Говорят, друзья познаются в беде.
С нападением путинской России на Украину 24 февраля 2022 года у нашей страны, неожиданно попавшей в тяжелейшие условия войны, оказалось много друзей. Это и европейские страны, и США.
Но самым верным другом показал себя бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Когда Путин стал угрожать Украине атомным оружием, никто иной, как Борис Джонсон, заявил, что если применение оружия произойдет, то он, не советуясь ни с кем, нажмет в ответ ядерную кнопку. Это же заявила и сменившая его на посту премьер-министра Лиз Трасс. Наконец, о готовности оказать Украине всемерную поддержку заявил новый лидер консервативной партии Великобритании Риши Сунак, который вот-вот возглавит правительство.
Плавая механиком на судах Черноморского пароходства, я много раз бывал в Великобритании. На теплоходе «Устилуг» мы возили в эту страну лес из северных портов Советского Союза — Игарки и Архангельска. А позже, когда плавал старшим механиком на теплоходе «Аркадий Гайдар», возили из индийских портов Бомбей и Калькутта жмыхи кокосовых орехов. Этот груз шел в Англии на корм скоту. Так я побывал в самых больших английских портах: в Лондоне, Ливерпуле, Саутгемптоне.
Англичане — деловые и организованные люди. За несколько дней до подхода к берегам острова компания, агентирующая наше судно, присылала капитану радиограмму. В ней указывалась ротация портов, где и в какое время к нам подойдет лоцманский катер и на борт поднимется лоцман, к какому причалу нас будут швартовать в очередном порту, сколько бригад грузчиков будет работать на судне, сколько времени займет выгрузка, и когда мы сможем сняться в очередной рейс.
В Англии у меня было несколько интересных встреч. Однажды во время стоянки в Лондоне к нам приехал одессит, народный артист СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий, профессор Московской консерватории имени Чайковского, всемирно известный скрипач Давид Ойстрах. В Лондоне он давал несколько концертов. Узнав, что в порту стоит судно, приписанное в Одессе, решил повидать земляков, так как, по его признанию, «давно не был в родном городе».
Давид Ойстрах оказался простым добродушным человеком, абсолютно, несмотря на свою мировую известность, не страдавшим звездной болезнью. Послушать его, кроме вахты, собрался весь экипаж. Он с увлечением рассказывал о своем одесском детстве, о школе Столярского, где он учился игре на скрипке у самого Петра Соломоновича Столярского. Рассказывал, как дома мать заставляла его ежедневно музицировать по несколько часов в день, когда ему хотелось не играть на скрипке, а выбежать во двор, где соседские мальчишки играли в футбол.
Рассказывал о пляже «Ланжерон», куда он летом ходил с матерью. Она быстро выгоняла его из воды, боясь, что он простудится. И где, по одесской пляжной традиции, все что-то ели. Мать кормила его куриными котлетами, которые он запивал теплым ситро. А вокруг плакали дети. Им хотелось купаться в море, а не обедать, сидя на горячем песке.
Вот такой была встреча с нашим знаменитым земляком. Но название этой статье я дал благодаря другой встрече. Состоялась она в Ливерпуле, расположенном на реке Мерсей.
В Ливерпуль по реке вел нас пожилой лоцман. Когда мы пришвартовались к ливерпульскому причалу, капитан, по морской традиции, пригласил лоцмана на рюмку водки. Оформлять наш приход пришел английский чиновник. Знакомясь с судовыми документами, англичанин пригласил в каюту капитана и меня, как старшего механика. Ему надо было уточнить, сколько у нас на борту дизельного топлива и мазута. Оформив приход судна, он ушел.
А лоцман остался. Выпив пару рюмок водки и закусив бутербродами с красной икрой, он стал рассказывать, что в годы Второй мировой войны был капитаном на судне-«ловушке». Это так называемые «кью-шипы» — суда, которые охотились за немецкими подводными лодками. Немцы занимались пиратством в Северной Атлантике на пути караванов грузовых судов, шедших из США в Англию и порты Советского Союза с грузами по программе ленд-лиза.
«Кью-шипы» представляли собой старые тихоходные пароходы, заслонявшие густым дымом весь горизонт. Немецкие подводники, увидев в перископ такое судно, не тратили на него торпеду, а всплывали, пытаясь утопить его палубной пушкой. Но как только немецкая субмарина оказывалась в надводном положении, на «кью-шипе» мгновенно открывался борт, и мощной скорострельной пушкой «немец» расстреливался в упор.
По рассказам лоцмана, патрулируя в Северной Атлантике, его «кью-шипу» удалось потопить несколько немецких подводных лодок.
Что же касается караванов идущих через Атлантику судов, то они состояли, в основном, из пароходов типа «либерти».
Когда лоцман упомянул эти суда, я сразу вспомнил, что был хорошо знаком с этими пароходами.
Начали их строить в США в 1941 году. Строились они на верфях Сан-Франциско, Портсмута, Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Постройка каждого судна длилась всего полтора месяца. Это были сухогрузные пятитрюмные пароходы с паровыми машинами мощностью 2500 лошадиных сил и двумя котлами, работавшими на мазуте. Груза они брали 10000 тонн и имели скорость 12 морских узлов в час.
За годы Второй мировой войны таких судов было построено свыше двух с половиной тысяч. Строились они из расчета на 1-2 рейса. Но, как показала практика, работали «либерти» на морских дорогах по 20-25 лет.
Когда на Кубе после революции 1959 года к власти пришел Фидель Кастро, с которым Советский Союз сразу установил дружеские и деловые отношения, в ответ на поставки всевозможных советских товаров в обратном направлении пошел кубинский тростниковый сахар.
Однако, несмотря на то, что СССР вел морскую торговлю со всем миром и имел большое количество судов в Черноморском пароходстве, тоннажа для перевозок кубинского сахара не хватало. Тогда главный инженер ЧМП
Н. Я. Ермошкин с группой инженеров регистра полетел в Англию, где стояли на консервации американские «либерти». Осмотрев эти суда, инженеры пришли к выводу, что часть из них пригодна к дальнейшей эксплуатации. Так в Черноморском пароходстве появились 12 «либерти», которые еще долгие годы ходили по морям и океанам.
…Воюющая сегодня Украина не имеет ни полноценного военно-морского, ни торгового флота. Но я уверен: когда возродится наша страна, словно птица Феникс из пепла, появятся у нас, помимо военных, и торговые суда. И над просторами мирового океана будет реять наш украинский флаг.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |