Здесь просторно, красиво, светло. Это самое молодое учебное заведение города, где успешно противостоят вызовам нынешнего времени, строят планы на будущее. Где, представьте, отменен общепринятый дресс-код, ученики и учителя приходят в школу в джинсах, «потому что так удобно». Мы в гостях у лицея «Европейский».
«По «Вечерней Одессе» я училась читать»
Да, друзья, поколения выросли, которые предпочли нашу газету букварям. И директор лицея Юлия Бардук — не исключение:
— Дедушка с бабушкой выписывали «Вечернюю Одессу», и еще до школы я научилась читать по газетным текстам. А позже полюбила страницу «Белый парус», предназначенную школьникам. Там, помню, была рубрика «Переписка». Так вот, все мои друзья юности, благодаря газете, знакомились, общались, дружили.
С удовольствием слушаем Юлию и тут же планируем: в следующем году газете исполнится 50, пусть читатели расскажут, что для них «Вечерняя Одесса».
«Я мечтала стать директором школы»
Юлия Бардук — директор лицея «Европейский»Юлия Бардук — директор лицея «Европейский»
За чашкой кофе знакомимся с Юлией Бардук поближе. Учитель начальных классов в школе № 13 — самой большой в Украине. 16 лет в одном учебном заведении. А в 2019-м — предложение участвовать в конкурсе на должность директора «Европейского».
— Наверное, много было желающих?
— Я одна.
— ?!
— Понимаете, у любого учебного заведения есть свои проблемные точки, с которыми неизбежно сталкивается руководитель, — подбор персонала, как педагогического, так и технического, формирование абсолютно нового коллектива, увеличение количества учеников. Лицею 1 сентября следующего года исполнится всего пять лет. Он еще малыш, которого нужно ставить на ноги. Вот и страшновато было другим сюда идти.
— Потому что надо было работать, закатав рукава, вот и не было много желающих, — замечает наш эксперт публикаций на педагогическую тему Сергей Пеняев, который и настоял на визите журналистов в «Европейский».
— А у вас, Юлия, откуда желание?
Идет урокИдет урок
— Я всегда восхищалась директором школы № 13 Натальей Анатольевной Романенко. Старалась перенять все лучшее из ее управленческой работы, мне импонировали ее любовь к своему делу, самоотверженность в работе, уважение к коллективу. Я пришла в эту школу 19-летней, после педагогического колледжа, и становилась тем, кем я становилась —учителем, заместителем директора, имея перед собой пример, эталон. И часто думала о том, как бы я построила работу в «своей» школе. Я мечтала стать директором и не скрывала этого. Поэтому от предложения участвовать в конкурсе не отказывалась. Вспоминаю, как впервые пришла в этот красивый, современный лицей. Подумала тогда: это сказка о Золушке…. А потом начались суровые будни. У молодого директора мало навыков, мало знаний, ведь быть директором не учат. Благодарна директорскому корпусу Приморского района, руководителю департамента образования и науки горсовета Елене Валерьевне Буйневич, моей наставнице Наталье Анатольевне Романенко, которые всегда рядом.
Кодовое слово
Несколько месяцев на посту — и начались вызов за вызовом. Сначала ковид и необходимость осваивать совершенно новую форму обучения — дистанционную. А теперь — война.
Юлия Бардук рассказывает, как буквально накануне собрала администрацию лицея и предложила в форме квеста провести учения.
Учитель физкультуры Наталья Гулак: «Мне очень хорошо здесь, но я скучаю по Мариуполю»Учитель физкультуры Наталья Гулак: «Мне очень хорошо здесь, но я скучаю по Мариуполю»
— Задача была такая — каждый ученик должен знать, в какое место в укрытии он должен бежать в случае опасности, но ни в коем случае во время учений ребенок не должен слышать слова «взрыв», «бомба», «выстрел». Психика детей не должна пострадать! Мы придумали свое кодовое слово, которое я вам не назову. С 1-го по 11-й класс бегали, пока не довели навык до автоматизма. Я предупредила всех, что двери укрытия открыты для всех — детей нашего лицея, других школ, родителей. А 24 февраля мы проснулись от взрывов, и первым мне позвонил охранник: «Юлия Витальевна, в укрытии полно людей!». Это наши дети взяли за руки своих родителей и привели на место своего класса.
«Європейські паляниці»
Спортзал в лицееСпортзал в лицее
Уже 25 февраля, рассказала директор, в лицее началось волонтерское движение, в которое влились 300 человек. Назвали опорный центр, куда со всех школ свозили гуманитарную помощь, «Європейські паляниці». Начинали работать ранним утром, сразу после окончания комендантского часа и до его начала вечером. Собирали, сортировали, разгружали-загружали, развозили… И так по сей день.
— Папы наших учеников, которые с первого дня ушли на фронт, сообщали, в чем у них есть нужда, и мы искали налобные фонарики, батарейки, целлофан, буржуйки. В чате в Вайбере достаточно было сказать, какая помощь нужна, и сразу откликались все. А когда во двор школы заехал прошитый пулями микроавтобус из Харькова, и из него вышли 12 человек, которые уехали, в чем стояли, волонтеры принесли все необходимое, от кастрюль до закруток.
Оксана Сарженюк сортирует гуманитарную помощьОксана Сарженюк сортирует гуманитарную помощь
Семеро учителей-переселенцев принял «Европейский» на работу в военное время. Из Харькова, Херсона, Мариуполя, Николаева. Директор говорит о них: «Профессионалы! Теперь мы родные».
С Натальей Гулак, учителем физкультуры из Мариуполя мы познакомились в спортзале. С апреля она с дочерью-пятиклассницей — в Одессе, здание школы в родном городе разрушено, но, как говорят, подлежит восстановлению. В лицее хорошо приняли, помогли справиться со стрессом, но Наталья мечтает о возвращении домой: «Все будет хорошо, я в этом не сомневаюсь».
Песни в убежище
Журналисты в лицее первый раз. ЗнакомимсяЖурналисты в лицее первый раз. Знакомимся
В первые дни войны директор каждый день стопками выдавала документы — 70 процентов учеников выехали за пределы Украины. Сейчас в лицее организовано обучение и онлайн, и офлайн.
— Все школьники района, которые хотят ходить на занятия, учатся в лицее, — рассказывает Юлия Бардук. — Это 15 классов, 460 учеников, уроки в две смены. Благодарность городской власти, предусмотревшей в здании укрытие, оборудованное по всем правилам. Здесь есть запас воды, продуктов, есть пледы. А еще аквариум, уютные пуфики, мольберты, игры. Здесь не слышно звуков войны. А мы, взрослые, стараемся занять детей чем-то интересным — мальчишки отжимаются, кто-то рисует. А когда однажды, чтобы унять волнение, одна из учителей запела «Червону калину» и ее дружно поддержали дети, мы поняли — надо петь во время тревог, помогает!
Убежище пустует, пока нет воздушной тревогиУбежище пустует, пока нет воздушной тревоги
Юлия Бардук призналась: ранее бывавшая в церкви только по праздникам, с начала войны каждое утро начинает с молитвы. Свою задачу видит в том, чтобы дать школьникам качественное образование, а в конце учебного дня — «вернуть детей родителям целыми и невредимыми, со здоровой психикой». А планы, которые есть и которые направлены на реализацию самой большой амбиции лицея — соответствовать названию «Европейский», пока отложены до дня победы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |