ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Канал нескончаемых бед
08.04.2022 / Газета: Вечерняя Одесса / № 26-27(11163-11164) / Тираж: 10407

Куда, в первую очередь, метил враг, выползая из Крыма на просторы степей Таврии между Мелитополем и Запорожьем, не составляло секрета. Кроме ядерного шантажа на АЭС в Энергодаре, самой крупной в Европе, его целью стали и днепровские заслонки Северо-Крымского канала, который до оккупации Крыма РФ обеспечивал до 90% потребностей Крыма в пресной воде.

Хозяин Кремля, не привыкший считаться с ценой вопроса, вновь полез на политическую сцену в роли благодетеля, возвращающего землякам исконные ценности, и пошел по стопам своих кумиров, в свое время натворивших немало бед на украинских берегах Днепра.

Тогда, в 50–60-е годы прошлого века, потрудились до кровавых мозолей и под звонкие трубы и литавры духовых оркестров встречали воду Днепра. Люди бросались в мутные потоки и не скрывали своего восторга. Взрослые и даже дети верили, что водный поток вольет в крымскую землю новую силу.

Северо-Крымский канал строили с большими потугами, спасал как всегда коммунистический нахрап, всегда идущий рука об руку с безответственностью. Уже через 40 лет, в 2003-м, состоялась конференция европейских министров окружающей среды, где украинская делегация представила доклад об «эффективности» сталинско-хрущевского водного наследия. Наконец, открылось то, о чем должны были задуматься задолго до начала грандиозного по размаху строительства. И если бы преобразователи природы провели детальный анализ всех «за» и «против», вряд ли решились бы на такую авантюру, как снабжение Крыма днепровской водой.

Импульсивный Никита Сергеевич прыгал от радости и потирал ладони. В народ через прессу запустили его слова, якобы адресованные руководителям Украины: «Вот как правильно мы поступили, что передали Крым Украине! И теперь мы сделали еще большее дело — с каналом Крым оживет!».

Чем все это закончилось — известно. Пар ушел в свисток!

Кстати, до сих пор существует ошибочное мнение, что именно пассионарный кукурузовод самовольно подарил полуостров Украине. Этакий партийный «бзик», а на самом деле чистой воды фейк с кремлевским адресом! При этом партийные архивы свидетельствуют, что заседание ЦК Компартии Советского Союза в январе 1954-го, когда решался этот вопрос, Никита Сергеевич удачно прогулял, «сказавшись больным». То ли духу и запала у первого секретаря не хватило, а скорее всего, он посчитал, что дело в шляпе, вопрос закрыт и обсуждать нечего. Но факт, причем документальный, остается фактом — под партийным постановлением стоит четкая подпись тогдашнего председателя правительства Георгия Маленкова.

Следует констатировать, что жизнь каналу, пусть и на бумаге, дана самим «отцом народов». Именно «товарищ Сталин» утвердил план орошения степных пространств на севере Крыма в рамках величественной программы коренного преобразования природы. В протоколах того почтенного собрания, на котором решалась дальнейшая судьба Крыма, значится, что его передачу в новые руки обсуждали всего…15 минут. О чем было дискутировать? К тому же в то время Северо-Крымский канал уже стал одной из самых веских причин для передачи полуострова УССР.

Администрация строительства с начала 1951 года находилась в Симферополе, то есть в РСФСР, а штаб строительства получил прописку в украинской Новой Каховке. И вообще вся передача полуострова означала, что канал становится исключительно украинским делом. А если попросту — крымский хомут надели на шею Украины.

Вот почему так, действуя по принципу «На тебе, Боже, что мне негоже!» и облегченно вздыхая при переподчинении Крыма Украине, в Кремле говорили: «Так проще!». Не исключено, что при этом лелеяли мысль в нужный момент вернуть Крым обратно в те самые «родные объятья».

Так или иначе, но Крым вскоре вышел из неприветливой «родной гавани» и прибился к более гостеприимной Украине, искренне поздравившей «гостя» тысячами трудолюбивых, способных мужественно переносить трудности, а главное — умелых хозяйственников, переселенцев из всех областей Украины, в том числе и Одесской.

Кроме канала на полуострове нужно было, наконец, создавать хозяйственную и коммунальную инфраструктура, открыть путь за здоровьем на крымские берега миллионам советских трудящихся.

Вот и символ Крыма — вино-град, а вернее, его плантации в промышленных объемах появились на полуострове только во времена Украины! Россияне умели выращивать лишь картофель и редьку. Но уже в 1956 году из Москвы донесся смелый призыв: «Превратим Крым в область сплошных садов, виноградников и парков!», подкрепленный уверенностью, что днепровская вода вскоре придет на крымскую землю и обогатит страну райскими дарами природы.

Посадка виноградников осуществлялась невиданным доселе галопом. Всего за три года площадь их с 16,2 тыс. га была доведена до 152,5 тыс. га. Только за один 1959 год было посажено свыше 60 гектаров новых виноградников! В ту пору в строй вошло большинство винзаводов Крыма: Симферопольский, Инкерманский и многие другие. Были реконструированы, а фактически построены заново уже существовавшие предприятия. Они вырабатывали впоследствии 18% всех виноматериалов СССР.

В начале 1961 года, с полным осознанием того, что для садоводства и растениеводства вода — эликсир жизни, по указанию Кремля в северном Крыму дали старт земляным работам. Впереди строительства двигались отряды саперов, которым удалось извлечь из крымской земли около пяти тысяч мин и снарядов, оставшихся после Второй мировой. Следом шли археологи и впопыхах собирали хоть какие-то артефакты, оставленные множеством культур, спокон века существовавших на пути канала.

Как вспоминают современники начало «великой стройки», от Каховки до Керчи загудели тысячи бульдозеров и скреперов, свезенных в эти места со всей Украины. Под русло Северо-Крымской водной артерии длиной ни много ни мало четыре сотни километров планировалась выемка грунта объемом, только вдумайтесь, равным четырем Суэцким каналам!

Генеральный план создания каскада днепровских водохранилищ оперативно подкрепили ложью, мол, под водой окажется чуть больше полутысячи населенных пунктов. Но вот факт — только при заполнении Кременчуг-ского водохранилища безвозвратно утонуло до двух сотен населенных пунктов и (о, ужас!) почти двести тысяч гектаров щедрой на урожаи земли, сорок семь тысяч гектаров вековых лесов, почти тысяча километров автомобильных дорог и около четырех тысяч различных зданий, отстроенных после войны. Во имя призрачной великой цели втихую обошли данные геологоразведки о крупных залежах бурого угля в недрах местности, подлежащей затоплению.

Честные ученые и даже те, кто всегда верой и правдой служил в рядах кремлевских «провокашек», ужаснулись, когда подсчитали, что на дне искусственных морей оказалось около 2,5 тыс. сел и 156 городков. Целый конгломерат несчастья. С ними под воду пошли и человеческие судьбы!

Исчезающие запасы воды (а она просто-напросто уходила в землю через щели наспех уложенных на дно канала плит, испарялась в знойное южное небо, расхищалась незаконными подключениями) заметили еще во времена Хрущева. И на падение напора воды в канале отреагировали строго, по-партийному... Власти, которые после громких заявлений сдаваться не захотели, с целью увеличить пропускную мощь Днепра распорядились возвести выше по его течению еще четыре (!) моря-водохранилища.

Великая река сегодня в стадии агонии. Практически все ее русло, за исключением каких-то ста километров, загнано в условия, затрудняющие природное движение реки. Так что процесс превращения реки Днепр в сточную канаву, начатый по вине горе-гидростроителей, практически завершен. И Днепровский каскад предстает перед нами, как рассадник сине-зеленой жижи во всей неприглядности! Своеобразный привет из 60-х от безголовых советских хозяйственников-приспособленцев.

Шесть искусственных водоемов на Днепре покрыли более полумиллиона гектаров плодородных полей, втрое больше, чем планировалось оросить в Крыму. Даже если учитывать, что днепровская вода из Каховского моря питает еще и степи Донбасса, такой размен угодьями выглядит как авантюра, которая пугает своим наглым цинизмом и без-ответственным фанфаронством. Парадокс времени! Шесть гигантских ГЭС на новых днепровских водоемах в наши дни дают всего ничего — менее 4% всей электроэнергии, произведенной в Украине. В итоге имеем грязные, плесневеющие летом «моря», непонятно, ради какой такой выгоды разлитые по украинским степям на роскошных черноземах.

Российские специалисты не-однократно заявляли, что канал нуждается в срочной реконструкции, которая обойдется в один миллиард долларов. И это вдобавок к тем двум, которые, по их словам, Россия ежегодно тратит на содержание Крыма.

После аннексии полуострова там нашлись трезвые головы из числа крымских инженеров, ученых, сразу почуявших беду в самой ближайшей перспективе. Ведь Украина рано или поздно должна была закрыть кран с днепровской водой. В ответ посыпались лживые обещания о том, что Крым станет сродни Эмиратам, а опреснители уже завтра — делом привычным. Так что оснований для тревоги нет. О чем тут рассуждать? Понятно, что опресняющие морскую воду установки — всего лишь воздушные замки, и их ждет судьба бесплатного газа для севастопольцев, обещанного с высоких трибун Жириновским… А сегодня глава крымских сепаратистов Аксенов уже бьет себя в грудь, утверждая, что на восстановление канала уйдет максимум… два дня!

За Северо-Крымский канал Украина расплатилась сполна — и человеческими жизнями, и плодородными черноземами, и рабским трудом за почетные грамоты и путевки на ВДНХ! И череде бед, исходящих от злокозненного канала, а точнее, от его незваных управленцев, похоже, нет конца. Пока же они занялись сутяжничеством и готовят в арбитражный суд Крыма иск к Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Автор: Юлий ШАРАБАРОВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту