университете такая служба появилась. Она была призвана помочь студентам преодолеть кризис расставания с родительским домом и вступления в самостоятельную жизнь, а сотрудникам вуза — в решении всех проблем, с которыми сталкиваются взрослые люди.

Начальник службы Оксана Складная может очень долго перечислять проблемы, с которыми за эти годы приходили студенты. И этот рассказ — отличная иллюстрация того, как сложно приходится молодым людям сегодня. И об этих сложностях чаще всего даже не догадываются ни педагоги, ни родители.

— Дети сегодня во многом воспитываются интернетом, телевидением, — говорит Оксана Владимировна. — Там они видят яркую картинку гламурной жизни, в которой все дается легко, без каких-либо усилий, без необходимости долго и упорно работать ради достижения результатов. В этом состоянии они и приходят в вуз. И испытывают огромный шок. Оказывается, надо находить общий язык с очень разными соседями в студенческом общежитии. Если человек не научился общаться, выстраивать взаимоотношения и договариваться, первый и, скорее всего, затяжной конфликт ему обеспечен. Студенты, приехавшие из небольших населенных пунктов, вдруг понимают, что жизнь в Одессе обходится весьма недешево. И чтобы поддерживать имидж успешного и состоятельного, надо искать дополнительный заработок. То есть совмещать учебу с работой, что весьма непросто. Потом оказывается, что представление о будущей профессии разительно отличается от ее реальных критериев. Чтобы освоить профессию, надо немало потрудиться. Вот и приходится объяснять, что классический университет дает главное: конкурентоспособную профессию. Выпускник может работать как по специальности, так и не по специальности. Базовая фундаментальная подготовка поможет чувствовать себя на рынке труда весьма уверенно.

— В студенческой поликлинике мне говорили, что у первокурсников обостряются все заболевания…

— И у первокурсников, и у выпускников. Это вполне объяснимо: переход от домашнего к студенческому укладу жизни, а также напряжение, предшествующее защите диплома являются серьезным стрессом. На любой сильный стресс организм реагирует, в том числе и обострением хронических заболеваний. К нам часто обращаются с проблемами здоровья, так что приходится выходить на контакт с медиками, чтобы помочь ребятам.

— Наверное, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда перед вами оказываются «лишние» дети — те, на кого не хватало времени у занятых родителей, кого отправили в интернат после отъезда родителей на заработки за рубеж, кто всегда чувствовал, что мешает маме построить свою личную жизнь. Насколько справедливо утверждение, что многие вчерашние выпускники школ, а ныне студенты душевно изранены из-за катастрофического недостатка в их жизни любви и заботы, понимания и сострадания?

— Многие по душам давно ни с кем не разговаривали. Девочка может долго сидеть и плакать. И я не мешаю ей, понимаю: накопилось много обид, страхов, нереализованных надежд. Она сначала должна привыкнуть ко мне, а потом захотеть рассказать о том, что ее волнует.

Надо учитывать еще и то, что интернет-общение и изоляция, связанная с пандемией, максимально обострили социальное одиночество людей. Обострили психологические и сексуальные проблемы. Мы с коллегой Лилией Михайловской ощутили это по резко возросшему количеству обращений. Оказалось, что это очень сложно, когда нет рядом того, с кем можно поговорить или отправиться на настоящее, а не виртуальное свидание.

— Вы уже сказали, что студенты имеют очень приблизительное представление о будущей профессии. Тем не менее, диплом они получают, и на повестке дня встает вопрос о трудоустройстве. А ведь составить резюме, пройти собеседование — это тоже психология?

— С такими вопросами к нам часто обращаются. Помогаем научиться основам успешной самопрезентации, правильным подходам к написанию резюме и ведения диалога на собеседовании. Все наши подопечные успешно проходили конкурсные собеседования.

Слушая Оксану Владимировну, невольно задумалась о том, что психологическая поддержка нужна подавляющему большинству нынешних студентов. Но психологические службы, куда они могли бы обратиться за помощью и поддержкой, есть только в ОНУ им. И. И. Мечникова и Южноукраинском национальном педагогическом университете. И обратиться в них имеют право только студенты и сотрудники этих вузов. А что, во всех остальных вузах никто не страдает от психологических проблем? Получается, что так.

Оксана Складная и Лилия Михайловская получают небольшую зарплату — государство, увы, не расщедрилось в оценке труда психологов. Хотя работа эта требует большой эмоциональной отдачи, не ограничивается только рабочим временем и может затянуться на годы. Но только она способна защитить от тяжелой депрессии, сопровождающейся апатией, утратой интереса к жизни. Она на многие годы может поработить самых тонких и творческих ребят, которые в какой-то момент вдруг оказались не способны справиться с жизненными испытаниями.

Поэтому психологические службы обязательно должны быть в каждом вузе. Об этом говорил Борис Цуканов. И работа сотрудников психологической службы ОНУ им. И. И. Мечникова все эти годы, день за днем, вновь и вновь подтверждает его правоту.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2022 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2022 S&A design team / 0.009
Перейти на полную версию сайта